Реализация прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Содержание

1. Налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты…3
1.1 Налогоплательщики и плательщики сборов…………………….3
1.2 Налоговые агенты………………………………………………….5
2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)…………….9
3. Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков……..15
4. Библиографический список………………………………………..16
5.Расчетная часть……………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.docx

— 100.32 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Уральский государственный университет путей сообщения

 

Кафедра «Экономика транспорта»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоговая система»

«Реализация прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов»

(вариант №7)

 

ПРОВЕРИЛ:

преподаватель

Еремина И.В.

 ВЫПОЛНИЛ:

 студент гр. ЭК-6

 


 

 

 

Екатеринбург

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Налогоплательщики, плательщики  сборов, налоговые агенты…3

1.1 Налогоплательщики и  плательщики сборов…………………….3

1.2 Налоговые агенты………………………………………………….5

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)…………….9

3. Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков……..15

4. Библиографический список………………………………………..16

5.Расчетная часть……………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты
    1. Налогоплательщиками и плательщиками сборов.

Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ)

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст.19).

Налогоплательщики в качестве субъектов налогового права подразделяются на две группы: организации и физические лица. В налоговом праве понятие «организация» соотносится с понятием «юридическое лицо», применяемым гражданским законодательством. В целях реализации предписаний НК РФ организации подразделяются на два вида: российские организации -- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; иностранные организации -- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

К числу налогоплательщиков-организаций относятся филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, при условии, что налоговым законодательством на них возложена обязанность уплачивать конкретные налоги. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не являются, поскольку они только исполняют налоговые обязанности головных организаций по месту своего нахождения. Налоговый кодекс РФ ч.2 ст.19

Налогоплательщиками - физическими лицами могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. На правовой статус налогоплательщика не влияет его возраст, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Налоговые агенты

Налоговые агенты -- это лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетные фонды причитающихся налогов.

Статья 24. Налоговые агенты

1. Налоговыми агентами  признаются лица, на которых в  соответствии с настоящим Кодексом  возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

2. Налоговые агенты имеют  те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным  законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно  исчислять, удерживать из денежных  средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную  систему Российской Федерации  на соответствующие счета Федерального казначейства;

(в ред. Федеральных законов  от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

2) письменно сообщать  в налоговый орган по месту  своего учета о невозможности  удержать налог и о сумме  задолженности налогоплательщика  в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

3) вести учет начисленных  и выплаченных налогоплательщикам  доходов, исчисленных, удержанных и  перечисленных в бюджетную систему  Российской Федерации налогов, в  том числе по каждому налогоплательщику;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

4) представлять в налоговый  орган по месту своего учета  документы, необходимые для осуществления  контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех  лет обеспечивать сохранность  документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

3.1. Налоговые агенты несут  также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ)

4. Налоговые агенты перечисляют  удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом  для уплаты налога налогоплательщиком.

(п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 № 154-ФЗ)

5. За неисполнение или  ненадлежащее исполнение возложенных  на него обязанностей налоговый  агент несет ответственность  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона  от 09.07.1999 № 154-ФЗ)

Как правило, налоговыми агентами являются лица, выплачивающие другим субъектам денежные средства: работодатели, банки, выплачивающие доходы физическим лицам, российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юридическим лицам. Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, являющиеся источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов.

Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно налоговых агентов можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых органов налоговые агенты не обладают и не имеют права не исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся с конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.

Однако в тех случаях, когда налоговый агент превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания налогов или неправильно применяет налоговые льготы, то образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого будет являться налоговый агент.

Как правило, налоговые агенты сами являются налогоплательщиками, обязанными уплачивать установленные для них налоги. Например, предприятие удерживает со своих работников налог на доходы физических лиц и одновременно само уплачивает взносы в Пенсионный фонд РФ в качестве налогоплательщика. Налоговые агенты имеют одинаковые права с налогоплательщиками. Следовательно, правовой статус налоговых агентов имеет двойственную природу. С одной стороны, налоговые агенты вступают во взаимоотношения с налогоплательщиками в качестве представителей налоговых органов, не пользуясь при этом государственно-властными полномочиями. С другой стороны, налоговые агенты являются участниками финансово-хозяйственного оборота, что влечет возникновение объектов налогообложения и наделяет их статусом налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов).

Статья 21 НК устанавливает достаточно обширный перечень прав налогоплательщиков. Схематично данные права представлены на рис. 1

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики имеют  право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; налогоплательщик имеет право на ясное и четкое налоговое законодательство, которое подтверждается положением п. 7 ст. 3 НК, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия, неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;

2) получать от Министерства  финансов РФ письменные разъяснения  по вопросам применения законодательства  РФ о налогах и сборах, от  финансовых органов субъектов  РФ и муниципальных образований  — по вопросам применения соответственно  законодательства субъектов РФ  о налогах и сборах и нормативных  правовых актов муниципальных  образований о местных налогах  и сборах;

3) использовать налоговые  льготы при наличии оснований  и в порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах (подробнее  данный вопрос был освещен  в § 3.6);

4) получать отсрочку, рассрочку (ст. 64 НК) или инвестиционный налоговый  кредит (ст. 66, 67 НК) в порядке и  на условиях, установленных НК;

5) на своевременный зачет  или возврат сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ)

5.1) на осуществление совместной  с налоговыми органами сверки  расчетов по налогам, сборам, пеням  и штрафам, а также на получение  акта совместной сверки расчетов  по налогам, сборам, пеням и штрафам;

 (пп. 5.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ)

6) представлять свои интересы  в отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, лично либо  через своего представителя;

 (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

7) представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по  актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при  проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта  налоговой проверки и решений  налоговых органов, а также налоговые  уведомления и требования об уплате налогов;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ)

10) требовать от должностных  лиц налоговых органов и иных  уполномоченных органов соблюдения  законодательства о налогах и  сборах при совершении ими  действий в отношении налогоплательщиков;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

11) не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов, иных уполномоченных органов  и их должностных лиц, не соответствующие  настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

12) обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов  и действия (бездействие) их должностных лиц;

(в ред. Федеральных законов  от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

(пп. 13 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

14) на возмещение в полном  объеме убытков, причиненных незаконными  актами налоговых органов или  незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

(пп. 14 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

15) на участие в процессе  рассмотрения материалов налоговой  проверки или иных актов налоговых  органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Информация о работе Реализация прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов