Пути совершенствования механизма взимания государственной пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Государственная пошлина представляет собой единственный элемент системы налогов и сборов, «переживший» переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. В целях упрощения системы налогов и неналоговых изъятий средств в бюджет в 30-х гг. ХХ столетия в СССР проводилась налоговая реформа. Одним из новшеств стало установление единой государственной пошлины, соединившей в себе существовавшие ранее нотариальные сборы, судебные пошлины, сборы за удостоверение договоров, сбор с обращений в правительственные учреждения и к должностным лицам, сбор (плату) за регистрацию актов гражданского состояния и некоторые др. От взимания большинства других сборов и пошлин, таких, например, как гербовый сбор, канцелярский сбор, сбор за торговую регистрацию, государственный сбор за обязательную последующую регистрацию сделок, сбор за пробирные операции и анализ металлов, отказались.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
Теоретические аспекты формирования государственной пошлины4
Понятие государственной пошлины и принципы ей формирования4
Плательщики, порядок и сроки уплаты государственной пошлины9
Льготы по государственной пошлине, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины16
Размеры государственной пошлины21
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах21
Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий и государственную регистрацию актов гражданского состояния26
Пути совершенствования механизма взимания государственной пошлины32
Развитие форм налогового администрирования государственной пошлины32
Преобразование государственной пошлины37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ43

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги курсовая Тема 8.docx

— 71.17 Кб (Скачать файл)

- отсутствие ранжирования целей  по степени их важности и  концентрация усилий на достижение  наиболее важных из них;

- нечеткое определение проблем,  стоящих перед экономикой страны;

- слепое копирование опыта построения  налоговой системы США, без  аналитической работы и изучения  зарубежного опыта налоговых  реформ.

В настоящее время назрела необходимость  разработки собственной долговременной концепции налоговой политики России, учитывающей национальные и региональные особенности, накопленный опыт реформирования налоговой системы. Требуется дальнейшая модернизация налоговой системы, налоговой  политики, в том числе системы  администрирования, в целях создания комфортных налоговых условий для  перехода отечественной экономики  на инновационный путь развития.

Опыт таких стран, как Великобритания, США, Германия, Франция показывает, что основной целью налоговой  политики должна являться стабилизация налоговой системы, а не постоянный поиск путей увеличения налоговых  доходов государства (именно так  обстоят дела в России). Цели и  задачи налоговой политики могут  различаться в зависимости от конкретного исторического периода  и от конкретных обстоятельств и  социально-экономических условий  каждой страны. Но при этом налоговая  политика должна быть ориентирована  на создание благоприятного налогового климата в государстве. В целом  эффективность проводимой в каждой стране налоговой политики зависит от эффективности налогового администрирования. Поскольку оно представляет инструмент, направленный на успех или провал общей налоговой политики. Это обусловлено тем, что основная цель налоговых органов в сфере налогового администрирования включает в себя обеспечение полного и своевременного сбора налогов и пошлин, установленных в соответствии с законодательством. Налоговое администрирование можно рассматривать как управление процессом взаимодействия между участниками налоговых правоотношений. Такого рода отношения складываются в ходе исполнения обязательств перед бюджетами различных уровней бюджетной системы, в рамках деятельности налоговых органов, выполняющих функцию по сбору налогов и контролю за их уплатой. В целях наиболее полного поступления налоговых платежей государство в системе своих органов должно иметь соответствующий механизм, обеспечивающий постоянство налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды.

В связи с чем налоговое администрирование  экономисты рассматривают как механизм, позволяющий реализовать основные направления налоговой и бюджетной  политики государства.

Рассматривая налоговое администрирование  как некий управленческий процесс, можно говорить о том, что это  в первую очередь совокупность приемов, способов и методов уполномоченных органов государственной власти в налоговой сфере.

К средствам налогового администрирования  относят:

- налоговое планирование, налоговый  аудит;

- совершенствование информационных  систем;

- повышение уровня добросовестного  отношения налогоплательщиков к  своим обязанностям платить налоги;

- повышение квалификации кадров  налоговых органов;

- улучшение обслуживания налогоплательщиков.

Среди приведенных средств налоговое  планирование позволит провести количественную и структурную оценку налогового потенциала на уровне регионов, определить возможные последствия планируемых  к принятию на федеральном и региональном уровне решений по вопросам государственной  налоговой, бюджетной, экономической  и социальной политики.

Проведение налогового аудита позволит добиться высокого уровня собираемости налогов и повышению уровня добросовестного  отношения налогоплательщиков к  своим обязанностям платить налоги.

Совершенствование налоговой документации, расширение использования налогоплательщиками  компьютерной техники и специализированных программ при ведении учета, что  подтверждается сдачей отчетности через  Интернет. ФНС России создает для  этого необходимый организационно-технологический  базис. Совершенствуется организация  планирования налоговых поступлений  в условиях системы электронной  обработки данных.

Процесс разработки планов (прогнозов) налоговых поступлений в бюджетную  систему Российской Федерации всего, и в том числе по основным налогоплательщикам, переводится на электронную обработку  данных. На создаваемых автоматизированных рабочих местах (РМ8-2-1) с помощью  «Системы ЭОД» предусмотрено проведение анализа и разработки плана (прогноза) налоговых поступлений в бюджет, включая государственные внебюджетные фонды. Создание и ведение баз данных о налоговых поступлениях и показателях хозяйственно-финансовой деятельности крупнейших и бюджетообразующих налогоплательщиков. Создание комплексной системы учета налогоплательщиков и мониторинга их деятельности, системы информационно-аналитического обеспечения налоговых проверок, а также популяризации представления налоговых деклараций в электронном виде.

Добросовестность налогоплательщиков зависит от определенности в области  налогообложения, знания прав и обязанностей, организации работы на принципах  сотрудничества и доверия.

Повышение квалификации кадров налоговых  органов может реализоваться  через систему дополнительного  образования: переподготовки, повышения  квалификации, стажировки, участия  в семинарах по налоговой и  экономической тематике, что позволит расширить объем предоставляемых  услуг и способствует положительной  динамике поступлений доходов.

При улучшении обслуживания налогоплательщиков полезен опыт западных моделей, применимый в данной области, часть которых  основана на высоком стимулировании налоговых работников, положениях о  действии гражданского общества.

Таким образом, хотелось бы отметить, что эффективное налоговое администрирование  выступает развивающим фактором налоговой политики. Поскольку как  средства повышения эффективности, так и факторы положительной  направленности налогового администрирования  однозначно отражаются на основной стратегии  налоговой политики. [5]

 

 

3.2. Преобразование государственной  пошлины

С 1 января 2005 г. в соответствии с  Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ введена в действие еще  одна глава части второй Налогового кодекса РФ - гл. 25.3 «Государственная пошлина».

В новой гл. 25.3 в основном сохранен ранее действовавший порядок  исчисления и уплаты государственной  пошлины, регулируемый Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной  пошлине» (в ред. изм. и доп.). Вместе с тем новый порядок исчисления и уплаты государственной пошлины  содержит ряд новых существенных моментов.

Изменены размеры  подлежащей уплате госпошлины (п. 1 ст. 333.21). Например, изменена шкала определения  размера госпошлины по искам и  заявлениям имущественного характера (подп. 1); минимальный размер подлежащей уплате госпошлины составляет 500 руб., а не 100 руб.; по искам неимущественного характера госпошлина подлежит уплате в сумме 2000 руб., а не 1000 руб.; по заявлениям о признании должника банкротом  подлежит уплате госпошлина в сумме 2000 руб. (ранее - 1000 руб.) и другие.

Установлена обязанность  по уплате госпошлины по новым категориям заявлений (п. 1 ст. 333.21 и п. 1 ст. 333.22); отменена обязанность по уплате госпошлины (подп. 12 п. 1 ст. 333.21) при подаче апелляционных  и кассационных жалоб на определения  о наложении судебных штрафов; изменен  порядок уплаты госпошлины при увеличении истцом размера исковых требований (подп. 3 п. 1 ст. 333.22); установлен порядок  определения размера государственной  пошлины при выходе суда за пределы  исковых требований (подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ) и другие изменения. Это говорит  о том, что законодательство о  государственной пошлине в настоящее  время находится на стадии реформирования.

С 2009 предусматривается  продление срока по предоставлению отсрочки или рассрочки с 6 месяцев  до 1 года. Это очень важное изменение  в пользу налогоплательщиков, так  как не все физические лица и организации  в состоянии уплатить сразу всю сумму начисленной государственной пошлины, например, при подаче заявления по имущественным вопросам.

Наиболее важной проблемой, требующей законодательного разрешения является определение четких критериев отграничения государственной  пошлины от иных сборов. Необходимо закрепить критерии отнесения государственной  пошлины именно к сборам. Это позволит определить место государственной  пошлины в налоговой системе  Российской Федерации.

Для исключения возможности  неоднократного использования одного и того же документа, подтверждающего  уплату государственной пошлины  данному предприятиям можно порекомендовать при заполнении показателя «Примечание» платежного документа, а также при заполнении показателя «Наименование платежа» указывать «Государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции». То есть не допускать ошибок при заполнении платежных документов. Это позволит обеспечить в будущем правильное зачисление государственной пошлины, что не будет способствовать отложению судебного разбирательства по причине неуплаты государственной пошлины.

Регистрирующим (налоговым) органам необходимо обеспечить информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о порядке заполнения платежных документов, подтверждающих уплату государственной пошлины  за путем размещения на стендах в  помещениях инспекций ФНС России, а также на Интернет-сайтах регистрирующих (налоговых) органов.

Необходимость утверждения  новых размеров ставок государственной  пошлины обусловлена несколькими  причинами. Ранее действовавшие  ставки были установлены в 1993 г., и  за период их действия изменились экономические  и социальные условия в стране. И хотя после 1993 г. в ставки неоднократно вносились изменения и дополнения (всего их 28), однако ряд факторов потребовал их пересмотра и издания  в новой редакции.

Проект федерального закона РФ «О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Гл.26. Государственная пошлина)» был внесен депутатами Владимиром Ивановичем Головлевым, Владиславом Матусовичем Резником и Сергеем Ивановичем Штогриным.

В главе 26 «Государственная пошлина» в основном сохранен действующий  порядок уплаты и зачисления государственной  пошлины, регулируемый Законом РФ от 9 декабря 1991 года № 2005-1 «О государственной пошлине» с последующими изменениями и дополнениями. Однако, учитывая, что в 2001 году минимальный размер оплаты труда принят в размере 200 рублей в месяц, ставки государственной пошлины, исчисляемые ранее в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда, предлагается установить в твердой сумме (руб.), исходя из указанного минимального размера. Так, госпошлина за регистрацию организаций устанавливается в размере 2 тыс. руб., за регистрацию некоммерческих организаций - 1 тыс. руб., а госпошлина за регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя составит 400 руб. Госпошлины за регистрацию СМИ в уполномоченном органе устанавливаются в следующих размерах: печатного издания - 2 тыс. руб., информационного агентства - 3 тыс. руб., радио-, теле-, видеохроникальной программы, иных СМИ - 4 тыс. рублей.

Предлагаемым проектом дополнен перечень юридически значимых действий, за совершение которых будет взиматься государственная  пошлина. В частности, внесены следующие  пункты:

- государственная регистрация  коммерческих и некоммерческих  организаций, а также изменений,  вносимых в учредительные документы;

- выдача проездного документа  беженца;

- право вывоза культурных ценностей;

- государственная регистрация  и предоставление информации  о зарегистрированных правах  на недвижимое имущество и  сделок с ним;

- государственная регистрация  лекарственных средств;

- рассмотрение дел конституционными (уставными) судами субъектов  РФ уполномоченными на то органами  или должностными лицами;

- услуги, оказываемые Госавтоинспекцией,  имеющие юридическое значение (за  выдачу государственных номерных  знаков, технического паспорта, талона, за внесение изменений в технический  паспорт, технический талон;

- регистрация переводных и простых  векселей на основании Конвенции  о гербовом сборе в отношении  переводных и простых векселей.

Отметим также следующие изменения, предложенные данным законопроектом. Во-первых, в целях обеспечения  развития системы ипотечного жилищного  кредитования в Российской Федерации, стимулирования инвестиционной деятельности и повышения эффективности инвестиционных кредитов, полученных под ипотеку (залог) недвижимого имущества, выделены в  отдельную категорию сделки по ипотеке  жилых помещений, имущества, предусмотренного условиями договора об инвестиционном кредите. Комментируемым документом снижены  размеры государственной пошлины  за нотариальное удостоверение таких  договоров. Во-вторых, с отменой налога на операции с ценными бумагами предлагается взимать государственную пошлину  за регистрацию проспекта эмиссии  ценных бумаг в размере 0,8 процента от номинальной суммы эмиссии. При  этом за регистрацию проспекта эмиссии  ценных бумаг, выпускаемых в обращение  федеральным органом власти субъекта РФ или местным органом власти, а также Центральным банком РФ, государственная пошлина не уплачивается.

Кроме того, следует сказать о  том, что на основании пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предлагается освободить от уплаты государственной  пошлины как граждан, представляющих законные интересы ребенка, так и  самого ребенка при достижении им возраста 14-ти лет при обращении  в суд за защитой нарушенных прав.

Информация о работе Пути совершенствования механизма взимания государственной пошлины