Совершенствование налогового учета налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании и отражении состояния правового регулирования института учета налогоплательщиков - юридических лиц.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть правовое регулирование учета налогоплательщиков;
исследовать порядок постановки на учет налогоплательщиков -юридических лиц

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Порядок учета налогоплательщиков- юридических лиц в налоговых органах………………………………………………………………………………..6
1.1 Правовое регулирование учета налогоплательщиков……………………...6
1.2 Порядок постановки на учет налогоплательщиков-юридических лиц…..10
1.3 Внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц …….………………………………………………………………………………14
2 Совершенствование налогового учета налогоплательщиков…………………18
2.1 Проблемы учета налогоплательщиков…………………………………….18
2.2 Совершенствование налогового учета налогоплательщиков - юридических лиц………………………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

для инета.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

Отметим, что еще одним видом проверки, осуществляемой ФНС РФ при государственной регистрации юридического лица, является проверка возможности арендодателя сдавать помещение в аренду или субаренду, не нарушая при этом санитарной нормы метража на каждого сотрудника             (п. 3.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118) [23, c.81].

 В случае же нарушения  этой нормы инспекция рассматривает  заключенный договор аренды как недействительный, а следовательно, адрес создаваемого общества считает неподтвержденным. Таким образом, налоговые органы берут на себя функции Роспотребнадзора, к тому же еще и неправильно, по нашему мнению, применяет положения гражданского законодательства об аренде.

Такие   действия   налоговых  органов   основаны   на    внутренних

регламентах, методиках, письмах, разъяснениях с грифом ДСП, которые недоступны широкому кругу лиц даже для ознакомления.

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в  п. "а" ст. 12 установлен закрытый перечень документов, предоставляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица. В данный перечень не входят документы, подтверждающие заключение в будущем договора аренды помещения, в виде гарантийного письма от собственника помещения, либо предварительного договора аренды между учредителем (учредителями) и собственником помещения и др. [3].

 Предоставление данных документов может осуществляться только по доброй воле учредителей или иных лиц, подающих заявление о государственной регистрации. Регистрирующий орган не имеет права требовать предоставления иных, не входящих в закрытый перечень, определенный законодателем, документов, необходимых для государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица.

При регистрации юридического лица регистрирующий орган вправе лишь направить запрос собственнику помещения с просьбой о подтверждении того, имело ли место согласие собственника на предоставление помещения для регистрации в нем юридического лица. Если выясняется, что собственник такого согласия не давал и, более того, возражал против регистрации общества по данному адресу, регистрирующий орган может отказать в регистрации юридического лица.

Основанием для отказа в регистрации общества служит довод регистрирующего органа о том, что заявителем при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица были представлены недостоверные сведения о месте нахождения общества и из этого следует, что заявитель не представил необходимые документы, предусмотренные пп. "а" п.1 ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических

 лиц и индивидуальных  предпринимателей".

Полагаем, что, неверным в действиях регистрирующего органа является сравнение понятий "непредставление необходимых документов" с представлением недостоверных сведений. Данная проблема возникает из-за того, что налоговые органы при выполнении функции по регистрации юридических лиц проводят правовую экспертизу представляемых им при создании общества документов, которая в настоящее время не предусмотрена законом.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ было внесено множество поправок в Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в частности ст. 9 изменена в части полномочий регистрирующего органа проводить проверку документов, представленных на государственную регистрацию юридическим лицом. Так, в соответствии с п. 4.1 ст. 9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов, кроме заявления о государственной регистрации и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением предусмотренных законом случаев.

Ранее действовавшая редакция ст. 9 ФЗ "О государственной регистрации..." определяла, что регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов, кроме установленных ФЗ N 129-ФЗ               (п. 4 ст. 9), но это не мешало ему требовать документы, предъявление которых предусмотрено другими федеральными законами. Между тем данная статья не содержала положений, которые бы регламентировали полномочия органов ФНС РФ по проверке документов, представленных на государственную регистрацию, на предмет соответствия их законодательству РФ. Кроме того, Закон "О государственной регистрации" устанавливал, что достоверность сведений в документах, представляемых на государственную регистрацию, подтверждается только лицом, их подающим (ст. 12, 14, 17).

На основе анализа Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" (с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ и от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ), можно сделать вывод о том, что законодатель не предоставил право регистрирующему органу проверять содержащиеся в представленных документах сведения относительно действительного места нахождения юридического лица.

Встречается на практике и еще одна проблема при выборе места нахождения предприятия. В случае указания в заявлении в качестве места нахождения жилого помещения учредитель рискует получить отказ в регистрации на том основании, что [18, c.5]:

- жилое помещение предназначено для проживания граждан; не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилые, то есть на основании ст. 288 ГК РФ;

- юридическое лицо может  использовать жилое помещение  только для проживания граждан (п. 2 ст. 671 ГК РФ);

- допускается использование  жилого помещения для осуществления  профессиональной деятельности  или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение; не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств (п. 2 и 3 ст. 17 ЖК РФ).

То есть налоговые органы в решениях об отказе в регистрации предприятия, в случае указания в качестве места нахождения юридического

лица   жилого  помещения,  отказывают в государственной регистрации на

основании п. 1 ст. 17 ЖК РФ ("Жилое помещение предназначено для проживания граждан"), п. 2 ст. 15 ЖК РФ ("Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства"), п. 2 ст. 54 ГК РФ.

Налоговый орган может потребовать представления доказательства перевода помещения из жилого в нежилое. Или отказать в государственной регистрации по причине непредставления доказательства того, что помещение является нежилым. Такие действия налоговых органов, по нашему мнению, также являются неправомерными. Требования законодателя к пакетам документов, представляемых на государственную регистрацию, не могут быть истолкованы расширительно.

Причина такого мнения налоговых органов состоит в использовании ими комментариев материального права "под собственным авторством", в которых,  достаточно вольно трактуются некоторые положения действующего законодательства. Кроме того, такие комментарии, как было уже отмечено, не всегда являются открытыми и доступными.

Завершает такую "неудачную" попытку регистрации обычно отказ налоговых органов в возврате уплаченной государственной пошлины. Причиной отказа является то, что налоговый орган считает принятие документов на регистрацию совершением действий по регистрации юридического лица, а в случае совершения таковых уплаченная госпошлина не возвращается.

Таким образом, зачастую требования налоговых органов предъявляемые при государственной регистрации юридического лица при его создании являются незаконными, что может являться основанием для дальнейшего оспаривания действий органов ФНС РФ в установленном законом порядке.

2.2  Совершенствование  налогового учета налогоплательщиков - юридических лиц

В налоговой политике государства курс на упрощение налогового учета провозглашен с самого начала вступления в действие НК РФ (табл.4)

Таблица 4 - Этапы совершенствования налогового учета налогоплательщиков

Мероприятия

Значение

Принятие ФЗ - №129 от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О гос. регистра-ции юридических лиц и инди-видуальных предпринимателей".

Закон упростил регистрацию юридических лиц, что означало и упрощение учета налогоплательщиков

Внесение изменений в декабре 2003г. в НК РФ

Реализация принципа "одного окна"

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ

Исключена обязанность налогоплательщиков подавать заявление о постановке на учет по месту нахождения филиалов и представительств

Приказ ФНС России от 12 августа 2011 г. N ЯК-7-6/489@

Введена государственная регистрация документов в в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования

Зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2011 г., государственный номер 21987

Единый портал государственных и муниципальных услуг


 

С мая 2012 г. в полном масштабе на всей территории России при активном участии нотариусов успешно реализуется сервис "Подача электронных документов на государственную регистрацию". С помощью этого сервиса в регистрирующие органы уже направлено более 28 тысяч пакетов электронных документов. Сервис "Подача электронных документов на государственную регистрацию" отмечен дипломом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в номинации "Лучшая государственная услуга, предоставляемая бизнесу с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия" [18, c.6].

Постановка на учет по месту ведения деятельности, если такая деятельность подпадает под ЕНВД или патентную систему налогообложения, также претерпела изменения.

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ  внесены изменения в НК РФ, сделав переход на указанные специальные налоговые режимы добровольным. При начале применения системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности или патентной системы налогообложения налогоплательщик подает в налоговый орган заявление о переходе на соответствующий специальный налоговый режим. Подача заявления в этом случае связана с обязанностью налоговых органов осуществить постановку на учет по месту ведения деятельности в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или налогоплательщика патентной системы налогообложения [27].

В то же время при переходе на единый налог для сельскохозяйственных

товаропроизводителей или упрощенную систему налогообложения подача

заявления была заменена Федеральным законом N 94-ФЗ подачей уведомления.

В данном случае постановки на учет в налоговом органе не происходит.

Налогоплательщик также вправе осуществлять деятельность, подпадающую под ЕНВД или патент, без постановки на учет в налоговом органе, поскольку переход на данные режимы является правом, а не обязанностью налогоплательщика. В этом случае (если он не создает обособленного подразделения) постановка на учет не происходит.

Второй частью НК РФ предусмотрено еще несколько случаев постановки на учет налогоплательщиков по месту осуществления деятельности. Так, статьей 335 НК РФ предусмотрена постановка организации на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование [2].

Согласно Приказу МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731 "Об утверждении Особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых" организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр на основании сведений о предоставлении прав на пользование природными ресурсами, представляемых органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, в соответствии с п. 7 ст. 85 НК РФ [2].

Сам налогоплательщик также ничего не предпринимает и заявление о постановке на учет не подает.

Информация о работе Совершенствование налогового учета налогоплательщиков