Проблемы уклонения от налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является решение научной задачи формирования представлений о феномене уклонения от налогов с позиции фирмы и взаимодействия последней с государством (обществом). Для этого были поставлены следующие задачи:
1) описать сущность явления уклонения от налогов;
2) изучить институциональную среду, выявить факторы и методы, способствующие и препятствующие уклонения от налогов;

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………….3
2. Основная часть работы ……………………………………………………….5
2.1. Сущность уклонения от налогов и его причины……………………5
2.2. Меры по предотвращению уклонения от налогов ………………...14
3. Задача …………………....................................................................................26
Заключение……..………………………………………………………………. 33
Список использованной литературы…...…………………………………….. 36

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа_Налоги.docx

— 1.40 Мб (Скачать файл)

К вынуждающим причинам относятся  причины регулятивного и фискального происхождения.

Регулятивные причины  связаны с побочными последствиями регулирующей функции налогов, которая проявляется в социальной и экономической политике государства. Посредством налогов, как инструмента экономической политики, государство стимулирует одни отрас-

ли и/или субъекты экономики  и угнетает другие. Налогоплательщики  отраслей, где повышены ставки налогов, вынуждены уклоняться от налогов, чтобы сохранить конкурентоспособность предприятий отрасли на прежнем уровне.

Например, когда ставки налогов  на национальных производителей выше, чем пошлины для импортеров, эти предприятия буквально вынуждены уклонятся от налогов. Таким образом, благие намерения государства (в нашем примере – создание открытой экономики) могут привести к свертыванию производства некоторых предприятий и к безработице, или спровоцировать уклонение от налогов.

Наличие различных подходов при взимании налогов провоцирует «выбивание» налогоплательщиками налоговых льгот. Соответствующие права обосновываются стратегическим характером производимой продукции, обеспечением занятости, реализацией социальных программ.

Фискальные причины связаны с одноименной функцией налогов, призванной обеспечивать государство необходимыми ему средствами. Важнейшим фактором, «принуждающим» фирмы к уклонению от налогов является налоговая нагрузка на налогоплательщика, связанная с чрезмерными «аппетитами» казны. Это случается, когда ставки налогов столь высоки, что уклонение от них становится единственной возможностью не обанкротиться.

Одной из вынуждающих причин может быть и рыночная ситуация. Так, конкуренция между предприятиями часто приводит к снижению цен на рынке ниже уровня издержек средней фирмы. Таким образом, конкуренция становится косвенной причиной уклонения от налогов. Полученный от уклонения от налогов экономический эффект используется фирмой для конкурентного снижения цен до уровня, предлагаемого соперниками.

Субъективные причины  зависят от воли налогоплательщика и сводятся к его моральным установкам. Хорошо известно, что одинаковые условия налогообложения не воспринимаются одними субъектами как причина отказа от честной уплаты налогов, в то время как другие изыскивают способы уклонения от налогов.

В еще большей степени  сказанное относится к обществу в целом. Например, россияне еще не до конца принимают фундаментальные и общепринятые в капиталистическом обществе политические ценности, одной из которых является парадигма «разумные налоги – основа благосостояния государства и общества». Люди не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Поэтому к тем, кто уклоняется, у них особое отношение – восхищение ловкостью, способностью обмануть «систему». В России неуплата налогов практически не влияет на деловую репутацию. Общество косвенно поддерживает тех, кто не платит законно установленные налоги.

Моральные причины уклонения от налогов проявляются в негативном отношении к существующей жесткой налоговой системе, низком уровне налоговой культуры и в корыстных интересах налогоплательщиков.  Конкретнее, они связаны:

  • с представлением о высоких нерациональных тратах государства;
  • с неосязаемостью общественных благ, получаемых косвенным образом через социальную среду;
  • с корыстным стремлением части налогоплательщиков действовать по принципу безбилетника.

 

2.2. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГОВ

Стандартные методы борьбы с уклонением от налогов представлены в следующей таблице.

  Таблица 1.

Анализ стандартных мер  по борьбе с уклонением от налогов

 

 

Как видно из таблицы, рассмотренные  стандартные меры, имея свои плюсы  и минусы, в определенной степени  решают проблему уклонения от налогов, влияя на одну или несколько причин уклонения от налогов сразу. Однако, потенциал их, на наш взгляд, ограничен. На каждую меру государства налогоплательщик быстро находит ответную, и принципиального  улучшения не происходит.

Прогресс в понимании экономических процессов привел к тому, что в деле борьбы с уклонением от налогов, как и во многих других сферах акцент сместился с конкретно-технических на институциональные меры. В идеале институциональные меры влияют на все типы причин уклонения от налогов. Они заключаются в создании в обществе таких условий деятельности субъектов экономики, когда сокрытие объектов налогообложение будет невыгодно налогоплательщику, или же налогоплательщику будет выгодно платить налоги в силу какихлибо связанных с репутацией честного плательщика обстоятельств.

При возникновении в экономике  благоприятной институциональной  структуры происходит интернализация внешних эффектов от уклонения от налогов, когда внешняя незаинтересованность неплательщика налогов переходит во внутреннюю необходимость в их уплате. Для этого необходимо сделать так, чтобы вмененные издержки от применения схем уклонения были гораздо выше, чем затраты уплаты налогов.

В настоящее время поиск  институциональных методов борьбы с уклонением ведется весьма активно в целом ряде стран, включая Россию. В тоже время целостная теория (и, соответственно, классификация) еще не сложилась. Институциональные методы идут от практики, во многом они фрагментарны и касаются в основном борьбы с уклонением от налогов юридическими лицами, как наиболее активных уклонистов. Тем не менее, на наш взгляд, можно назвать основное направление, в котором необходимо двигаться и где успех уже наметился. Существует ряд ситуаций, когда стремление налогоплательщика к уклонению от налогов противоречит не только интересам государства, но и интересам его экономических партнеров. В этих ситуациях последние заинтересованы выступить в качестве контролеров правильности уплаты налогов, т.е. таком образом воплощается теоретическая модель «фальшивомонетчика».

     Схема 4.

Контроль «ближайшего  окружения» фирмы за уплатой ею налогов




 


 

         

Использованные сокращения:

НДФЛ – налог на доходы физических лиц;

ЕСН – единый социальный налог;

НДС – налог на добавленную стоимость;

НнП - налог на прибыль.

Как видно из схемы, практически  все выплаты и доходы, являющиеся базой для исчисления наиболее значимых и вероятных к уклонению налогов, находятся под чьим-либо наблюдением, затрагивают чьи-то интересы. Остановимся подробнее на каждой операции.

1. Контроль со стороны  работников предприятия. Величина заработной платы работникам, с которой исчисляется налог на доходы физических лиц и единый социальный налог, непосредственно связана с потенциальными кредитами и будущими пенсиями.

Обязательным условием любого кредита выступает платежеспособность заемщика. Для работающих людей в качестве подтверждения платежеспособности выступает их заработная плата. И вот тут работник становится контролером предприятия. Он кровно заинтересован в проведении всей суммы своей заработной платы «по белому» и, следовательно, является естественным союзником государства по выявлению подлинной налоговой базы по ЕСН.

Понятно, что, предоставляя кредит под неподтвержденный документально  доход, банки рискуют. Потому условия такого кредита будут менее выгодными, чем аналогичные, но выданные под «белые» доходы. Это выражается в размере ставки: кредиты под «серо-черные» доходы предоставляются под большие проценты. Таким образом, для работников существенно более выгодно, чтобы работодатель выплачивал всю честно заработанную им зарплату «по белому».

Заработная плата работника  выступает также объектом для исчисления взносов на пенсионное страхование. Несмотря на то, что взносы уплачиваются сейчас, а пенсия будет выплачиваться через десятки лет, работник уже задумывается о своем будущем. Пока что в России не многие люди могут похвастаться накопленной суммой на безбедную старость. Поэтому государство выступает гарантом обеспечения нормальной жизни в преклонном возрасте.

Взносы на пенсионное страхование  в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ начисляются на те доходы сотрудников, которые облагаются единым социальным налогом. То есть, укрывая объект обложения от единого социального налога, организация тем самым сокращает сумму для исчисления взносов в пенсионный фонд и уменьшает размер будущей пенсии. Взносы по пенсионному страхованию уменьшают сумму единого социального налога, которая перечисляется в федеральный бюджет, что также может послужить причиной указания

всей суммы заработной платы «по белому».

Для контроля за работодателями за выплаченной заработной платой по средствам начисленной сумме пенсии могут служить извещения о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС) в Пенсионном фонде РФ, рассылаемые на имя каждого работника. В данном извещении указываются страховые взносы, уплачиваемые в Пенсионный фонд России в соответствующем году и отраженные в специальной части ИЛС.

Совершенно очевидно, что  расширение потребительского кредита и создание накопительной системы пенсионного обеспечения в перспективе создадут мощное институциональное давление на фирмы в направление отказа от «черных» схем оплаты труда.

2. Контроль со стороны  акционеров и инвесторов. В настоящее время для России актуальным способом привлечения инвестора является создание совместного предприятия в виде акционерного общества с участием российской стороны (реципиента) и зарубежного партнера (инвестора). В этом случае инициатива, как правило, исходит от реципиента, который пытается заинтересовать потенциального инвестора.

Успех принятия инвестиционного  проекта существенным образом зависит  от степени удовлетворения требований зарубежного инвестора. При этом этапу разработки инвестиционного проекта предшествует стадия подготовки инвестиционных предложений (или инвестиционного меморандума). В этот документ включаются подробные сведения о реципиенте, результатах его деятельности в прошлом, составе выпускаемой продукции, стратегии и тактике поведения на рынке и ряд данных.

Анализ инвестиционного  проекта касается коммерческой, технической, финансовой, экономической и институциональной выполнимости проекта. Финансовый анализ предыдущей работы предприятия и его текущего положения обычно сводится к расчету и интерпретации основных финансовых коэффициентов, отражающих ликвидность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эффективность его менеджмента. Важно также представить в финансовом разделе правдивую финансовую отчетность предприятия за ряд предыдущих лет и сравнить основные показатели по годам. Поэтому фирма-реципиент для привлечения инвестора именно к своему проекту не должна занижать показатели, указываемые в налоговой отчетности.

В последнее время Россия все больше заинтересована в масштабном притоке иностранных инвестиций, т.к. возможности отечественных инвесторов ограничены. А для привлечения западных инвестиций при котировке акций отечественных компаний необходимо соблюдать требования мирового фондового рынка по прозрачности финансовой отчетности.

Российские биржи также  способствуют стимулированию финансовой прозрачности. Новые правила листинга и рекомендации Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), выпущенные в 2004 г., резко ужесточили требования раскрытия информации именно к российским компаниям, чьи акции обращаются на отечественном фондовом рынке.

При ведении дел с предприятиями  немаловажным фактором является репутация  фирм. Если у фирмы плохое реноме, то с такой фирмой вряд ли кто-то захочет иметь дело.

С 2000 г. репутация фирмы  как актив включена в баланс предприятия. В прошлом теневые фирмы стремятся «отбелить» свою сомнительную репутацию. Для этого устраиваются благотворительные акции, интервью, в которых говорится о выплаченных в бюджет страны суммах налогов, строят торговые комплексы, разворачивают рекламные компании, вслух говорят о своих высоких оборотах. Подчас складывается впечатление, что некоторые сознательно провоцируют налоговые органы на проверку. Когда им это удается, оказывается, что финансовая отчетность этих фирм в полном порядке.

Для создания хорошей репутации  некоторые фирмы считают выгоднее переплатить налоги государству, чтобы завтра о нем говорили, как о добропорядочном бизнесмене, исправно платящем налоги.

3. Контроль со стороны  фирм-партнеров и граждан-клиентов. Для рассмотрения данного метода все фирмы можно условно поделить на производственные, большая часть товарооборота которых приходится на сделки с другими фирмами, и торговые компании, которые занимаются продажей товара через розничную сеть непосредственно гражданам.

Все налоги, взимаемые с  производственных фирм, можно разделить на взаимосвязанные и невзаимосвязанные.

В основе экономического механизма  взимания взаимосвязанных налогов у налогоплательщиков контрагентов лежит определенная связь: уменьшение налоговых обязательств в результате сделки у одного налогоплательщика неизбежно приводит к увеличению налоговых обязательств другого налогоплательщика-контрагента по сделке. К взаимосвязанным налогам относятся: НДС и налог на прибыль организаций.

Формирование и уплата невзаимосвязанных налогов одним налогоплательщиком экономически никак не отражается на налоговых обязательствах других налогоплательщиков: налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и т.д.

Рассмотрим, как проявляется  взаимосвязь при исчислении НДС  и налога на прибыль.

На каждой стадии движения товара налогоплательщик компенсирует свои затраты и добавляет налог на вновь созданную стоимость. При этом на стадии движения товара НДС перечисляется одним налогоплательщиком другому сверх цены. В конечном итоге вся сумма

Информация о работе Проблемы уклонения от налогообложения