Роль и значение органов ФНС РФ в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы выяснения места и роли органов налоговой службы в механизме российского государства на современном этапе принимают не столько теоретический, а скорее практический характер. «Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как федерального, так регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, особенно в экономической и социальной сфер».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ………………………………………………………5
Содержание и формы налогового администрирования……………….…5
Факторы формирования налогового администрирования………………9
Правовое обеспечение налогового администрирования……………….11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФНС РФ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………..15
2.1 ФНС РФ и ее место в государственном управлении……………………15
2.2 Новшества в системе государственных услуг, предоставляемые ФНС РФ……………………………………………………………………………..…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….......….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по НА.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ………………………………………………………5

    1. Содержание и формы налогового администрирования……………….…5
    2. Факторы формирования налогового администрирования………………9
    3. Правовое обеспечение налогового администрирования……………….11

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФНС РФ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………..15

  2.1 ФНС  РФ и ее место в государственном  управлении……………………15

  2.2 Новшества  в системе государственных услуг, предоставляемые ФНС РФ……………………………………………………………………………..…..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….......….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Вопросы выяснения места и роли органов  налоговой службы в механизме  российского государства на современном этапе принимают не столько теоретический, а скорее практический характер. «Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как федерального, так регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, особенно в экономической и социальной сфер».

     Актуальность  данной темы заключается в том, что ФНС РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим выработку и проведение единой государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов, координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в Российской Федерации.

     Цель  данной работы – выявление роли и значения органов ФНС РФ в  системе государственного управления.

      Данная  цель может быть достигнута посредством  решения следующих задач:

    1. Раскрыть Содержание и формы налогового администрирования;
  1. Описать факторы формирования налогового администрирования;
  1. Определить правовое обеспечение налогового администрирования;
  2. Охарактеризовать ФНС РФ и ее место в государственном управлении;
  3. Выявить новшества в системе государственных услуг, предоставляемые ФНС РФ.

     Объектом исследования является налоговое администрирование.

     Теоретической основой исследования выступают  труды ученых, таких как Гончаренко Л.И., Гварлиани Т.Е., Алиев Б.Х. и т.д.

     Правовая  основа исследования – Федеральные  законы РФ, приказы Министерства финансов РФ; работа написана с использованием КонсультантПлюс.

     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 

1.1 Содержание и формы налогового администрирования 

     Управление  налоговой системой в широком  понимании можно рассматривать  как деятельность государства по управлению каждым элементом, входящим в понятие налоговой системы. В отношении первого элемента (совокупность налогов) – это законодательное установление перечня налогов и порядка налогообложения по каждому виду налогов и сборов. В отношении второго элемента – это законодательное установление компетенции, принципов, процедур, форм и методов организации и деятельности уполномоченных органов власти в налоговой сфере. Наконец, по третьему элементу – это определение функций и задач налоговых органов, обеспечивающих контроль и привлечение к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство.

     Управление  налоговой системой в узком понимании  представляет собой управление системой налоговых органов.

     Таким образом, в основе управления налоговой  системой – нормативные правовые акты (налоговое законодательство), организация практической деятельности и контроль.

     Налоговое администрирование – одна из частей управления налоговой системой. Его  содержание составляет деятельность уполномоченных органов управления в налоговой  сфере – Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой  службы, направленная на обеспечение реализации и соблюдения налогового законодательства.

     Основные  элементы налогового администрирования  следующие:

  • контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками;
  • контроль реализации и исполнения налогового законодательства налоговыми органами;
  • организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.[16]

     Формами организационного, методического и  аналитического обеспечения контрольной  деятельности выступают: определение  структуры и функциональных обязанностей различных уровней налоговых органов; разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам; процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков; порядок регулирования налоговых платежей и применения налоговых санкций; планирование и прогнозирование налоговых платежей.

     С учетом компетенции исполнительных органов, содержательной наполняемости  налогового администрирования на разных уровнях управления выделяется два  уровня налогового администрирования. Субъектами первого уровня выступают Минфин России, ФНС России. Цель налогового администрирования на этом уровне – разработка мер по повышению уровня собираемости налогов, в том числе на основе совершенствования налогового законодательства; составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет с учетом анализа текущих платежей и т.д. Субъектами второго уровня выступают территориальные налоговые органы и отдельные подразделения ФНС России. Содержание налогового администрирования на этом уровне составляют мероприятия по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и нижестоящими налоговыми органами, предоставлением отсрочек и привлечением к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц.

     Налоговое администрирование как деятельность уполномоченных органов управления охватывает не только исполнение действующих  норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации, в том  числе по практике исполнения процедур налоговых проверок, и разработку мер по реформированию механизма исчисления налогов, процедуры и методики налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять факты несовершенства налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам минимизировать свои платежи или уклоняться от их уплаты, и принимать превентивные меры по устранению указанных нарушений (рис. 1).

       
 
 
 
 
 
 

рис1. - Содержание понятия налогового администрирования[16] 

      Налоговое администрирование должно базироваться на реализации такого принципа построения налоговой системы, как принцип эффективности, а именно обеспечения максимального поступления налогов и сборов в бюджет при минимальных издержках взимания и налогового контроля. Один из показателей эффективности налогового администрирования – минимизация административных расходов по сбору налогов и контроля соблюдения налогового законодательства.

      На  первом этапе современной налоговой  реформы, характерной особенностью которого была фискальная направленность, налоговому администрированию были присуще те же недостатки, что и всей налоговой системе:

  1. наличие пробелов и недоработок в общих принципах управления налоговой системой и соответственно налогового администрирования;
  2. недостаточный уровень проработанности законов, регулирующих исчисление отдельных налогов;
  3. недостатки в управлении налоговых органов, в том числе при взаимодействии их с другими государственными органами управления и контроля.

      Недостатки  налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе. Налоговая культура создается на основе взаимного уважения всех участников налоговых правоотношений.

      Важнейшими  условиями повышения качества налогового администрирования выступают: совершенствование  организационной структуры налоговых  органов, укрепление их материально-технической базы, использование новых технологий контрольной работы, в том числе и по отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок, изменение концепции взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, поднятие на принципиально новый уровень информационно-технологического обеспечения аналитической работы, повышение квалификации кадров, разработка качественных профессиональных стандартов деятельности работников налоговых органов.

      Для современного этапа развития системы  налогового администрирования характерно расширение международного сотрудничества налоговых органов разных стран в различных формах – от разовых или периодических консультаций и взаимного обмена информацией об изменениях налогового законодательства до заключения долгосрочных соглашений, в том числе направленных на борьбу с уклонениями от уплаты налогов.[16]  
 

1.2 Факторы формирования налогового администрирования 

      В конце XX века с изменением политической ситуации в России и переходом к рыночной экономике возникла объективная потребность в проведении налоговой реформы с целью создания адаптированной к рыночным отношениям налоговой системы, которая обеспечит государство необходимыми налоговыми поступлениями. Основной инструмент решения указанной задачи – налоговая политика государства. В силу своей природы государственная политика является, во-первых, фактором формирования налоговой системы, во-вторых, фактором формирования налогового администрирования, обеспечивающего реализацию налоговых отношений и функционирование налоговой системы.

      Налоговая политика государства, будучи основным политическим фактором в области  налоговых отношений, определила формирование налогового администрирования не только как средства, обеспечивающего доходную часть бюджета, но и как элемента системы государственного воздействия на процесс воспроизводства.  Однако для выполнения задач необходимо создать соответствующие условия. Это явилось предпосылкой реформирования налогового администрирования и наделения  эффективными полномочиями органов исполнительной власти.

      В настоящее время налоговая политика России направлена в сторону соблюдения баланса интересов государства  и налогоплательщиков за счет ослабления налоговой нагрузки на экономику  и административной нагрузки на налогоплательщика. Отмена отдельных налогов и снижение налоговых ставок, приводящее к уменьшению налоговых поступлений в бюджет, требуют формирования налогового администрирования, способного обеспечить эффективное функционирование налоговой системы. В этих условиях влияние государственной налоговой политики на формирование налогового администрирования имеет определяющее значение. Следовательно, данный фактор необходимо классифицировать как объективный.

      Наряду  с налоговой политикой государства  объективным фактором, влияющим на формирование налогового администрирования, выступает социально-экономический фактор.

      На  современном этапе социально-экономического развития нашей страны актуальны  следующие направления:

  • развитие России как социального государства;
  • создание инновационной экономики;
  • увеличение валового внутреннего продукта;
  • повышение уровня жизни населения.

Информация о работе Роль и значение органов ФНС РФ в системе государственного управления