Роль имущественных налогов в налоговой системе РФ. Налог на имущество организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить основные направления развития российского законодательства в области имущественного налогообложения;
- раскрыть экономическое содержание и правовые основы налогообложения имущества;
- рассмотреть сущность, понятие налога на имущество организаций;
- изучить налоговые льготы налога на имущество организаций и рассмотреть ставки налога на имущество организаций в субъектах РФ;
- проанализировать действующий механизм исчисления и взимания налогов на имущество организаций;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Согласно абз.2 п.2 ст.11 НК РФ, иностранными организациями для целей налогообложения признаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства.

Как следует из письма МНС РФ от 11 мая 2001 года № 04-4-05/113-М905 "О налоге на имущество предприятий", налог на имущество предприятий зачисляется в бюджет только по месту нахождения организации (месту государственной регистрации) и месту нахождения обособленных подразделений организации, а не по месту нахождения имущества организации.

Форма собственности при исчислении и уплате налога на имущество значения не имеет. Так, согласно письму Минфина РФ от 6 ноября 2001 г. №04-05-06/85, в случае постановки на баланс организации государственного или муниципального имущества, осуществляемой согласно ГК РФ путем передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям, указанное имущество подлежит налогообложению налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке.

Таким образом, как и прежде, платить налог на имущество должны все российские организации. По-прежнему должны платить налог на имущество иностранные фирмы в том случае, если они осуществляют деятельность на российской территории через постоянные представительства и имеют в собственности недвижимость на территории России [9, с.25].

Под постоянным представительством в целях налогообложения имущества, так же как и в целях налогообложения прибыли, понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:

с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Иностранные фирмы, не образующие в России постоянных представительств, также должны платить налог на имущество. Обязанность уплаты налога у таких фирм возникает лишь в отношении объектов недвижимого имущества, находящегося на территории России.

 

    1. Роль имущественных налогов в налогообложении

Налог на имущество организаций является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно.

К тому же налог на имущество организаций занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта, а также изменений, предусмотренных проектом Налогового кодекса Российской Федерации.

Налог на имущество физических лиц также играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества.

Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев "уходят" от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

Преимущество имущественных налогов заключается в высокой степени стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней [24, с.112].

Во многих странах действует развитая система имущественного обложения на местном уровне, охватывающая как собственно имущество, так и его движения в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13% (Великобритания, Япония, США), а на местном уровне - до 100% (Великобритания).

Однако в РФ налогу на имущество организаций зачастую уделяется меньше внимания, чем, например, налогу на прибыль организаций или налогу на добавленную стоимость. Однако в условиях проводимых налоговой и бюджетной реформ, для бюджета субъекта Российской Федерации, должна возрастать роль налогов, признанных Налоговым кодексом Российской Федерации - региональными, к коим относится и налог на имущество организаций [19, с.63].

Концепция имущественного налогообложения предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости, то есть земли и имущественных объектов, прочно связанных с землей. Поэтому в ближайшие годы предстоит решить задачу взаимодействия и четкой координации деятельности многочисленных государственных органов и организаций по ведению кадастров, реестров и иных информационных ресурсов в сфере недвижимости, оценке, а также по обмену информацией об объектах недвижимости и их правообладателях в целях ведения фискального реестра и налогообложения недвижимости.

В целях реализации вышеназванных задач создано Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, основной задачей которого является совместно с Минюстом России и другими ведомствами и организациями, имеющими сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях и других объектах недвижимости, их оценке и правообладателях недвижимости, формирование единой системы кадастровой регистрации объектов недвижимости и зарегистрированных прав на объекты недвижимости, установление электронного доступа к этим сведениям для государственных нужд, налогообложения недвижимости др.

Результатом такой реформы станет эффективное управление недвижимостью, создание системы оценки недвижимости, в том числе для целей налогообложения, реализация простой и недорогой процедуры для сделок с землей и недвижимостью с использованием подхода "одного окна" (особенно актуально для граждан, банков, организаций), что создаст необходимые условия перехода к налогу на недвижимость.

В России налог на имущество организаций уплачивают свыше 1,0 млн. налогоплательщиков. Налог на имущество организаций отнесен Кодексом к региональным налогам. Платежи от этого налога в размере 100% полностью зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и, поэтому занимают значительный удельный вес в их бюджетах (в среднем по стране - 65%) и, следовательно, данный налог имеет значительную роль в формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Еще налог на имущество очень важен своей фискальной функцией именно для региональных бюджетов. Данный налог в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации отличается своей стабильностью, поскольку у организаций для ведения экономической деятельности имеется значительный производственный и непроизводственный имущественный фонд, к которому в целях налогообложения относится движимое или недвижимое имущество.

Особенностью всех региональных налогов и налога на имущество в частности, является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.

При взимании налога на имущество реализуются также стимулирующая и контрольная функции через заинтересованность организаций в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества, и обновлении основных фондов [27, с. 20].

Попытка ввести такие платежи предпринималась и ранее в нашей стране, так, например, в конце 1970-х гг. была введена плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Но она в корне отличалась от налога на имущество объектом налогообложения и размером ставки, и, что самое главное, источником платежа. Поэтому налог на имущество следует считать новым явлением во взаимоотношениях предприятий с государством.

Новизна этого платежа в бюджет заключается не только в том, что он носит налоговый характер. При исчислении данного налога в состав налогооблагаемой стоимости имущества попадают принципиально новые стоимостные элементы, присущие рыночным условиям хозяйствования. К таким элементам относится рыночная стоимость основных фондов, нематериальных активов; применение механизма ускоренной амортизации и использование индексации в переоценке основных средств с учетом инфляционных процессов; залог имущества и другие формы его движения, обусловленные конъюнктурными колебаниями и поиском путем стабилизации финансового состояния [12, с. 98].

Налог на имущество представляет собой прямой налог на недвижимость и на личную имущественную собственность. Объектом налогообложения является стоимость движимого и недвижимого имущества, принадлежащего физическим лицам. Налог на имущество может использоваться государством для перераспределения имущества в рамках политики распределения доходов.

Налог на имущество физических лиц является региональным прямым прогрессивным налогом. Экономическим обоснованием данного налога служит необходимость компенсации затрат государства по ведению реестра собственников, защиты их законных прав.

Что касается налога на имущество организаций, то при его введении на территории Российской Федерации преследовались цели: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия. То есть для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов - фискальную функцию.

К сожалению, налог на имущество предприятий, являясь важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в Российской Федерации, в настоящее время не играет сколько-нибудь заметной роли в формировании доходной базы соответствующих бюджетов. Доля данного налога в системе бюджетных доходов относительно мала.

Однако в перспективе налогам на имущество уготована более активная роль в налоговой и в бюджетной системах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налог на имущество организаций. Теоретические основы налога, методика его исчисления и порядок уплаты.

 

    1. Сущность и назначение налога на имущество организаций

Особенностью всех региональных налогов и налога на имущество в частности, является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.

Глава 30 НК РФ, непосредственно регулирующая вопросы имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года.

В соответствии с ее нормами, налог на имущество организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.

Налог на имущество организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации. То есть, как верно отмечает один из финансистов, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых и потому зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка [8, с. 58].

В рамках бюджетных правоотношений налог на имущество организаций относится к собственному доходу регионов, которым в силу ст.47 Бюджетного кодекса РФ, называется доход, зачисляемый в бюджеты в соответствии с бюджетным з5аконодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.

Налог на имущество организаций - региональный и он важен своей фискальной функцией именно для региональных бюджетов. Данный налог в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации отличается своей стабильностью, поскольку у организаций для ведения экономической деятельности имеется значительный производственный и непроизводственный имущественный фонд, к которому в целях налогообложения относится движимое или недвижимое имущество [8, с. 65].

При его взимании реализуются также стимулирующая и контрольная функции через заинтересованность организаций в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества, и обновлении основных фондов.

Информация о работе Роль имущественных налогов в налоговой системе РФ. Налог на имущество организаций