Принципы и сущность системы налогов и сборов в Российской Федерации Название: Принципы и сущность системы налогов и сборов в Российской Ф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам исследования можно отнести:
изучение понятия налога;
выявление налоговых элементов;
классификацию налогов;
разграничение понятий налога и сбора.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность налогов и сборов
Глава 2. Принципы построения системы налогов и сборов
Глава 3. Классификация налогов и сборов
3.1. Федеральные налоги и сборы
3.2. Региональные налоги и сборы
3.3. Местные налоги и сборы
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

 

При рассмотрении его фискальной функции отметим, что налог на прибыль организаций закреплен  за всеми тремя уровнями бюджетной  системы в соответствующих процентах. Также он составляет примерно треть  доходов бюджетов бюджетной системы  России. Налог на прибыль имеет  большое значение для региональных и местных бюджетов. Например, в  бюджете г. Москвы, поступления по данному налогу составило 64,8 % от общих  доходов и 87,1 % от налоговых доходов  г. Москвы. Большая роль налога на прибыль  организаций обеспечивается благодаря  законодательной конструкции разделения ставки налога по уровням бюджетной  системы. Данный налог – важный информационный источник для системы государственного управления. Доходы являются обобщающим итогом деятельности организаций, которые  отражают объем производства, затраты  на изготовление продукции и качество реализуемых изделий. Это позволяет  государству отследить колебания  показателей прибыльности организаций, отдельных отраслей экономики и  хозяйства в целом.[13]

 

Основное место в системе  налогообложения физических лиц  занимает подоходный налог. Переход  к рыночной экономике создает  предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в  увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

 

Подоходное обложение  физических лиц дополняется взиманием  налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только, фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающим себя собственником. Налог  на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства граждан.

 

Налогом с наследства облагается имущество, переходящее к гражданам  в порядке наследования или дарения. Налог уплачивается в случае, когда  граждане принимают в порядке  наследования и дарения жилые  дома, квартиры, дачи, садовые дома, автомобили, мотоциклы, предметы антиквариата, ювелирные изделия и так далее.

 

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется  от стоимости наследственного имущества  на день открытия наследства, даже если бы стоимость этого имущества  в момент выдачи свидетельства превышало  его оценку на день открытия наследства.

 

Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется  цены в документе, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже страховой  оценки; при отсутствии указанной  оценки со стоимости имущества, определенной по свободной цене.

 

Основные положения, касающиеся данной группы налогов, закреплены в 8 разделе НК РФ.

 

Федеральные налоги и сборы, кроме зачисления их в федеральный  бюджет, в одинаковой степени используются для формирования доходов бюджетов всех уровней следующим образом:

 

а) зачисление в полном объеме в федеральный бюджет,

 

б) распределение поступлений  от некоторых платежей между бюджетами  разных уровней или закрепление  в полном объеме в установленном  федеральном законодательстве порядке.[14]

 

К региональным налогам относятся:

 

1) налог на имущество  организаций;

 

2) налог на игорный  бизнес;

 

3) транспортный налог.

 

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым  Кодексом Российской Федерации и  законами субъектов Российской Федерации  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ.

 

Налог на имущество организаций  вводится на территории региона по решению представительного органа субъекта РФ. Помимо этого полномочия выражаются в определении ставки, порядка и сроков уплаты данного  налога, а также установление форм отчетности и льгот по его уплате. Основными источниками для налога выступают: глава 30 НК РФ и законы субъектов  о введении налога на имущество организаций, соответствующих нормам НК РФ. В  случае закрепления международным  договором положений, отличающихся от установленных законодательством  РФ и имеющих большую юридическую  силу, иностранные организации руководствуются  ими.

 

Налог на игорный бизнес приобретает свое значение из-за того, что игорный бизнес подлежит жесткому государственному регулированию. Наиболее четко это отражено в ФЗ от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».[15] В нем закрепляется, что игорные зоны могут создаваться на территории Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).

 

Игорный бизнес - предпринимательская  деятельность, связанная с извлечением  организациями или индивидуальными  предпринимателями доходов в  виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных  прав), работ или услуг. А азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя  или несколькими участниками  между собой либо с организатором  игорного заведения (организатором  тотализатора) по правилам, установленным  организатором игорного заведения (организатором тотализатора). Участниками  являются физические лица, принимающее  участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора).

 

Транспортный налог регулируется главой 28 НК РФ и законами субъектов  РФ. Для бюджетов субъектов является положительным моментом то, что он включен в группу региональных налогов.

 

Налогоплательщиками налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

 

В части 1 статьи 358 НК РФ указываются  объекты налогообложения. Ими признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 358 НК РФ. Во 2 части данной статьи устанавливается исчерпывающий перечень транспортных средств, не отнесенных к объектам обложения этим налогом.

 

Налоговая база для различных  видов транспортных средств определяется по-разному, в соответствии со статьей 359 НК РФ.

 

Кодекс предусматривает  налоговый и отчетный периоды. Налоговый  период равен 1 году, а отчетные периоды  – первый, второй и третий кварталы. Однако у законодательных (представительных) органов субъектов РФ имеется  право не устанавливать отчетные периоды.

 

Налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов РФ, в зависимости  от ставок, закрепленных в НК РФ. В  соответствии с законом субъекта налоговые ставки могут быть увеличены  или уменьшены, но не более чем  в пять раз.

 

Сумма, которую уплачивают налогоплательщики – физические лица, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые они  получают от органов, осуществляющих государственную  регистрацию транспортных средств  на территории Российской Федерации.

 

Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог  на основании налогового уведомления, которое направляет налоговый орган. А налогоплательщики – организации по истечении налогового периода предоставляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.[16] Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.[17]

 

Стоит отметить, что органы власти субъектов РФ вправе передать эти налоги полностью или частично в соответствующие местные бюджеты.[18]

 

К местным налогам относятся:

 

1) земельный налог;

 

2) налог на имущество  физических лиц.

 

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым  Кодексом Российской Федерации и  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований, если иное не предусмотрено пунктом 4 и пунктом 7 статьи 12 НК РФ.[19] Местные налоги и  сборы в городах федерального значения устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов  Российской Федерации. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

 

Под системой местных налогов  и сборов понимаются обязательные платежи  юридических и физических лиц  поступающие в бюджет органов  местного самоуправления в порядке  и на условиях, определенных законодательными актами.

 

Характерными особенностями  местных налогов являются:

 

1)  использование поступлений  по данным налогам на местные  нужды в пределах территории, подведомственной соответствующему  органу местного самоуправления,

 

2)  зачисление их в  местные бюджеты в качестве  закрепленных доходов,

 

3)  отнесение введения  и организации взимания данных  платежей к компетенции органов  местного самоуправления,

 

4)  контролирование органами  местного самоуправления поступления  и использования платежей по  местным налогам как составной  части доходов местных бюджетов,

 

5)  наличие у органов  местного самоуправления поступления  и использования платежей по  местным налогам как составной  части доходов местных бюджетов.[20]

 

Благодаря земельному налогу обеспечивается стабильное поступление  средств в местные бюджеты. Плательщиком земельного налога и арендной платы  является предприятие и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена  земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Земельный налог взимается  в расчете на год с облагаемой налогами площади. Если земельный участок  находится в пользовании нескольких юридических лиц, то по каждой части  налог исчисляется отдельно.

 

Освобождаются от налогообложения:

 

1) организации и учреждения  уголовно-исполнительной системы  Министерства юстиции Российской  Федерации - в отношении земельных  участков, предоставленных для непосредственного  выполнения возложенных на эти  организации и учреждения функций;

 

2) организации - в отношении  земельных участков, занятых государственными  автомобильными дорогами общего  пользования;

 

3) религиозные организации  - в отношении принадлежащих им  земельных участков, на которых  расположены здания, строения и  сооружения религиозного и благотворительного  назначения;

 

4) общероссийские общественные  организации инвалидов (в том  числе созданные как союзы  общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды  и их законные представители  составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

 

организации, уставный капитал  которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность  инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в  фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением  подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

 

учреждения, единственными  собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

 

5) организации народных  художественных промыслов - в  отношении земельных участков, находящихся  в местах традиционного бытования  народных художественных промыслов  и используемых для производства  и реализации изделий народных  художественных промыслов;

 

6) физические лица, относящиеся  к коренным малочисленным народам  Севера, Сибири и Дальнего Востока  Российской Федерации, а также  общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

Информация о работе Принципы и сущность системы налогов и сборов в Российской Федерации Название: Принципы и сущность системы налогов и сборов в Российской Ф