Прямые налоги в России и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и рассмотрение прямых налогов в России и перспективы их развития. Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
1. Теоретические основы оптимизация прямого налогообложения как важная составляющая деятельности предприятия.
2. Анализ налоговых поступлений и их распределение между бюджетами различных уровней.
3. Рекомендации по оптимизации прямого налогообложения при различных системах прямого налогообложения.
Объект исследования – прямое налогообложение в России.
Предмет исследования – исследование и рассмотрение прямых налогов в России и перспективы их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы оптимизация прямого налогообложения как важная составляющая деятельности предприятия 5
1.1. Использование взаимосвязей налогового и гражданского законодательства в целях оптимизации прямого налогообложения в России 5
1.2. Роль прямых налогов в формировании бюджетов 8
Глава 2. Анализ налоговых поступлений и их распределение между бюджетами различных уровней 11
2.1. Анализ налоговых поступлений и их распределение между бюджетами различных уровней за 2010-2011 гг. 11
2.2. Анализ налоговых поступлений и их распределение между бюджетами различных уровней за 2012 год 16
2.3 Анализ налоговых поступлений и их распределение между бюджетами различных уровней за 2013 год 20
Глава 3. Совершенствование прямого налогообложения в Российской Федерации в рамках оптимизации доходов бюджета различных уровней 28
3.1. Проблемы, существующие в процессе формирования доходов бюджета различных уровней 28
3.2. Мероприятия, направленные на оптимизацию доходов бюджетов различных уровней 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Прямые налоги в России и перспективы их развития 70%.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Целью создания такой экспериментальной базы налоговых данных является систематизация текущей налоговой информации и унификация процедуры информационного обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, а также других пользователей, как на областном, так и на районном уровне всеми показателями, которые характеризуют социально-экономическое развитие региона.

Не менее важной проблемой, нуждающейся в решении, является качественное кадровое обеспечение налоговых служб. К сожалению, сегодня уровень квалификации кадров, особенно, в региональных, районных и местных управлениях статистики, оставляет желать лучшего. Большинство работников, которые непосредственно занимаются подготовкой налоговых данных, не имеют не только налогового, а даже экономического образования. А это, в свою очередь, отражается на качестве аналитической работы.

Подводя итоги, обозначим основные направления совершенствования и развития системы государственной статистики в РФ:

1.  Повышение требований к достоверности налоговой информации через усиление системы ответственности руководителей и организацию выборочной проверки качества данных налоговой отчетности.

2.  Создание наряду с централизованной налоговой службой - децентрализованной системы, которая будет решать текущие оперативные задачи.

3.  Обеспечение оперативности и своевременности налоговой информации через организацию системы межведомственного обмена.

4.  Повышение требований к квалификации работников налоговой службы через систему материального поощрения.

5.  Расширение базы проведение несплошных наблюдений с целью экономии ресурсной базы и расширение возможностей изучения социально-экономических процессов.

6.  Обеспечение полноты публикации налоговой информации по принципу: "информация не ради информации, а для анализа".

7.  Создание автоматизированной системы доступа к налоговой информации в электронной форме на платной основе.

8.  В рамках интеграции в европейские экономические и социальные структуры, а также для реализации стратегии, направленной на обеспечение социально-экономического роста, повышение жизненного уровня населения и защиту окружающей среды, необходимо разработать механизм реализации базовых принципов, касающиеся объективности, надежности, прозрачности и конфиденциальности предоставления данных через нормативно-правовое обеспечение налоговой деятельности.

 

3.2. Мероприятия, направленные на оптимизацию  доходов бюджетов различных уровней

 

Целям оптимизации сети поселенческих бюджетов могут служить следующие критерии [4]:

- минимальная абсолютная  сумма гарантированных (закрепленных) налоговых доходов в год;

-  минимальный процент от среднего уровня душевой обеспеченности поселений поступлениями по гарантированным (закреп-ленным) налоговым доходам за последние 3 года;

-  максимально допустимый процент управленческих расходов, обеспечивающий надлежащее управление муниципальными финансами, к абсолютной сумме гарантированных (закрепленных) налоговых доходов в год и др.

К числу актуальных направлений совершенствования бюджетно-налоговых отношений относится наращивание налогового потенциала муниципальных образований. Здесь взамен «поощрительным вливаниям» из вышестоящих бюджетов требуются последовательные шаги по усилению четкого разграничения на постоянной основе расходных полномочий и максимально соответствующих им по-настоящему «собственных» (налоговых) доходных источников между уровнями бюджетной системы при относительно стабильном механизме межбюджетного регулирования, не стимулирующем иждивенчества на местах.

Для укрепления финансовых основ местного самоуправления может быть предложено несколько путей наращивания доходов муниципальных образований:

1)  совершенствование механизмов прямого налогообложения, передача муниципалитетам части налоговых доходов;

2)  законодательное ограничение централизации финансовых ресурсов на субфедеральном уровне;

3)  создание механизмов софинансирования со стороны бюджета субъекта РФ, прежде всего инвестиционных проектов и программ;

4)  использование в качестве дополнительных источников реализации социальных про грамм ре сур сов ком мер чес ких и не ком мер чес ких организаций на за кон ной, глас ной и прозрачной основе;

5) выработка более четких критериев выделения муниципальных образований с учетом фактической и потенциальной базы местного самоуправления.

Относительно расходов местных бюджетов представляется насущным прежде всего их четкое разделение на текущие и инвестиционные. При этом и те, и другие расходы, если они связаны с решениями вышестоящих государственных органов и финансируются за их счет, следует относить к числу расходов но реализации отдельных государственных полномочий и рассматривать отдельно.

Целесообразно, чтобы объем обязательных к исполнению переданных государственных полномочий был законодательно ограничен, например не превышал 25% от общих расходов местного бюджета. Передаваемые государственные полномочия, превышающие этот порог, должны реализовываться органами местного самоуправления только на добровольной основе с компенсацией органам муниципального управления не только полной «стоимости» передаваемых полномочий, но и дополнительных затрат, связанных с их осуществлением на местах.

Причинами возникновения и распространения теневого бизнеса является множество факторов, которые, в общем виде, можно подразделить на две укрупненные группы – способствующие и препятствующие занятию неформальным предпринимательством. К первой группе факторов можно отнести слабость и безволие государственной власти, а также некомпетентное управление экономикой, из которого проистекают завышенные налоговые ставки, неадекватная правовая база, высокая безработица и тому подобные моменты. К факторам, препятствующим втягиванию юридических и физических лиц в теневую экономику, служат комфортные условия для занятия легальным бизнесом, социальное неодобрение, качественная правовая база, быстрое и неотвратимое наказание за теневое предпринимательство.

Несмотря на свое повсеместное распространение и общие корни, теневой бизнес в различных странах имеет далеко не однородную структуру и долю в производстве валового внутреннего продукта. Экономики отдельных стран в значительной мере базируются на незаконном бизнесе – торговле наркотиками и оружием, на нелегальном производстве контрафактной продукции и коррупционных соглашениях, на бытовом незаконном предпринимательстве.

Можно выделить преимущества малого бизнеса, как способа регулирования занятости.

Во-первых, малый бизнес расширяет поле деловой активности, вовлекая в трудовую деятельность тех граждан, которые не обладают высокой конкурентоспособностью на рынке труда .Более «гибкие» условия труда, включая особые режимы рабочего времени, на малых предприятиях делают их привлекательными для работников. Набор нестандартных форм занятости различен и может включать:

-неполную занятость;

-работа сверх установленной (нормальной) продолжительности рабочего  времени [3].

-временную занятость  на основе трудовых договоров, рассчитанных на определенный  срок;

-занятость характеризующаяся наличием постоянного

дополнительного (второго и т.д.) места работы;

Во-вторых, реагируя на изменение рыночной конъюнктуры, малые предприятия становятся участниками инвестиционного процесса, способствуют качественному улучшению рабочей силы, формируют рабочие места на базе новых технологий.

Например, отрасли, специфика которых предполагает более масштабное участие малых предприятий в производственных процессах или

научных разработках (машиностроение, радиоэлектроника,

приборостроение, медицинская промышленность), требуют использования труда высококвалифицированной рабочей силы, в том числе исследователей и научных работников, что чрезвычайно важно для сохранения и развития накопленного интеллектуального потенциала страны.

В традиционных же отраслях имеются возможности создания дешевых рабочих мест для малоквалифицированных рабочих. Это, прежде всего, деревообрабатывающая, полиграфическая пищевая и перерабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов.

Но есть и такие отрасли промышленности, в которых малый бизнес вообще не имеет значительных перспектив развития, например, таковыми являются отрасли топливно-энергетического комплекса. Это связано, с высокой капиталоемкостью рабочих мест, длительностью инвестиционного цикла, уникальностью отдельных агрегатов с большой единичной мощностью и технологической невозможностью выделения их из состава предприятия.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное материальное благополучие и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ. Следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью [32]. 

Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, из этого следует, что он может обеспечить снижение уровня безработицы в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров большинства населения, являющееся единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

Таким образом, сектор малого предпринимательства является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивающий условную стабильность рыночных отношений, благодаря своей гибкости демонстрирует оперативное реагирование на постоянно меняющиеся условия внешней среды. Малый бизнес играет немаловажную роль в увеличении численности рабочих мест и решении проблем занятости населения, особенно в тех субъектах РФ, где проблема безработицы, в силу региональных особенностей, все еще остается неразрешимой, тем самым, сглаживая негативные последствия научно-технического прогресса, особенно в наукоемких отраслях.

Рассмотрим основные причины возникновения и относительно устойчивого функционирования теневого бизнеса.

Одной из значимых причин развития теневого бизнеса являются высокие ставки прямых налогов на легальную предпринимательскую деятельность. Местные власти, устанавливая завышенные ставки прямых налогов на бизнес, пытаются решить, в первую очередь, задачу наполнения бюджета. Однако подобное повышение вызывает у предпринимателей и предприятий реакцию двоякого рода: с одной стороны, часть бизнеса сворачивается (или переносится в другие регионы), с другой – определенный контингент предпринимателей смещается в сектор теневого бизнеса, осуществляя производство неучтенной продукции и всячески уклоняясь от избыточных налогов.

К таким действиям предпринимателей подталкивает не только жадность. Налоги, как известно, являются весомым фактором повышения или понижения конкурентоспособности продукции. Повышение прямых налогов вынуждает предпринимателей поднимать цены, что ведет к снижению торгового оборота и прибыли бизнесменов.

Действие указанного механизма смещения легального предпринимательства в сектор теневого бизнеса этим не ограничивается. Повышение ставки прямых налогов на предпринимательскую деятельность резко уменьшают круг желающих попробовать себя в предпринимательстве на легальной основе. Высокие налоги в значительной степени обременяют новый бизнес, делают коммерческие риски неоправданно высокими. Такие неблагоприятные условия в сфере легального предпринимательства невольно подталкивают бизнесменов в сферу теневой коммерции, – риски от незаконной предпринимательской деятельности могут оказаться ниже, чем от осуществления бизнеса на законных основаниях. Если выплата высоких прямых налогов сводит на нет все усилия предпринимателя по получению прибыли, почему бы не попробовать совсем не платить налоги? Или, например, выдавать зарплаты в конвертах, записывая в официальных платежных ведомостях, предназначенных для налоговой службы, более скромные цифры. Соображения такого рода весьма часто являются решающим аргументом в пользу выбора теневого бизнеса.

Немаловажным фактором отказа от легальной предпринимательской деятельности являются административные и бюрократические барьеры, возникающие как при вхождении в бизнес, так и в процессе осуществления коммерческой деятельности. Высокие государственные пошлины, сложный финансовый и налоговый учет, длительность и запутанность процедур регистрации предпринимателей и предприятий могут быть активным катализатором разрастания теневого бизнеса.

 Значительно осложняют  и делают малопривлекательным  легальный бизнес государственные  чиновники. Представители лицензионных  органов, санэпидстанции, полиции, пожарного  надзора, экологической, торговой и налоговой инспекции вполне могут сделать деятельность предпринимателей невыносимой из-за постоянных претензий (часто надуманных), проверок и предписаний.

Причиной разрастания теневого бизнеса может быть и неадекватная правовая база. Слишком мягкие наказания в виде административных штрафов или условных наказаний, вне всякого сомнения, стимулируют развитие незаконного предпринимательства и его распространение на все более высокий уровень и круг экономических явлений. Фактическая безнаказанность теневого бизнеса способствует вовлечению в его орбиту все большего количества стихийных предпринимателей, которые закрепляются в определенных рыночных нишах с последующим привлечением к незаконной предпринимательской деятельности членов своих семей и наемных работников со стороны.

Информация о работе Прямые налоги в России и перспективы их развития