Налоги и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы налогообложения предприятий находятся в центре внимания специалистов в сфере финансов, они очень актуальны в настоящее время.
Целью рассмотрения курсовой работы является изучение особенностей налогообложения предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы Курсовая.docx

— 58.60 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  доход и прибыль предприятия.

Все предприятия обязаны уплачивать налоги, предусмотренные законодательством. Данная обязанность оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поскольку налоги и  отчисления увеличивают затраты  предприятия, влияют на формирование цены, определяют сумму прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия. В то же время обязательство предприятия  перед бюджетом и внебюджетными  фондами по уплате налогов и отчислений составляет значительную часть кредиторской задолженности предприятия, отражаемой в пассиве баланса предприятия. Несвоевременное исполнение данного  обязательства приводит к наложению  на предприятие финансовых санкций (штрафов, пени), еще более увеличивающих  сумму обязательств и приводящих к необходимости значительного  оттока денежных средств.

Следовательно, налогообложение это  та сфера, которая касается практически  всех: и государства, и общества в  целом, и каждого налогоплательщика  в отдельности.

Желание каждой фирмы - платить как можно меньше налогов. Ведь чем меньше денег компания будет отдавать в бюджет, тем больше средств останется в ее распоряжении

Снизить налоговое бремя можно, оптимально составив учетную политику, договоры с партнерами, первичные  документы, а также используя  лазейки в законодательстве.

В условиях рыночной экономики налоговая  политика хозяйствующих субъектов  становится одним из важнейших элементом  деятельности предприятий. Любое предприятие  в той или иной степени постоянно  нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капиталов, привлекая потенциальных  инвесторов и кредиторов, путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной  деятельности и снижения налогового бремени.

Формирование рыночных отношений  предполагает конкурентную борьбу между  различными товаропроизводителями, победить в которой смогут те из них, кто  наиболее эффективно использует все  виды имеющийся ресурсов, оптимально планирует свое налогообложение.

Проблемы налогообложения предприятий  находятся в центре внимания специалистов в сфере финансов, они очень  актуальны в настоящее время.

Целью рассмотрения курсовой работы является изучение особенностей налогообложения предприятий.

 

 

  1. Налогообложение организаций (предприятий)

 

1.1 Сущность, виды и функции налогов

 

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Налоги выполняют следующие  основные функции: фискальную, регулирующую и распределительную.

С помощью фискальной функции создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Регулирующая функция состоит в том, что налоги выступают главным инструментом экономической политики государства, способным воздействовать на все процессы воспроизводства.

Распределительная (или как её ещё  называют — перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения.

Виды налогов

1. По способу  платежа различают  прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог с прибыли предприятий, имущественный налог и др.).

Косвенные налоги взимаются с товаров  и услуг. Их косвенный характер проявляется  в том, что их уплачивают не все граждане, а те, кто покупает облагаемую налогом продукцию (акцизы, таможенные пошлины).

2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые).

Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий.

Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог.

3. В зависимости от того, в  распоряжение  какого органа поступает налог, различают федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием. К ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы на нефть, природный газ и др.

К региональным налогам относятся  налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательством, другие сборы.

4. В зависимости от характера  взимания налоговых ставок различают:

Твердые ставки, которые устанавливаются  в абсолютной сумме независимо от размеров дохода;

Пропорциональные – налоговая  ставка остается неизменной независимо от размеров дохода;

Прогрессивные – ставка повышается по мере возрастания дохода;

Регрессивные – ставка налога понижается по мере возрастания дохода.

Коренной признак налогов - их принудительный характер. С этой точки зрения к ним относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и т.д. Налогами являются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

В России наряду с федеральными налогами существуют налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, а также местные налоги.

Рентный налог на экспорт.

Плательщиком рентного налога на экспорт являются физические и юридические лица, реализующие на экспорт сырую нефть, газовый конденсат, уголь, за исключением недропользователей.

Объектом обложения рентным  налогом является объем сырой нефти, газового конденсата, угля, реализуемый на экспорт.

Земельный налог

Плательщиком земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, на праве постоянного землепользования и на праве первичного безвозмездного временного землепользования, кроме плательщиков единого земельного налога, религиозных объединений и прочих.

Транспортный налог

Плательщиком налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности. Юридические лица, их структурные подразделения, имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

 

1.2 Основные налоги, взимаемые с предприятия

 

Налог на добавленную стоимость (НДС). Этот вид налога представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на предприятии. Следует отметить, что добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованных предприятием товаров, работ услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, одним из важных факторов в процессе формирования и соответствующим образом влияет на структуру потребления.

Правовое регулирование  отношений, возникающих в процессе исчисления и уплаты НДС, осуществляется на основе гл. 21 Налогового кодекса  Российской Федерации (НК РФ) (части второй), которая полностью посвящена этому налогу. В соответствии с указанной главой налогового кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, которые определяются в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Следует отметить, что в  данном случае под организациями  понимаются любые юридические лица всех форм собственности, осуществляющие операции, являющиеся объектом налогообложения.

Индивидуальными предпринимателями  являются физические лица, зарегистрированные в соответствии с гражданским  законодательством РФ в установленном  порядке и осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица. Индивидуальные предприниматели  являются плательщиками НДС только при осуществлении ими операций, подлежащих налогообложению.

Объектом налогообложения  признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории России, в том числе реализация предметов  залога и передача товаров (результатов  выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации. При этом передача права собственности на товары, результаты выполненных работ и оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг); передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию России.

Налоговая база определяется на основе стоимости реализуемых  товаров (работ, услуг) исходя из применяемых  цен и тарифов, без включения  в них НДС. В налоговую базу включаются все доходы налогоплательщика, связанные с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученные им в денежной или натуральной  форме, включая оплату ценными бумагами. Для строительных, строительно-монтажных  и ремонтных предприятий налоговой  базой является стоимость реализованной  строительной продукции (работ, услуг). Если предприятия осуществляют посреднические услуги на основе договоров комиссии, договоров поручения или агентских  договоров, то налоговой базой является сумма дохода, полученная ими в  виде вознаграждений при исполнении любого из указанных договоров. По товарам, ввозимым на территорию России, в налогооблагаемую базу включается таможенная стоимость  товара, таможенная пошлина, а по подакцизным  товарам — и сумма акциза.

Акциз — вид косвенного налога, который взимается в виде надбавки к цене товара и оплачивается его конечным потребителем. В отличие  от других налогов размеры акциза, как правило, не связаны со стоимостью товара, затратами на его производство, а устанавливаются в основном в зависимости от целей налогообложения  и потребностей доходной части бюджета. Обычно акциз устанавливается на особого рода товары массового спроса: винно-водочные и табачные изделия, деликатесную продукцию, автомобили и др.

Ставки налога на добавленную  стоимость устанавливаются в следующих размерах: 0,10 и 20 %.

По налоговой ставке 0 % налогообложение производится при реализации:

1. товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации (за исключением нефти, газового конденсата и природного газа, которые экспортируются на территории государств — участников СНГ);

2. работ, услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров, а также работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем;

3. работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещаемых под таможенный режим транзита через указанную территорию;

4. услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории Российской Федерации при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

5. работ (услуг), выполняемых (оказываемых), непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

6. драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ, банкам;

7. товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей. Ставка О % по указанным товарам (работам, услугам) применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации.

Информация о работе Налоги и налогообложение