Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 02:19, контрольная работа

Краткое описание

Косвенные налоги (англ. indirect taxes) — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Отличительной чертой косвенных налогов является также то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг).

Содержание

1. Особенности косвенного налогообложения: российский и зарубежный опыт…………………………………………………………...3
2. Экономическое содержание, роль и функции налога на добавленную стоимость……………………………………………………6
3. Общая характеристика порядка взимания налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………9
3.1. Субъекты и объекты налогообложения…………………………….......... 9
3.2. Налоговая база……………………………………………………………...11
3.3. Налоговый период………………………………………………………….12
3.4. Налоговые ставки…………………………………………………………..13
4. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость, вносимого в бюджет и сроки его уплаты……………………………………………...14
5. Порядок и проблемы возмещения НДС…………………………………..19
6. Основные виды налоговых правонарушений по уплате НДС…………..22
7. Задача №7…………………………………………………………………...26
8. Задача №18………………………………………………………………….29
9. Список литературы…………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная_работа_Налоги.docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

Самарский Государственный Экономический

Университет

Кафедра «Налогообложения и аудита»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему: «Налог на добавленную  стоимость»

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила:

                                                                                     Студентка IV курса

                                                                                     Заочной формы обучения

                                                                                     Специальности «НЭ»

                                                                                     Марчук Е.А.

 

                                                                                     Научный руководитель:

                                                                                     к.э.н., доцент

                                                                                     Чариков В.С.

 

Содержание

  1. Особенности косвенного налогообложения: российский и      зарубежный опыт…………………………………………………………...3
  2. Экономическое содержание, роль и функции налога на         добавленную стоимость……………………………………………………6
  3. Общая характеристика порядка взимания налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………9
    1. Субъекты и объекты налогообложения…………………………….......... 9
    2. Налоговая база……………………………………………………………...11
    3. Налоговый период………………………………………………………….12
    4. Налоговые ставки…………………………………………………………..13
  4. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость, вносимого         в бюджет и сроки его уплаты……………………………………………...14
  5. Порядок и проблемы возмещения НДС…………………………………..19
  6. Основные виды налоговых правонарушений по уплате НДС…………..22
  7. Задача №7…………………………………………………………………...26
  8. Задача №18………………………………………………………………….29
  9. Список литературы…………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности косвенного налогообложения: российский и зарубежный опыт.

Косвенные налоги (англ. indirect taxes) — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Отличительной чертой косвенных налогов является также то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг).

С управленческой точки зрения различают три вида косвенных налогов: налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений, налоги на потребление и  таможенная пошлина. К первому виду относится, например, налог на добавленную  стоимость. Ко второму - акцизы, налог  на реализацию ГСМ и др.

Одно  из важнейших преимуществ косвенных  налогов1 - их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Основным  элементом косвенного обложения, как  в России, так и в странах  ЕС является  налог на добавленную  стоимость (НДС). В России НДС был  введен  в 01.01.1992  и считается  «молодым» налогом. Европейский  НДС имеет более длительную историю  своего развития – впервые он был  введен во Франции в 1954г. Этим и обуславливаются  основные сходства и  различия в  обложении добавочной стоимости  этих стран.

Россия  во многом заимствовала иностранный  опыт, пытаясь соотнести его с  отечественной действительностью. В результате НДС претерпел ряд изменений: снижение ставок с 28% в 1992г. до нынешних 18%, определение списка товаров, облагаемых по сниженным ставкам, совершенствование администрирования и проч. Многие экономисты и по сей день видят пути совершенствования налога на добавочную стоимость, сравнивая российскую систему косвенных налогов с европейской, отмечая недостатки первой на фоне достоинств второй. Объединенная Европа действует успешнее РФ, как в силу колоссального опыта, так и в силу превосходства административных ресурсов – процедуры налогового администрирования отточены и оперативно подстраиваются под меняющиеся правоотношения. Дополнительным стимулом является место НДС в системе. Ведь он является в некотором смысле фундаментом ЕС, эффективно используемым для экономической интеграции, и в качестве источника финансирования единого бюджета. Также преимуществами европейского НДС является более гибкая система, относящаяся к пониженным ставкам данного налога. Наличие четырех ставок по НДС, как, например, во Франции (22, 19.6, 5.5, 2.1%) – довольно распространенное явление. По льготным ставкам облагается широкий перечень товаров. Как, например, в Великобритании - большая часть пищевых продуктов, вода, внутренний и международный пассажирский транспорт, газеты и другие периодические издания, строительство новых жилых зданий, детская одежда и обувь, лекарства по рецептам, услуги для инвалидов и другие товары или услуги от благотворительных обществ. В России же льготами пользуются лишь товары, цены на которые повышать на 18% было бы просто неприлично – ограниченный круг продовольственных товаров, товары для детей, медикаменты и печатные издание (хотя попасть под десятипроцентную ставку в этой категории непросто).

Но справедливо  заметить, что налоговая система  ЕС тоже не безупречна – многие западные авторы относят к недостаткам  НДС сложность его администрирования, можно встретить слова о том, что взимание налога по сложности и затратам превышает налоговые поступления. Но в ЕС и других развитых странах нет движения к отказу от НДС. Экономисты Европы ищут пути решения проблем, связанных с взиманием НДС, как в отдельно взятой стране, так и в Союзе в целом. 

Актуально как для ЕС, так и для России решение проблемы ускорения сроков возврата НДС для инвестиционных объектов. В европейской практике предприятие должно дождаться сдачи  объекта для подачи заявки на возврат  финансовых средств, а затем еще  ждать рассмотрения вопроса налоговыми органами. Данный механизм означает частичное  обложение НДС инвестиционных товаров, что негативно сказывается на развитии экономики. Это особенно важно  для стран, испытывающих недостаток инвестиций.

В странах  ЕС НДС играет важную роль, поскольку  способствует реализации одной из основных целей Союза: обеспечению свободного перемещения товаров, услуг, людей  и капитала. В ЕС приняты схемы  администрирования НДС, позволяющие  осуществить точное начисление и  возмещение этого налога на экспортируемые товары и услуги, благодаря чему они покидают страну свободными от налогообложения. Однако в стране назначения импортированные товары и услуги облагаются НДС. Это позволяет создать  однородную налоговую среду для  товаров и услуг, вышедших на международный  рынок, эффективно противодействуя  стремлению государств использовать национальные системы налогообложения в протекционистских  целях.

Основным  отличием акцизов в этих странах  является то, что в Европе акцизы выполняют, главным образом, регулирующую функцию. Об этом свидетельствует перечень подакцизных товаров: помимо обычных  алкогольных напитков и табачной продукции там присутствуют кондитерские изделия, автомобили, внутренние перелеты, азартные игры и проч. В России же акцизы – это, в первую очередь, инструмент фискальной политики.

В условиях глобализации, определяющей парадигму  мирового экономического развития, страны ЕС стали двигаться в направлении  унификации правовых систем и интефации, а затем и гармонизации регулирующих функций в налоговой сфере. Для  осуществления согласованной наднациональной  политики и координации международных  налоговых отношений, указанные  государства выработали новую стратегию, направленную на реализацию принципов  субсидиарности и гармонизации. Одновременно наблюдается сближение правовой и организационной основ налоговой деятельности Российской Федерации с государствами-членами ЕС. Однако полное принятие Россией законодательства ЕС, в том числе нормативных актов вторичного права (регламентов, директив, решений), регулирующих особенности налогообложения, невозможно без более тесного политического объединения Российской Федерации с ЕС и непосредственного участия ее законодательных органов в процессе разработки единых правовых норм, отвечающих общим экономическим интересам. Тем не менее, в настоящее время интеграционный характер взаимоотношений с ЕС позволяет отечественному законодателю существенно скорректировать правовые нормы, касающиеся вопросов устранения международного двойного налогообложения в соответствии со стандартами ЕС.

 

  1. Экономическое содержание, роль и функции налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) является федеральным налогом, взимающийся  на всей территории РФ, является основным и наиболее стабильным источником налоговых  поступлений, формирующих федеральный  бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением  выделенных в особые группы освобождающихся  и льготников. Устанавливается Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 1 января 2001 года, и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Для понимания  сущности экономической природы  НДС выделяют  «НДС горизонтальный»  и «НДС вертикальный». Горизонтальный НДС – это налог по конкретной (единичной) гражданско-правовой сделке. Вертикальный НДС – это итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых сделок. Вертикальный НДС и горизонтальный НДС тесно  связаны между собой.

Значительное  распространение НДС обусловлено  многочисленными преимуществами данного  налога по сравнению с другими. Известно, что этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом  НДС является и то, что он позволяет  значительно увеличить доходы государства  от доходов, идущих на потребление, поскольку  имеет более широкую, чем у  других налогов, базу обложения.  В  отличие от прочих разновидностей косвенных  налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного  и распределительного цикла. При  этом конечный доход государства  от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

Активность  налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет  следующие функции:

Фискальная функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции – оказывать государственные услуги (в области национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.).

На нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так  как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает  расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов  хозяйственно – экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря  на огромное фискальное значение данного  налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает  цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной  стороне этого влияния, так как  увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны  НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель.

Посредством многократного обложения НДС  всех стадий производства продукции, работ  и услуг достигается равенство  всех участников рынка, а государство  получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное  управление финансово – хозяйственной  деятельностью субъектов.

Располагая  полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные  финансовые и налоговые органы могут  осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

Стимулирующая  функция является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой  системы происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций. Так, фискальная функция реализуется  настолько, насколько этого требует  распределительная функция, но при  этом стимулирующая функция не создает  препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при  этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов  в дальнейшем.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость