Принципы и сущность системы налогов и сборов в Российской Федерации Название: Принципы и сущность системы налогов и сборов в Российской Ф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам исследования можно отнести:
изучение понятия налога;
выявление налоговых элементов;
классификацию налогов;
разграничение понятий налога и сбора.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность налогов и сборов
Глава 2. Принципы построения системы налогов и сборов
Глава 3. Классификация налогов и сборов
3.1. Федеральные налоги и сборы
3.2. Региональные налоги и сборы
3.3. Местные налоги и сборы
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Принципы и сущность системы налогов и  сборов в Российской Федерации Название: Принципы и сущность системы налогов  и сборов в Российской Федерации

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность налогов и сборов

Глава 2. Принципы построения системы налогов и сборов

Глава 3. Классификация налогов и сборов

3.1. Федеральные налоги и сборы

3.2. Региональные налоги и сборы

3.3. Местные налоги и сборы

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сбалансированность и  обоснованность системы налогов  и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку  ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть  которой составляет налоговая система  и, следовательно, система налогов  и сборов. Кроме финансовой функции  налоговый механизм используется для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса. Государство  способно стимулировать или сдерживать деловую активность, путем изменения  налоговых ставок, предоставления или  отмены налоговых льгот, что способствует экономическому развитию страны.

Налоги претерпевают изменения  наряду с государственной политикой, экономикой, внешнеэкономическими связями, меняются объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые. Все это резко увеличивает  поток информации по налогообложению, тем не менее необходимо своевременно получать и использовать эту информацию. Ведь незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

Кроме того масштабы уклонения  от уплаты налогов в России создают  угрозу для экономической безопасности государства. Очень актуальными  становятся следующие задачи: совершенствование  налогообложения, построение социально  ориентированной налоговой системы, формирование и развитие налоговой  культуры населения.

Особенность налоговой системы  Российской Федерации состоит в  том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества.

 Итак, актуальность выбранной  темы заключается в том, что  в условиях постоянного развития  и совершенствования налогового  законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

Целью исследования является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам  исследования можно отнести:

    • изучение понятия налога;
    • выявление налоговых элементов;
    • классификацию налогов;
    • разграничение понятий налога и сбора.

Так же задачами исследования являются уяснение сути понятия системы  налогов и сборов, разграничение  понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Предметом исследования являются такие институты финансового  права, как налог, а так же система  налогов и сборов в Российской Федерации.

К объектам исследования относятся  такие нормативно-правовые акты, как  Конституция Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Закон РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» и др.

В настоящее время в  России в сфере налогообложения  сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая  культура общества, недоверие граждан  и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как  данные о росте правонарушений и  преступлений, связанных с сокрытием  доходов от налогообложения, в том  числе в крупных и особо  крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.

Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный  для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путем, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными.1

По результатам социологического исследования, на вопрос "Нужны ли нам налоги?" всего 62% респондентов ответили утвердительно. При этом 55% опрошенных считают, что уклонение от налогов является благом, остальные 45% назвали это преступлением. Результаты анкетирования граждан РФ по проблемам налогообложения дают право утверждать, что налоговая культура граждан находится на крайне низком уровне.

Именно по этой причине  была выбрана данная тема исследования, для этого в работе нами будет  рассмотрены налоги и сборы, установленные законодательством, будет дана их общая характеристика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность налогов и сборов

 

Государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности. Для этого оно вырабатывает и  осуществляет соответствующую политику в различных сферах жизни общества – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. Формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в его бюджете и внебюджетных фондах, происходит за счет налоговых  взносов.

Налоги являются гибким инструментом воздействия на находящуюся в  постоянном движении экономику. Они  помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и иных нужд. “В налогах воплощено экономически выраженное существование государства”, - подчеркивал К. Маркс.

Экономическая сущность налогов  была впервые исследована в работах  известного английского экономиста Д. Риккардо: “Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая  поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны”.

Значительный вклад в  теорию налогов внесли ученые - экономисты России А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.

Н. Тургенева считал, что  “налоги суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество, или при составлении государств”.

По мнению А. Тривус, “налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть”. А. Соколов утверждал, что “под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств, для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента”.

Доктор экономических  наук Д. Черник определяет сущность налогов, как “изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного  взноса”.

Экономическое содержание налогов  выражается во взаимоотношении хозяйствующих  субъектов и граждан, с одной  стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных  финансов.

Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных  законодательством налогов и  обязательных платежей, взимаемых в  государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и  контроля.

Каждый налог состоит  из следующих элементов: субъект, объект, единицу налогообложения, налоговую  базу, ставку, налоговые льготы, налоговый  оклад, носитель налога и т. д.

Субъектом налога выступает  лицо, которое по закону должно уплатить налог.

Объект налогообложения - имущество, прибыль, доход, стоимость  реализованных товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание.

Единица обложения - это единица  измерения объекта, в зависимости  от вида объекта налогообложения  может выступать в денежной или  натуральной форме.

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Исчисляется  налогоплательщиками - организациями  по итогам каждого налогового периода  на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных.

Налоговый период - календарный  год или иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы. Твердые  ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без  учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки - средняя  ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При  данной ставке налогообложения плательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его  долю.

Регрессивные ставки - средняя  ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода.

Порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности - устанавливаются  применительно к каждому налогу и сбору.

Последним элементом является налоговые льготы, предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах преимущества по сравнению  с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о  налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налоговые льготы отражают социальную сущность налогов, направленность налоговой политики государства. Льгота на налоги устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Принципы построения системы налогов и сборов

 

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном порядке на территории страны. При формировании налоговой  системы учитывают следующие  принципы:

 

1. Виды налогов, порядок  их расчетов, сроки уплаты и  ответственность за уклонение  от налогов имеют силу закона.

 

2. Сочетание стабильности  и гибкости налоговой системы  должны обеспечить соблюдение  экономических интересов участников  общественного производства. Правила  применения налогов должны быть  стабильны: ставки, виды, элементы  налоговой системы должны меняться  при изменении экономических  условий редко, т.к. это позволяет  планировать деятельность.

 

3. Обязателен механизм  защиты от двойного налогообложения.

 

4. Налоги должны быть  разделены по уровням изъятия.

 

5. Ставки налогообложения  должны быть едиными для всех  предприятий. Равные доходы при  равных условиях их получения  должны облагаться одинаковыми  по величине налогами. С равных  доходов при разных условиях  их получения должны взиматься  разные налоги.

 

6. Единая налоговая ставка  должна дополняться системой  налоговых льгот, носящей целевой  и адресный характер, связанный  с социальной сферой, стимулированием  НТП и защитой окружающей среды.  Как правило, обязательна активная  поддержка предпринимательства.

 

7. Система налогообложения  должна быть комплексной при  умелом сочетании разных способов  налогообложения. Объекты налогообложения  разнообразны: психологически легче  платить много маленьких налогов,  чем один большой.

 

8. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство  по форме, экономность сбора,  избежание чрезмерной тяжести.

 

Немецкий экономист А. Вагнер (конец ХIХ в.) считал, что "налогообложение  в обществе базируется на следующих  принципах: финансово-технических, включающих принципы достаточности и подвижности, народнохозяйственных, представляющих собой надлежащего источника  и выбор отдельных налогов  с принятием во внимание влияние  обложения отдельных видов его  на плательщиков, справедливости, в  которую входят всеобщность и  равно напряженность, податного  правления, предусматривающего определенность, удобство и дешевизну взимания".

Информация о работе Принципы и сущность системы налогов и сборов в Российской Федерации Название: Принципы и сущность системы налогов и сборов в Российской Ф