Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для расчета налогов. Вследствие этого ошибки в его расчете можно встретить практически в каждой организации. Поэтому является, необходимым в ходе выездной налоговой проверки обращать особое внимание на правильность исчисления и уплаты данного налога. Часто меняющееся налоговое законодательство и противоречия некоторых положений нормативных актов обусловливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее НДС).

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ НДС .doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы определяется тем, что налог  на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для  расчета налогов. Вследствие этого  ошибки в его расчете можно  встретить практически в каждой организации. Поэтому является, необходимым в ходе выездной налоговой проверки обращать особое внимание на правильность исчисления и уплаты данного налога.

Часто меняющееся налоговое законодательство и противоречия некоторых положений нормативных  актов обусловливают возможность  случайных ошибок в расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее НДС). При проведении детальной налоговой проверки по НДС могут выявиться следующие ошибки:

- неправильное использование законодательных актов по налогам и официальных разъяснений к ним при расчете налога на добавленную стоимость;

- применение неверной ставки налога;

- неправильное определение налогооблагаемой базы;

- неточный учет пеней и штрафов.

Для каждого  налогового законодательного акта характерны определенные требования к применению ставки налога, определению облагаемой налоговой базы, срокам уплаты налогов, подготовке отчетности и т.д.

НДС, как правило, оказывает наибольшее влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации и вызывает больше всего трудностей, как при расчете, так и при проведении проверки.

В ходе написания  курсовой работы была определена цель работы – «изучение методики выявления занижения сумм НДС, подлежащей перечислению налоговым агентом, в ходе выездной налоговой проверки».

В соответствии с данной целью были выделены задачи:

- определение сущности налогового агента по НДС;

- изучение методики проверки НДС в ходе выездной налоговой проверки;

- рассмотрение практики проверки правильности определения суммы НДС, подлежащей перечислению налоговым агентом, на предприятии Закрытое Акционерное Общество «Строймеханизация» (далее ЗАО «Строймеханизация»).

Законодательством предусмотрена возможность применения института налоговых агентов не только при налогообложении прибыли и доходов физических лиц, но и при уплате НДС.

Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которые возложена обязанность исчислить и удержать у налогоплательщика налог, а также перечислить его в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Целью проведения выездной проверки расчетов с бюджетом по НДС является проверка достоверности, т.е. точности расчета НДС и своевременности его уплаты в бюджет. Необходимо отметить, что в целях получения достоверных результатов от проведения проверки необходимо тщательно проанализировать: статус налогоплательщика; возможность применения налоговых льгот и правильность их использования; объект налогообложения; формирование налоговой базы; правомерность применения вычетов; составление и своевременность сдачи деклараций, а также своевременность уплаты налога.

Выездная налоговая проверка проводится только на основании решения руководителя налогового органа. В рамках выездного контроля может рассматриваться период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В соответствии с пунктом 4 статьи 89 НК РФ, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки рассматривается период, за который представлена уточненная налоговая декларация, т.е. это может быть период за пределами трехгодичного срока.

 В решении о проведении  проверки обязательно указывается  период, который подлежит контролю, а также перечисляются проверяемые  налоги.

Проверка проводится сплошным или выборочным методом.

Налоговые органы изучают соответствие показателей, отраженных в декларациях, данным книги учета доходов и расходов, книг покупок и продаж. В книгах обращают внимание на правильность и полноту отражения операций, влияющих на формирование налоговой базы (расчет налога). Обязательно проверяется обоснованность совершаемых расходов и правильность их включения в затраты.

 

Глава 1. МЕТОДИКА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ АГЕНТАМИ СУММ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

1.1 Права и обязанности, экономическое значение налогового агента по налогу на добавленную стоимость

 

Законодатель  предусмотрел возможность применения института налоговых агентов  не только при налогообложении прибыли  и доходов физических лиц, но и  при уплате НДС.

Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которые возложена обязанность исчислить и удержать у налогоплательщика налог, а также перечислить его в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Одним из налогов, по которым предусмотрен налоговый агент, в соответствии со статьей 161 НК РФ, является НДС. Возникает такая обязанность в следующих случаях:

- при приобретении российской организацией товаров у иностранного партнера, который на учете в налоговом органе в России не состоит. При этом сделка должна совершаться на территории РФ;

- при аренде государственного или муниципального имущества;

- при реализации конфискованного имущества, бесхозяйных, скупленных и перешедших по праву наследования к государству ценностей, а также кладов.

Более частым основанием для возникновения у организаций обязанностей налогового агента по НДС является первый случай. Если фирма приобретает на территории РФ товары у иностранной компании, которая на учете в налоговых органах РФ не состоит, то в таком случае у российской фирмы возникают обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и уплате в бюджет НДС.

Следует отметить, что к товарам в данном случае относится в том числе и  недвижимое имущество.

Налоговая база в данном случае будет определяться как сумма доходов от реализации товаров, работ или услуг с учетом НДС, в соответствии с пунктом 1 статьи 161 НК РФ.

Определяется  налоговая база отдельно по каждому  случаю оплаты товаров иностранному лицу.

На арендаторов  государственного и муниципального имущества обязанность исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДС возлагается положениями пункта 3 статьи 161 НК РФ. Уплачивается указанный налог из средств, подлежащих перечислению арендодателю.

Ограничением здесь является то, что обязанности налогового агента возникают только у тех лиц, которые арендуют имущество непосредственно у органов государственной власти и управления или у органов местного самоуправления.

Когда в качестве арендодателя выступает организация, у которой государственное или  муниципальное имущество, сдаваемое в аренду, находится в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, у арендатора обязанности налогового агента не возникают.

Налоговая база в данном случае определяется как  сумма арендной платы с учетом НДС.

Помимо уже этих случаев возникновения у компании обязанностей налогового агента по НДС есть и еще одна не самая распространенная ситуация. Так, согласно пункту 4 статьи 161 НК РФ, функции налогового агента возлагаются на организацию при реализации на российской территории конфискованного имущества, бесхозяйных, скупленных и перешедших по праву наследования к государству ценностей, а также кладов.

В данном случае налоговая база организацией будет определяться исходя из цены указанного имущества, определенного в соответствии с положениями статьи 40 НК РФ. В цену имущества должны быть включены суммы НДС и акциза, если товар является подакцизным.

Исчислять и  уплачивать НДС налоговые агенты обязаны за счет средств, которые подлежат перечислению налогоплательщику. Согласно положениям пункта 4 статьи 164 НК РФ, ставка НДС определяется расчетным методом.

Налоговый период устанавливается как квартал, в  том числе и для налоговых  агентов. Уплачивать НДС, согласно пункту 3 статьи 174 НК РФ, следует по месту своего нахождения.

Порядок перечисления НДС в бюджет для налоговых агентов устанавливается тот же, что и для налогоплательщиков, определенный положениями пункта 4 статьи 24 НК РФ. Следовательно, налоговые агенты должны представить декларацию в налоговые органы и уплатить НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые агенты, в соответствии с пунктом 5 статьи 171 НК РФ, вправе претендовать на вычет сумм НДС, которые они уплачивают в бюджет. Для этого товары, работы или услуги должны быть приобретены налоговым агентом для осуществления операций, облагаемых НДС, и приняты к учету. Кроме того, сумма налога должна быть удержана не из собственных источников налогового агента, а из средств, подлежащих выплате налогоплательщику. Исключение составляют лишь реализация конфискованного имущества, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.

 

1.2 Методика выездной проверки налога на добавленную стоимость у налогового агента

 

Налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для расчета налогов. Вследствие этого ошибки в его расчете можно встретить практически в каждой организации. Поэтому является, необходимым в ходе аудиторской проверки обращать особое внимание на правильность исчисления и уплаты данного налога.

Часто меняющееся налоговое законодательство и противоречия некоторых положений нормативных актов обусловливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогу на добавленную стоимость. При проведении детальной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость могут выявиться следующие ошибки:

- неправильное использование законодательных актов по налогам и официальных разъяснений к ним при расчете налога на добавленную стоимость;

- применение неверной ставки налога;

- неправильное определение налогооблагаемой базы;

- неточный учет пеней и штрафов.

На размер неучтенной недоимки по налогу на добавленную  стоимость могут влиять:

- представление ошибочной информации для получения льгот по налогообложению;

- искажение или сокрытие данных, представляемых налоговым органам;

- неправильные классификация или расчет доходов, учитываемых при налогообложении в качестве освобожденных от налогообложения, при определении задолженности бюджету по НДС;

- проведение в учете фиктивных сделок по расчетам между взаимозависимыми лицами в целях уменьшения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Целью проведения выездной проверки расчетов с бюджетом по НДС является проверка достоверности, то есть точности расчета налога на добавленную стоимость и своевременности  его уплаты в бюджет.

Необходимо  отметить, что в целях получения  достоверных результатов от проведения проверки необходимо тщательно проанализировать: статус налогоплательщика; возможность  применения налоговых льгот и  правильность их использования; объект налогообложения; формирование налоговой базы; правомерность применения вычетов; составление и своевременность сдачи деклараций, а также своевременность уплаты налога.

Для того чтобы  проверить статус налогоплательщика  налоговику следует проанализировать объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации.

Если за 3 последовательных календарных месяца величина выручки от реализации (без учета НДС) не превысила в совокупности 2 000 000 рублей, то организации имеют право на освобождение от обязанности плательщика НДС, в соответствии со статьей 145 НК РФ. Если результаты проверки показывают, что организация имеет основания получить такое освобождение, то это должно быть зафиксировано в письменном виде налоговым органом.

Необходимо, кроме этого, проверить наличие у организации следующих операций:

- приобретение товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на территории РФ на учете в налоговых органах;

- аренда федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества у органов государственной власти или органов местного самоуправления;

- реализация на территории РФ конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.

Дело в том, что, в соответствии со статьей 161 НК РФ, по каждой из следующих операций организация в проверяемом периоде должна была выступать в качестве налогового агента, т.е. она была обязана исчислять, удерживать и перечислять в бюджет суммы НДС за контрагентов-налогоплательщиков. Следовательно, налоговому органу стоит убедиться, в том, что организация исчислила, удержала и перечислила сумму налога, а также проверить, правильность исчисления налоговой базы и своевременность перечисления сумм НДС в бюджет.

При проверке статуса налогоплательщика  должны быть предусмотрены такие процедуры, как сравнение данных об объеме выручки по месяцам отчетного периода, сопоставление фактических данных с требованиями НК РФ, выявление по данным аналитического бухгалтерского учета нетипичных операций, связанных с повышенным риском искажения данных о начисленном и уплаченном НДС.

При анализе  уплаченного НДС, который возмещается  из бюджета, проверяющие лица должны провести:

- выверку по дебету счета 68 субсчет «Расчеты по НДС»;

-  выверку данных о расчетах по налогу, предоставляемых в налоговый орган;

- составление баланса (с целью проверки) и выборку первичных документов для проверки правильности учета уплаченного НДС по полученным запасам, материальным и нематериальным средствам, работам и услугам.

Данная процедура предполагает точное распределение по отчетным периодам расчетов с бюджетом по НДС.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость