Проблемы уклонения от налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является решение научной задачи формирования представлений о феномене уклонения от налогов с позиции фирмы и взаимодействия последней с государством (обществом). Для этого были поставлены следующие задачи:
1) описать сущность явления уклонения от налогов;
2) изучить институциональную среду, выявить факторы и методы, способствующие и препятствующие уклонения от налогов;

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………….3
2. Основная часть работы ……………………………………………………….5
2.1. Сущность уклонения от налогов и его причины……………………5
2.2. Меры по предотвращению уклонения от налогов ………………...14
3. Задача …………………....................................................................................26
Заключение……..………………………………………………………………. 33
Список использованной литературы…...…………………………………….. 36

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа_Налоги.docx

— 1.40 Мб (Скачать файл)

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………….3

2. Основная часть работы ……………………………………………………….5

2.1. Сущность уклонения от налогов и его причины……………………5

2.2. Меры по предотвращению уклонения от налогов ………………...14

3. Задача …………………....................................................................................26

Заключение……..………………………………………………………………. 33

Список использованной литературы…...…………………………………….. 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Взимание налогов постоянно  находится на острие противоречий общественных и частных интересов. Общество в лице государственных властей, как правило, недовольно, что налоговые сборы поступают не полностью, что не позволяет в полной мере выполнять возложенные на них функции по пополнению бюджета и регулированию экономических отношений. Граждане и предприятия, в свою очередь, критикуют налоги за непосильное бремя. В итоге, государство пытается увеличить сбор налогов, что с неизбежностью усиливает стремление плательщиков уклониться от них. Фирмы же придумывают все новые способы уклонения, что в свою очередь толкает государство к ужесточению налогового режима.

Между тем взимание налогов  – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества. В ряду государственных доходов налогам и сборам принадлежит важнейшее место. За счет налогов в настоящее время формируется более 90% консолидированного бюджета России.

Стремительный рост масштабов  уклонения от налогов одна из характерных черт рыночного реформирования России. Удельный вес укрытых от налогов сумм увеличивается с каждым годом. Причем все это происходит в период, когда Правительство предпринимает не только технически-прикладные, но и фундаментальные меры по совершенствованию налоговой системы и по борьбе с уклонением от налогов. Правительство проделывает большой объем работы в деле превращения национальной налоговой системы в высокоэффективный механизм, позволяющий решать важнейшие народнохозяйственные проблемы, не последнее место среди которых занимает и уклонение от налогов.

Неуплата гражданами и  организациями налогов подрывает  устойчивость бюджетной политики, ограничивает возможности финансирования социально – экономических программ, нарушает принцип социальной справедливости. Неплательщики налогов, перенося добавочное налоговое бремя на тех, кто исправно выполняет свои налоговые обязательства, провоцируют социальную напряженность и политическую нестабильность в обществе.

Конкретные (прежде всего  правовые и организационные) рецепты  снятия названного противоречия появлялись и появляются с завидной регулярностью и постоянно вызывают надежды на радикальное улучшение ситуации. Однако через некоторое время выясняется, что у конкретных предложений кроме положительных сторон имеются и столь же конкретные слабости (по принципу: новый закон перекрыл старую налоговую лазейку, но создал новую). Представляется поэтому, что такая «вечная» проблема как уклонение от налогов заслуживает солидного анализа на самом фундаментальном экономико-теоретическом уровне.

Всё вышеуказанное определило актуальность работы.

Целью данной работы является решение научной задачи формирования представлений о феномене уклонения от налогов с позиции фирмы и взаимодействия последней с государством (обществом). Для этого были поставлены следующие задачи:

1) описать сущность явления  уклонения от налогов;

2) изучить институциональную среду, выявить факторы и методы, способствующие и препятствующие уклонения от налогов;

3) проанализировать последствия уклонения от налогов и предложить меры по снижению масштабов уклонения от налогов.

Объектом исследования является механизм взаимодействия государства и налогоплательщика.

Предметом исследования выступают отношения, складывающиеся между экономическими субъектами и государством в процессе уклонения от налогов.

 

 

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  РАБОТЫ 

 

 2.1. СУЩНОСТЬ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГОВ И ЕГО ПРИЧИНЫ

 

На английском языке различаются  понятия уклонение от налогов (англ. tax avoidance) и избежание налогов (англ. tax evasion). В нашей же литературе последнее понятие чаще заменяется понятиями «оптимизация налогообложения» или «налоговое планирование».

Основным отличием уклонения  от налогов и избежания налогов является степень законности уменьшения налоговых выплат налогоплательщиками. Если при оптимизации (воспользуемся отечественным термином) налогоплательщик использует всю налоговую информацию для уменьшения выплат в бюджет законным способом, то при уклонении налогоплательщик сознательно нарушает законы о налогообложении, как правило, путем сокрытия своих налоговых обязательств либо представления в налоговые органы ложной информации.

Разница между ними заключается  еще и в том, что в первом варианте, как правило, скрывается часть доходов, и имеет место неполная уплата налогов, а при втором – часто полностью скрываются доходы от деятельности, подчас носящей откровенно криминальный характер. Первый путь в отличие от второго позволяет законно уйти от судебного преследования с точки зрения закона он не является преступлением.

Выделяются различные  этапы налоговой оптимизации, например:

I) оптимизация статуса  организации (при создании организации);

II) оптимизация места расположения  предприятия;

III) выбор конкретной организационно-правовой  формы;

IV) использование предоставленных  налоговым законодательством льгот;

V) оптимизация возможных  форм сделок;

VI) выбор места вложения  активов и прибыли, то есть  куда инвестировать средства  с учетом уплаты при этом налогов.

При выборе той или иной оптимизационной схемы необходимо помнить, что одна и та же схема может быть легитимной, а может и включать элементы уклонения от налогов. На практике чаще всего происходит срастание легальных и нелегальных схем. В результате, так называемые «серые» схемы, находятся на стыке между уклонением от налогов и оптимизацией, то есть по сути действия налогоплательщика попадают под понятие уклонения от налогов, но формально схема выглядит как соответствующая законодательству. На практике это чаще всего сводится к такому построению схемы, которое мешает доказывать факт нарушения закона.

     Схема 1.

 

Соотношение оптимизации  налогов, уклонения от налогов и  использование «серых» схем

 

Для уклонения от налогов  используются три основные стратегии, которые можно представить в виде схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

     Схема 2.

Стратегии ухода от налогов

1. Нелегальная деятельность реализуется в результате отказа от легальной деятельности (от регистрации предприятия, использования его расчетного счета) или сокрытия части производящих мощностей на легализованных предприятиях.

2. Сокрытие легальной деятельности наиболее распространенная стратегия. Она основывается на:

  • коррупционных соглашениях: подкупе представителей налоговых органов или вышестоящих органов государственной власти, которые могут оказать давление на фискальные службы;
  • институциональных фикциях: например, на организации псевдопредприятий (фирм однодневок);
  • играх обмена: использовании фиктивных операций (несуществующее движение товаров и услуг между налогоплательщиком и подставной фирмой), неэквивалентного обмена (заключение невыгодных контрактов в пользу подставных фирм) и преднамеренных санкций (наложение крупных штрафных санкций под договорам с заведомо невыполнимыми условиями, присвоение переданного в залог имущества в результате намеренного неисполнения контракта).

3. Освобождение от платежей воплощается в трех схемах:

  • неплатежи: задержка выплаты платежей, которые неизбежно повлекут налоговые начисления (например, выплаты заработной платы, расчетов за поставленные материалы);
  • политический торг: договоренность с полномочными политическими властями о применении особого льготного режима;
  • льготные режимы: включение во взаимодействие предприятий либо освобожденных от налогов (оффшорные фирмы), либо имеющих официальные льготы и освобождения (например, предприятия, где заняты инвалиды), а также использование инвестиционного налогового кредита (изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов).

Схемы уклонения от налогов  могут быть замкнутыми, т.е. средства, выведенные из налогообложения, возвращаются на исходное предприятие в виде инвестиций или в теневые доходы собственников и работников предприятия, и открытыми, когда средства используются на цели, не связанные с деятельностью данного предприятия (например, инвестиции в другие предприятия).

Можно выделить несколько  общих принципов уклонения от налогов:

  • принцип «двойной» бухгалтерии: специальное занижение в одних документах результатов деятельности для представления государственным органам, а в других отражение фактического состояния дел;
  • принцип разделения активов и пассивов фирмы: передача активов подставным фирмам и перекладывание пассивов на государство и кредиторов через неплатежи;
  • принцип непрозрачности: создание множества сложных схем уклонения от налогов для затруднения возможности отслеживать движение объекта налогообложения;
  • принцип коррумпированности: использование должностных лиц налоговых органов и органов государственной власти в собственных целях;
  • принцип общей согласованности действий: наличие неформальных правил уклонения от налогов, на основании которых действуют уклоняющиеся от налогов налогоплательщики.

Институциональная экономическая  теория исходит из того, что для того, чтобы искоренить какое-либо негативное явление, необходимо бороться не с последствиями этого явления, а воздействовать на причины, повлекшие его возникновение. Так в соответствии с теорией идеологии (отраслью новой экономической истории) норма уклонения от налогов объясняется исторически сложившимися ассиметричными, неэквивалентными отношениями между государством и его гражданами. Теория общественного выбора видит причину существования уклонения от налогов в «проблеме безбилетника», а теория игр - в сопротивлении остающихся в рамках закона налогоплательщиков усилению налогового бремени из-за снижения количества фактических налогоплательщиков.

Известный специалист в области  финансового права П.М. Годме выделял среди причин налоговых преступлений экономические, политические, технические и моральные. Другие авторы дополняют данный перечень причинами правового и организационного характера.

Российский экономист  В.В. Радаев выделяет следующие причины уклонения от налогов:

  • формальные: несовершенство формальных правил (сложность и противоречивость законодательных актов по налогам);
  • нормативные: указание на уклонение от налогов других хозяйственных агентов;
  • этические: нарушение формальными правилами принципа справедливости;
  • утилитаристские: экономическая целесообразность и потребность экономического выживания;
  • принудительные: давление и вымогательство со стороны бюрократических и силовых структур.

Обобщив данные подходы, на наш взгляд, с некоторой условностью причины, порождающие уклонение от налогов, можно классифицировать следующим образом.

Схема 3.

Классификация причин уклонения  от налогов

Объективные причины существуют независимо от воли налогоплательщика  и делятся на позволяющие и вынуждающие.

В основе позволяющих причин лежит экономико-юридическая легкость, или напротив, сложность процесса уклонения от налогов (низкая величина Х * Ш + РО, где Х – вероятность обнаружения уклонения от налогов фирмой со стороны государства, Ш – величина штрафа, уплачиваемая фирмой при обнаружении уклонения от налогов, РО – расходы на обслуживание процесса уклонения от налогов). Позволяющие причины подразделяются на правовые и организационные.

Правовые причины связаны с несовершенством налогового законодательства, которое проявляется в сложности самой налоговой системы: большом количестве налогов, нечеткой формулировке налоговых законов, наличии различных ставок, налоговых льгот, различных способов учета расходов. Правовая неразбериха позволяет налогоплательщикам выискивать варианты снижения налогов.

Организационные причины  порождаются слабостью контроля и/или несогласованностью действий между налоговыми органами и прочими (например, правоохранительными) органами государства, а также недостаточной развитостью международного сотрудничества в области борьбы с налоговыми преступлениями.

О вынуждающем характере  причин говорят, когда выплата налогов не совместима с получением нормальной прибыли честными налогоплательщиками. Последнее наблюдается, когда при установлении налогов не соблюдаются принципы налогообложения.

Информация о работе Проблемы уклонения от налогообложения