Проблемы и направления совершенствования механизма исчисления и взимания транспортного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – исследование механизма исчисления и взимания транспортного налога для определения направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание транспортного налога;
изучить действующий механизм исчисления и взимания транспортного налога;
дать оценку действующему механизму исчисления и взимания транспортного налога;
разработать мероприятия по совершенствованию порядка исчисления транспортного налога;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы налогообложения транспортных средств
1.1 Экономическое содержание транспортного налога 6
1.2 Методика исчисления и взимания транспортного налога 10
1.3 Зарубежный опыт налогообложения транспортным налогом 29
2 Анализ налогообложения транспортным налогом
2.1 Роль транспортного налога в формировании республиканского
бюджета Республики Коми 40
2.2 Оценка механизма исчисления транспортного налога в
ООО «Сысольский лесокомбинат» 41
2.3 Анализ контрольной работы налоговых органов
за правильностью исчисления и своевременностью уплаты
в бюджет транспортного налога 48
Проблемы и направления совершенствования механизма исчисления и
взимания транспортного налога
3.1 Проблемы исчисления и взимания транспортного налога 54
3.2 Направления совершенствования транспортного налога 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

                                              СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

1 Теоретические основы  налогообложения транспортных средств              

1.1 Экономическое содержание транспортного налога                          6

1.2 Методика исчисления  и взимания транспортного налога                10

1.3 Зарубежный опыт  налогообложения транспортным налогом         29

2  Анализ налогообложения  транспортным  налогом

2.1 Роль транспортного  налога в формировании республиканского   

      бюджета  Республики Коми                                                                 40

2.2 Оценка механизма  исчисления транспортного налога  в 

      ООО  «Сысольский лесокомбинат»                                                     41

2.3 Анализ контрольной  работы налоговых органов 

                за правильностью  исчисления  и своевременностью уплаты 

                в бюджет транспортного налога                                                          48                                                                                                  

  1. Проблемы и направления совершенствования механизма исчисления и

     взимания  транспортного налога

  • 3.1 Проблемы исчисления и взимания транспортного налога               54
  • 3.2 Направления совершенствования транспортного налога                 59
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     63

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            65

    ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                     70

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативное явление рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

    Проблемы налогообложения постоянно  занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых  разных эпох. Фома Аквинский (1226-1274) определил налоги, как дозволенную форму грабежа. Шарль Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения Адам Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает – признак не рабства, а свободы. Пришедшие к нам из глубины веков налоги претерпели на своем долгом пути не мало изменений. Виды, формы, количество и роль налогов эволюционировали вместе с развитием общества и государства. Соответственно менялось и представление о налогах.

    Имущественные налоги играют существенную роль в современных  налоговых системах большинства  стран. Их преимущество заключается в стабильности налогооблагаемой базы в течение налогового периода, отсутствии зависимости суммы налога от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что обусловливает их фискальную значимость.

    Законом РФ от 24.07.2002 года № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ» была принята очередная глава 28 «Транспортный налог». Установление транспортного налога представляет собой практическое воплощение одного из направлений реформирования имущественных налогов, действующих на территории РФ.

    До 1 января 2003 года транспортные средства включались в объект налогообложения  двух видов имущественных налогов  с ежегодными сроками уплаты: налога с владельцев транспортных средств и налогов на имущество физических лиц. Разумеется, это не означало присутствия дублирующего момента в объектах налогообложения, так как в основу «устройства» указанных налогов были положены видовые различия между транспортными средствами, подлежащими налогообложению.

    Несмотря на то, что  транспортный налог действует уже  шесть лет, сегодня он не утратил  своей актуальности. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то транспортный налог касается почти всех, поэтому, чем больше количество налогоплательщиков, тем больше вопросов по исчислению и уплате налога в бюджет.

    Цель дипломной работы – исследование механизма исчисления и взимания транспортного налога для определения направлений его совершенствования.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. раскрыть экономическое содержание транспортного налога;
    2. изучить действующий механизм исчисления и взимания транспортного налога;
    3. дать оценку действующему механизму исчисления и взимания транспортного налога;
    4. разработать мероприятия по совершенствованию порядка исчисления транспортного налога;

    Объектом исследования дипломной работы являются экономические отношения, связанные с налогообложением транспортным налогом на материалах Общества с ограниченной ответственностью «Сысольский лесокомбинат».

    Предметом исследования выступает механизм исчисления и взимания транспортного налога.

    Информационной базой  для написания данной работы послужило ООО «Сысольский лесокомбинат».

    Теоретической базой  дипломной работы является законодательство о налогах и сборах РФ, научные  статьи в периодической печати по вопросам исчисления и уплаты транспортного налога.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1 Теоретические основы налоговых  отношений транспортного налога

     

    1.1 Экономическое содержание транспортного налога

     

    Происходящие в России изменения  в области экономики, стремительное трансформирование взаимоотношений между хозяйствующими субъектами друг с другом и их взаимоотношения с бюджетом, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют от государства проведения адекватной налоговой политики и формирования эффективной налоговой системы.

    Налоговая система является одним  из самых важных элементов Российской экономики. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов экономического и социального  развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

    Введение транспортного  налога являлось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России.

    В рамках реформирования налоговой системы Российской Федерации первоначально планировалось отменить Закон о дорожных фондах в РФ с 1 января 2003 г. (ст.5 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"), которым регулировались налог с владельцев транспортных средств, налог на пользователей автодорог, налог на приобретение транспортных средств. Однако затем Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования.                                                                                                  Во-первых, была исключена ст.5 Закона № 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона о дорожных фондах, а в сам Закон о дорожных фондах в РФ были внесены изменения, касающиеся отмены с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств, а также уточнены источники образования территориальных дорожных фондов.                                                                                                                                  Во-вторых, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена новой главой 28 "Транспортный налог" (п.30 ст.1 Закона № 110-ФЗ).             Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней".  Налог взимался с предприятий. При этом его объектом не были транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды до 15 ноября 1997 года и был отменен в связи с приведением Указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. № 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации").                                                            Однако налоговые платежи владельцев транспортных средств введением в действие транспортного налога не ограничивались.

    Так, Законом от 25.12.1992 года № 4226-1 «О дорожных фондах в РСФСР» был предусмотрен налог на пользователей автомобильных дорог, который уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме заготовительных, торгующих и снабженческо - сбытовых организаций) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в размере 0,4 процента объема производства продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовой торговли) и снабженческо - сбытовые организации уплачивали данный налог в размере 0,03% годового оборота.                                                                                                                          Помимо этого, статьей 6 данного Закона был предусмотрен налог с владельцев транспортных средств, который ежегодно уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РСФСР, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имевшие транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, в размере, который зависел от количества лошадиных сил транспортного средства.                                                                                                                    Кроме того, в соответствии с Законом «О налогах на имущество физических лиц» физические лица, имевшие в собственности водно-воздушные транспортные средства уплачивали налог в зависимости от мощности мотора транспортного средства.                                                                                                                                    Таким образом, согласно ранее действовавшего законодательства был предусмотрен ряд «транспортных» налогов, отличавшихся порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов.  В совокупности такая разрозненность вносила путаницу налогообложения как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов.                                                                                                                         С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, исключаются:

    1) налог на пользователей автодорог; 

    2) налог с владельцев транспортных  средств; 

    3) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан;

    4) налог на водно-воздушные транспортные  средства, ранее уплачиваемый физическими.                                                                                                    Соответствующие изменения были внесены в Закон о дорожных фондах в РФ (ст.9 Закона № 110-ФЗ) и в Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (ст.3 Закона № 110-ФЗ).                       

    Налогом с владельцев транспортных средств облагались различные наземные самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, а в объект налогообложения имущества физических лиц включались вводно-воздушные транспортные средства. С 1 января 2003 года оба вида транспортных средств охватываются транспортным налогом, в связи с чем налог с владельцев транспортных средств с 01.01.2003 года исключен из состава налоговой системы РФ, а облагаемое имущество физических лиц ограничивается в настоящее время объектами недвижимости. Налог с владельцев транспортных средств имел строго целевое назначение и зачислялся в территориальные дорожные фонды. В связи с его отменой одним из источником формирования доходов территориальных дорожных фондов стал транспортный налог. Однако с 01.01.2005 года Закон РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» признан утратившим силу. Поэтому средства от поступления транспортного налога используются в настоящее время по общему назначению.

    В отличие от прежнего, современный  транспортный налог относится к прямым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями. Транспортный налог выполняет фискальную функцию в целях пополнения бюджета. Также налог носит и регулирующую функцию.                                                                   Транспортный налог в соответствии с НК РФ относится к региональным налогам. Он вводится в действие законами субъектов РФ и подлежит обязательной уплате на территориях тех субъектов РФ, где приняты соответствующие законы. Общие основы построения указанного налога регламентируются главой 28 НК РФ, которой устанавливаются круг налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налоговой базы и уплаты налога, а также объем налоговых полномочий законодательных органов субъектов РФ при введении налога на их территориях.

     

    1.2 Методика исчисления и взимания транспортного налога

     

    В соответствии с частью первой статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками  по транспортному налогу являются как  организации, так и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, указанные в статье 358 Налогового кодекса РФ. При этом под организациями понимаются не только российские, но и иностранные фирмы.

    Информация о работе Проблемы и направления совершенствования механизма исчисления и взимания транспортного налога