Прямые налоги России и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.
Объектом исследования является налоговая система РФ.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы прямого налогообложения 6
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды 6
1.2 Прямые личные налоги и их роль в налоговой системе 9
1.3 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов 17
2 Анализ и оценка роли прямых налогов в бюджетной системе России 25
2.1 Динамика и роль прямых налогов в формировании федерального бюджета 25
2.2 Динамика и роль прямых налогов в формировании бюджета Краснодарского края 27
2.3 Налог на прибыль и практика его применения в России 31
3 Перспективы развития и реформирования прямого налогообложения в РФ 36
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008-2010 гг..........................................................................................47
Приложение Б Отчёт об исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края за 2008 год..............................................48
Приложение В Отчёт об исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края за 2009 год..............................................49
Приложение Г Отчёт об исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края за 2010 год..............................................50

Вложенные файлы: 5 файлов

КР_ФНС_Прямые налоги.docx

— 91.04 Кб (Скачать файл)

Согласно  статье 5 Федерального закона N 212 ФЗ2 организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками  страховых взносов [7,18]. В течение расчетного периода они должны уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. При этом компании вправе отнести их на расходы при определении налогооблагаемой прибыли в момент начисления. Однако до вступления в силу Закона N 229 ФЗ не было ясно, куда включать страховые взносы. Были разные мнения и позиции по этому вопросу. Некоторые считали, что их нужно учитывать по статье 263 «Расходы на обязательное и добровольное имущественное страховние» Налогового кодекса как расходы по страхованию, другие — по статье 255 «Расходы на оплату труда» как страховые взносы по договорам страхования. А специалисты финансового ведомства разъясняли, что страховые взносы следует включать в прочие расходы по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» Кодекса как прочие. Теперь же этот вопрос разрешен. Согласно внесенным изменениям их следует относить на прочие расходы по подпункту 1 пункта 1 статьи 264  Налогового кодекса.

Следующая поправка касается статьи 254 «Материальные  расходы» Налогового кодекса. Теперь организации  вправе учесть в расходах по налогу на прибыль также материалы и  иное имущество, используемые в производстве или реализуемые на сторону, полученные в результате проведения модернизации, реконструкции, технического перевооружения и частичной ликвидации объектов основных средств, по рыночной стоимости. Конечно, при этом их стоимость в  момент оприходования должна быть учтена в составе внереализационных  доходов.

С 1 января 2010 года в статью 254 Налогового кодекса  были внесены изменения, согласно которым  стоимость материально-производственных запасов в виде излишков при списании в производство определяется как  сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 20 статьи 250 «Внереализационные доходы»  Налогового кодекса. Очень много вопросов возникает у налогоплательщиков при применении этой статьи, когда материалы и иное имущество оприходовались в 2009 году, а списывались в 2010 году. Какую сумму затрат в этом случае можно учесть в расходах при определении базы по налогу на прибыль? Так, если выявленное и оприходованное до 1 января 2010 года имущество было использовано в 2010 году в собственном производстве, то в расходах можно учесть лишь налог с суммы дохода, по которой оно было оприходовано. Если же компании решили реализовать такое имущество, то в расходы его можно списать в той сумме, в которой оно было оприходовано. В том случае если излишки имущества были выявлены в 2010 году и в том же году организация приняла решение продать их, то она вправе уменьшить полученный доход на рыночную стоимость данного имущества. Законом N 229 ФЗ также внесены поправки в пункт 1 статьи 256 «Амортизируемое имущество» Налогового кодекса. Согласно новой редакции данной нормы с 2011 года в налоговом учете амортизироваться будут основные средства стоимостью более 40 000 рублей.

Имущество стоимостью 40 000 рублей и меньше будет  списываться в расходы единовременно. При этом в ПБУ 6/01 никакие уточнения  пока не вносились.

Изменения коснулись статьи 272 «Порядок признания  расходов при методе начисления»  Налогового кодекса. Они направлены на отмену включения в состав внереализационных  доходов и расходов на последнее  число месяца курсовых разниц, которые  образовались в результате получения  или перечисления авансов в иностранной  валюте. Эти поправки вступили в  силу со 2 сентября 2010 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. 
 Со следующего года убытки, которые плательщики понесли в периоде налогообложения доходов по ставке 0 процентов, не будут подлежать переносу на будущее.

С 2011 года увеличен предел доходов, который предоставляет  право организациям уплачивать только квартальные авансовые платежи  по налогу на прибыль, — с 3 миллионов  до 10 миллионов рублей. Кроме того, до одного дня сокращены сроки  для перечисления налога в бюджет налоговым агентом [8,32].

На практике может возникнуть такая ситуация, что организация одновременно обнаружила неучтенные доходы и расходы, относящиеся  к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде. Учитывать  такие доходы и расходы для  целей налога на прибыль с точки  зрения Минфина России необходимо в  следующем порядке. Компания должна уточнять базу по налогу на прибыль  и сумму налога в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения). Организация не вправе провести перерасчет налоговой базы в текущем налоговом периоде, если в отношении выявленных ею ошибок установлен период их совершения и они не привели к переплате налога. Если же в результате допущенных ошибок (искажений) были занижены налоговая база и сумма налога, то их следует отразить в периоде, к которому они относятся, но если этот период известен.

Изменен порядок признания процентов  по долговым обязательствам при отсутствии долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях. Предельная величина процентов, признаваемых расходом при определении  налогооблагаемой прибыли, принимается: 
с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза (ранее — в 1,1 раза), при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 269 «Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам» Налогового кодекса; 
с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте. 
Для расходов в виде процентов, которые были начислены по рублевым долговым обязательствам, полученным до 1 ноября 2009 года, и учитывались в расходах с 1 января по 30 июня 2010 года, действует специальная норма, сохранившая применение коэффициента 2 к ставке рефинансирования ЦБ РФ. 
 С 1 января 2010 года в статью 54 «Общие вопросы исчисления нологовой базы» Налогового кодекса были внесены изменения, согласно которым налогоплательщик вправе исправлять ошибки прошлых периодов путем корректировки текущей налоговой базы [9,198]. Однако это возможно, только если нельзя определить период совершения ошибки либо если допущенные в прошлом ошибки привели к переплате налога. Соответственно, необходимость подачи "уточненок" за прошлые периоды отпадает, а учесть расходы можно в текущем периоде. Обратите внимание также, что уточнять можно только те расходы, которые относятся к предыдущим 3 годам. При этом следует помнить, что в 2007 м и 2008 году ставка налога на прибыль была 24 процента. В связи с этим выгоднее подать "уточненку" за те периоды, когда расходы не были учтены при определении налогооблагаемой прибыли, чем отразить их в текущем периоде. Важно также помнить, когда у организации возникает право на применение статьи 54 Налогового кодекса. Оно напрямую связано с наличием налоговой базы и суммы налога в предыдущих налоговых периодах.

Например, если по итогам 2009 года получена прибыль, то при выявлении неучтенных расходов за прошлый период (2009 г.) организация  вправе как подать уточненную декларацию, так и учесть их в текущем периоде (2010 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития  и реформирования прямого налогообложения  в РФ

 

Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации  в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой  системы, сохранение сложившегося к  настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления  налоговой политики составлены с  учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач [10,2].

Однако  при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для  восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи  важнейшим фактором проводимой налоговой  политики будет являться необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной  системы.

Сокращение  объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения  иных макроэкономических показателей  может привести к росту задолженности  по налогам и сборам перед бюджетной  системой Российской Федерации и  увеличению масштабов уклонения  от уплаты налогов. В целях минимизации  указанных рисков потребуется повышение  качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2010 году в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена "амортизационная премия" по налогу на прибыль организаций.

Совершенствование налога на прибыль организаций.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) в 2008 году, предусматривали следующее:

  • начиная с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов;
  • в четвертом квартале 2008 года, вопреки общему правилу и не дожидаясь начала нового налогового периода, налогоплательщики получили право перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период (9 месяцев);
  • в период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. предельная величина процентов по долговым обязательствам, которая может быть учтена в расходах для целей налогообложения прибыли, установлена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Ранее по долговым обязательствам в рублях она равнялась ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, а по обязательствам в иностранной валюте - 15 процентам.

Изменения, внесенные в Кодекс в 2008 году, позволили  увеличить объем относимых на расходы при налогообложении  прибыли экономически обоснованных затрат организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.

Начиная с 2009 года взносы по договорам добровольного  личного страхования, предусматривающим  оплату страховщиками медицинских  расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 % от суммы расходов на оплату труда вместо 3 % по ранее действовавшему законодательству.

С 2009 года расширены условия для принятия в расходы, уменьшающие налоговую  базу по налогу на прибыль организаций, затрат налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, а также физических лиц, не являющихся сотрудниками организаций - налогоплательщиков, заключивших с ними договор, предусматривающий  обязанность такого физического  лица отработать у налогоплательщика  по трудовому договору не менее одного года. Соответствующая оплата обучения также не будет включаться в базу для налогообложения налогом  на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

В части  пенсионного обеспечения следует  отметить, что с 2009 года в состав расходов включаются суммы дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным  законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О  дополнительных страховых взносах  на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке  формирования пенсионных накоплений".

Начиная с 2009 года реализована возможность  учета при определении налоговой  базы по налогу на прибыль организаций  расходов на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство  жилого помещения. Данная мера носит  временный характер (действует до 1 января 2012 года), при этом сумма таких расходов не должна превышать 3% от суммы расходов на оплату труда (соответствующая оплата также не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом).

В последние  годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. В качестве дополнительной меры с 2009 года установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки. Вместе с тем одобренный Правительством Российской Федерации перечень соответствующих научных исследований и опытно-конструкторских разработок потребует уточнения с точки зрения возможности его администрирования налоговыми органами.

В рамках совершенствования амортизационной  политики, начиная с 2009 года, концептуально  пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. Кодексом для налогоплательщиков налога на прибыль организаций предусмотрена  возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам). При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентов первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.

Одновременно  для основных средств, относящихся  к 3 - 7 амортизационным группам, величина так называемой "амортизационной  премии" (то есть, возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или  создание основных средств) была увеличена  с 10 процентов до 30 процентов. Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3 - 7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации.

Приложение А.xls

— 33.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение Б.xls

— 760.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение В.xls

— 795.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение Г.xls

— 996.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Прямые налоги России и перспективы их развития