Роль и значение органов ФНС РФ в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы выяснения места и роли органов налоговой службы в механизме российского государства на современном этапе принимают не столько теоретический, а скорее практический характер. «Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как федерального, так регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, особенно в экономической и социальной сфер».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ………………………………………………………5
Содержание и формы налогового администрирования……………….…5
Факторы формирования налогового администрирования………………9
Правовое обеспечение налогового администрирования……………….11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФНС РФ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………..15
2.1 ФНС РФ и ее место в государственном управлении……………………15
2.2 Новшества в системе государственных услуг, предоставляемые ФНС РФ……………………………………………………………………………..…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….......….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по НА.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

      Достижение  поставленных задач невозможно без  создания в стране благоприятного налогового климата, равных условий для добросовестной конкуренции. В связи с этим возникает  объективная необходимость в формировании налогового администрирования, позволяющего решать задачи не только контроля на соблюдением налогового законодательства, но и планирования налоговых поступлений в результате принимаемых решений в области налоговых отношений, проведения качественной оценки изменений в ходе налоговой реформы, регулирования налоговых платежей.

      Влияние политического и социально-экономического факторов способствует появлению  правового фактора, придающего функционированию налогового администрирования заданное законом направление, координирующего его действие при изменениях в политической и социально-экономической сферах. Правовой фактор находит свое выражение в нормативно-законодательной базе, регулирующей налоговые отношения. [9]

      Под влиянием политического и социально-экономического факторов формируется также институциональный фактор, находит свое выражение в составе и взаимодействии субъектов налогового администрирования, организационно-функциональной структуре субъектов налогового администрирования, отражает логику объективных факторов и обеспечивает реализацию их стратегии в области налогового администрирования. Институциональный фактор также влияет на формирование технологии налогового администрирования, на баланс взаимодействия участников налоговых отношений, создание  эффективной модели налогового администрирования, учитывающей особенности налоговых отношений на современном этапе, способствует созданию и оптимизации условий для функционирования каждого из элементов налогового администрирования. Под влиянием  данного фактора определились основные принципы функционирования налогового администрирования.

  1. принцип единства;
  2. принцип независимости по отношению к объектам администрировании;
  3. принцип действенности;
  4. принцип правомочности.
 
 

1.3 Правовое обеспечение налогового администрирования 

Правовым  обеспечением налогового администрирования  выступает совокупность правовых норм, которая в науке финансового  права определяется как налоговое  право. Формы выражения норм налогового права или источники налогового права, составляющие систему правового обеспечения налогового администрирования, следующие:

  • Конституция РФ;
  • постановления и определения Конституционного Суда РФ;
  • постановления и определения конституционных судов субъектов РФ;
  • решения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • законодательство о налогах и сборах.

      Информационные  письма Президиума ВАС РФ, будучи официальным  выражением правоприменительной практики высшей судебной инстанции, не являются источниками налогового права и, следовательно, не входят в систему правового обеспечения налогового администрирования.

      Согласно  ст. 1 НК РФ, в систему законодательства о налогах и сборах входят:

  • Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы;
  • законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;
  • нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного управления.

      Подзаконные нормативные правовые акты органов  исполнительной власти не включаются в систему законодательства о  налогах и сборах. В то же время, согласно ст. 111 НК РФ, существуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. И одно из них – выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных уполномоченными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Следовательно, налоговые отношения регулируются не только законами, но и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти.[9]

      Элементом системы правового обеспечения  налогового администрирования выступают  также внутриведомственные нормативные  правовые акты, которые обязательны  только для применения соответствующими структурными подразделениями. Но, согласно ст. 4 НК РФ, они не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. И в связи с этим подзаконные нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, которые регулируют вопросы налогового контроля, налогового регулирования и налогового планирования как элементов налогового администрирования, необходимо считать элементами системы правового обеспечения налогового администрирования. В их число входят:

  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • постановления, приказы, распоряжения, письма субъектов налогового администрирования.

      При помощи подзаконных нормативных  правовых актов органов исполнительной власти оперативно обеспечивается работа субъектов налогового администрирования, регулируется его технология. Например, утверждаются форма и порядок заполнения деклараций, форма и порядок организации работы по предоставлению налоговых преференций и наложению санкций, регламентируется работа субъектов налогового администрирования, вводятся стандарты и критерии качества их работы, определяется порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам и т.д.[9]

      Особое  место в системе правового  обеспечения налогового администрирования  занимают международно-правовые источники  налогового права. Появление большого количества международных договоров по вопросам налоговых отношений стало следствием развития рыночных отношений в России и расширения интеграционных процессов. Статьей 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров, содержащих положения, касающиеся налоговых отношений, над НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах. В настоящее время условно выделяют три уровня регулирования налоговых отношений:

  • общие принципы и нормы международного права;
  • право международных договоров;
  • национальное право.

      Примером  правового обеспечения налогового администрирования международно-правовыми  источниками налогового права может  служить правовое обеспечение интеграционных процессов в области налогового администрирования в рамках Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФНС РФ В СИСТЕМЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 

2.1 ФНС РФ и ее  место в государственном  управлении 

      Государственное управление – одна из важнейших  функций любой социально-политической системы. Налоговая система государства является одной из основных составляющих государственного управления экономикой и управления социальными процессами в нем. При этом власть подразумевает определенную организацию и деятельность, состоящую в определении политики и правовых норм, на которых будет базироваться эта деятельность, а также существование определенных механизмов, реализующих деятельность органов власти.

      Главное в экономической роли правительства  – обеспечить реализацию позитивной парадигмы экономического механизма государства в целом и его отдельных составляющих. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того насколько правильно и гибко построена ее налоговая система.

      Политические  установки правительства указывают на четкую связь налоговой системы (налогового законодательства, налоговой политики, налоговых органов) и налогового администрирования (функцией институтов налоговой системы).

      Налоговая система характеризуется путем  выделения элементов (подсистем), имеющих значимые функциональные взаимосвязи. Элементами налоговой системы является механизм налогового администрирования. Таким образом, с позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить два элемента субъектного характера (налоговые администрации и налогоплательщиков) и два элемента объектной направленности (законодательство и сами налоги). Схематично состав элементов представлен на рисунке 2.

 

  
 
 
 
 

     Рис. 2 – Состав обязательных элементов  налоговой системы[15] 

               Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования. При этом каждый из элементов находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Основные взаимосвязи между элементами налоговой системы:

  1. Порядок уплаты и применения мер по обеспечению уплаты налогов и сборов;
  2. Процедура налогового учета и налогового контроля;
  3. Процедура реализации прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых администраций;
  4. Порядок вменения и реализации ответственности за совершение налоговых правонарушений;
  5. Порядок обжалования актов и действий налоговых администраций (их должностных лиц);
  6. Порядок установления, изменения, отмены налогов и сборов.

      Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов.

      Налоговая система Российской Федерации строится по территориальному принципу и состоит  из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).

      Среди федеральных служб, на которые возложены задачи государственного администрирования, рассмотрим ФНС России. Налоговые органы наделяются очень широкими полномочиями в сфере налогообложения, поскольку их первостепенная задача заключается в формировании доходной части государственного бюджета. Положение о ФНС РФ утверждено постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. №506 и утверждена приказом Минфина России от 9 августа 2005 г. № 104н «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы».

      Система органов ФНС РФ выступает в  качестве единой, независимой и централизованной системы контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов. А также других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения современного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.

      ФНС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Информация о работе Роль и значение органов ФНС РФ в системе государственного управления