Местные налоги в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим элементом рыночной экономики является налоговая система. В современном обществе налоги – это основной источник доходов государства. Именно налоги служат основой формирования доходной части федерального, регионального и местных бюджетов. Кроме фискальной функции налоги являются инструментом экономического воздействия государства на структуру, динамику, направление социально-экономического развития общества. В соответствии с принципами бюджетного федерализма за каждым уровнем власти закреплены соответствующие налоговые полномочия и расходные обязательства.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методические основы исчисления и взимания местных налогов 5
1.1. Местные налоги в структуре налоговой системы РФ 5
1.2. Экономическое значение и порядок исчисления налога на имущество физических лиц 7
1.3. Порядок определения и уплаты земельного налога 11
2. Порядок и исчисления и взимания налога на имущество физических лиц в г.Курске 17
2.1. Установление налога на имущество физических лиц 17
2.2. Порядок расчета налога на имущество физических лиц 18
2.3. Налог на имущество физических лиц в структуре доходов бюджета г.Курска 20
3. Практические вопросы исчисления и уплаты налога на землю в г. Курске 23
3.1. Земельный налог, как источник формирования местных бюджетов в РФ 23
3.2. Земельный налог в структуре доходов бюджета г.Курска 26
2.3. Порядок расчета налога на землю 29
Выводы и предложения 35
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Местные налоги 2011.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, сумма  налога к уплате составит: 1530 руб. (510 000 х 0,3%).

Таким образом, особенность  исчисления налога на имущество физических лиц состоит в том, что определение  ставки налога зависит от количества имущества, расположенного на территории одного муниципального образования и его инвентаризационной стоимости.

В соответствии с законодательством  РФ, в случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится  в общей долевой собственности  нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Если же имущество  находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность  по исполнению налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает у каждого собственника имущества. При этом, сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком и исчисленная налоговым органом в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, определяется исходя из установленного главой 16 Гражданского кодекса Российской Федерации равенства долей каждого из собственников в праве собственности.

Учитывая изложенное, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц,  исчисляется налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта налогообложения (всего жилого дома, всей квартиры и т.д.) и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости всего объекта.

Например, у физического лица на территории муниципального образования г.Курск имеется на праве общей долевой собственности квартира (доля в праве 1/3) с инвентаризационной стоимостью 450 000 руб.

Исходя из инвентаризационной стоимости  имущества (в рассматриваемой ситуации - всей квартиры) в размере 450 000 руб., определяется ставка налога, подлежащая применению - 0,2 %.

Сумма налога к уплате составит:  299,97 руб. (450 000 х 0,2% х 1/3).

Имеются ситуации, когда на территории одного муниципального образования  у налогоплательщика имеется  два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой собственности, а другой - на праве общей совместной собственности.

В таком случае налоговыми органами исчисляется сумма налога на имущество  физических лиц исходя из суммарной  инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

Например, у физического лица в  городе Курск, в общей долевой  собственности находится квартира (доля в праве 1/3), инвентаризационная стоимость которой составила 430 000 руб., и квартира в общей совместной собственности (на 2-х человек) с инвентаризационной стоимостью 360 000 руб.

Для выбора ставки определяется общая  инвентаризационная стоимость имущества: 790 000 руб. (430 000 + 360 000).

Следовательно, ставка налога, подлежащая применению, равна  0,3 %.

Сумма налога к уплате составит:

(430 000 х 0,3 % х 1/3) + (360 000 х 0,3 % х 1/2) = 430 + 540 =  
970  руб.

Обязанность территориальных  налоговых органов Российской Федерации  заключается в правильности исчисления налога на имущество физических лиц  и направлении уведомлений налогоплательщикам в сроки установленные Кодексом, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока уплаты.

2.3. Налог на имущество физических  лиц в структуре доходов бюджета  г.Курска

 

Рассмотрим место налога на имущество физических лиц в  структуре доходов бюджета г. Курска.

Таблица 2.1 - Показатели поступления  налогов в доходную часть бюджета  г.Курска

 

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Изменение 2010 г.,(+;-)

Темп роста

2010 г., %

к 2008 г.

к 2009 г.

к 2008 г.

к 2009 г.

1. Налоги на имущество

659001,60

641625

810301

151299,40

168676

122,96

126,29

в % к налоговым и  неналоговым доходам, %

27,13

24,05

23,58

-3,55

-0,47

-

-

в % к доходам бюджета  всего, %

17,12

17,83

18,09

0,97

0,26

-

-

в т.ч. Налог на имущество физических лиц

23305,1

34278

30578

7272,90

-3700

131,21

89,21

в % к налогам на имущество, всего, %

3,54

5,34

3,77

0,24

-1,57

-

-

в % к налоговым и неналоговым доходам, %

0,96

1,28

0,89

-0,07

-0,40

-

-

в % к доходам бюджета  всего, %

0,61

0,95

0,68

0,08

-0,27

-

-

Земельный налог

635696,50

607347

779723

144026,5

172376

122,66

128,38

в % к налогам на имущество, всего, %

96,46

94,66

96,23

-0,24

1,57

-

-

в % к налоговым и  неналоговым доходам, %

26,17

22,76

22,69

-3,48

-0,08

-

-

в % к доходам бюджета  всего, %

16,52

16,88

17,41

0,89

0,53

-

-

2. Налоговые и неналоговые  доходы, всего

2428931

2668028

3436761

1007830

768733

141,49

128,81

в % к доходам бюджета всего, %

63,10

74,14

76,72

13,61

2,58

-

-

3. Доходы бюджета, всего

3849053,40

3598484

4479708

630654,6

881224

116,38

124,49


 

По данным таблицы 2.1. можно сделать вывод, что за период 2008-2010 г.г. общие доходы бюджета г. Курска увеличились на 16,38% или на 630654,6 тыс.руб.

В структуре доходной части бюджета собственные налоговые  и неналоговые доходы составляют по бюджету на 2010 г. - 76,72%.

Необходимо отметить, что в структуре налоговых  доходов доля налогов на имущество  несколько снизилась – на 3,55%. в структуре налогов на имущество подавляющий удельный вес (более 96%) составляют поступления от налога на землю.

За отчетный период 2008-2010 г.г. поступления от данного налога выросли на 144026,5 тыс.руб. или на 22,66% и составили 779723 тыс.руб., что составляет 22,69% и 17,41% налоговых доходов и доходов бюджета всего соответственно.

Таким образом, можно  сделать вывод, что поступления  от земельного налога составляют довольно весомую часть доходов бюджета  г. Курска за период 2008 – 2010 г.г.

Соответственно поступления  от налога на имущество физических лиц увеличились на 7272,9 тыс.руб. или  на 31,21%.

В структуре налогов  на имущество доля налога на имущество  физических лиц несколько увеличилась  за период 2008-2010 г.г. и составила 3,77%. Однако необходимо отметить, что поступления от данного налога составляют лишь 0,89% налоговых доходов и 0,68% доходов бюджета г.Курска всего.

В настоящее  время в Курской области, в  следствии дефицитов бюджета, образовавшихся в муниципальных бюджетах Курской области из-за кризиса (налог на имущество физических лиц сегодня составляет до 22% в общей массе бюджетных поступлений), администрации 280 муниципальных образований региона с 1 января 2010 года установили максимальный размер ставки — 2%.

В итоге  суммы платежей увеличились в шесть и более раз.

Таким образом, в г.Курске доля поступлений от налога на имущество  физических лиц в структуре доходов  бюджета значительно ниже, чем  по Курской области в среднем.

 

3. Практические вопросы исчисления и уплаты налога на землю в г. Курске

3.1. Земельный налог, как источник формирования местных бюджетов в РФ

 

 

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный  налог является одним из двух видов  налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет (вторым подобным налогом является налог на имущество физических лиц).

Учитывая многообразие и разнородность регионов России в зависимости от природных, демографических, экономических и т.п. факторов, возможности  местных органов ряда регионов по получению собственных доходов значительно отличаются. Сбалансированность пополнения местных бюджетов может быть достигнута соответственно либо путем их "выравнивания" за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, либо путем нахождения такого рода источника их пополнения, доходы от которого в меньшей мере колебались бы в зависимости от индивидуальных особенностей региона.

Критериям подобного  рода стабильного источника местных  доходов в большей степени  отвечает земля. Помимо того что в  соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, земля в экономическом аспекте понимания также является основным объектом недвижимости.

По справедливому утверждению  ряда ученых, эксплуатация природных  ресурсов приносит экономическую ренту - высокий доход, обусловленный объективными факторами, а не усилиями хозяйствующих  субъектов, наиболее простая и понятная система, не требующая большого исполнительского аппарата, основана на налоге на землю и должна принадлежать обществу и таким образом стать надежным и устойчивым источником местного и республиканского бюджетов.

Говоря о земле как  объекте налогообложения с точки  зрения интересов муниципального образования, нельзя не учесть тот факт, что структура земельного фонда каждого из подобных образований неоднородна. Структура земельного фонда влияет на оценку налогового потенциала, так как земельный налог, единый сельскохозяйственный налог, арендная плата за землю и порядок их распределения различны в зависимости от принадлежности земель организациям различных форм собственности и физических лиц.

Со вступлением в  силу положений Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ", в соответствии с которыми количество муниципальных образований в РФ увеличится во много раз, проблема разнородности структуры земельного фонда обострится приблизительно во столько же раз. Связано это в первую очередь с тем, что в различных поселениях, округах, районах и т.п. муниципальных единицах преобладают земли, находящиеся либо в государственной, либо в частной собственности, земли, исключенные из объектов налогообложения земельным налогом, либо в отношении которых устанавливаются различные льготы (например, земли, изъятые из оборота, или участки земель, на которых находятся сооружения, предназначенные для общего пользования, такие, как автодороги). В то же время функции по содержанию подобных объектов с муниципальных образований никто не снимал. Возникает очевидный вопрос: где взять средства для содержания земельных участков, не приносящих доход муниципалитету? Очевидно, что, если территория муниципального образования состоит из подобного рода земель, собственных доходов оно будет лишено, следовательно, средствами на их содержание могут быть только дотации.  

Принятым 29 ноября 2004 г. Федеральным  законом N 141-ФЗ "О внесении изменений  в часть вторую Налогового кодекса  РФ и некоторые другие законодательные  акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" Налоговый кодекс РФ был дополнен гл. 31 "Земельный налог". С 1 января 2006 г. утрачивает силу Закон РФ от 11 октября 1991 г. "О плате за землю", представительные органы местного самоуправления в срок до 30 ноября 2005 г. должны были принять свои нормативные правовые акты, вводящие земельный налог на территории соответствующих муниципальных образований. Установление и введение в действие на территории того или иного муниципального земельного налога зависит от местных законодательных органов конкретного образования, соответственно им предоставлено право решать, использовать или нет возможность указанных налоговых поступлений в качестве дохода муниципальной казны.

Другие коренные изменения, заложенные в основу указанной главы  Налогового кодекса РФ, касающиеся определения налоговой базы земельного налога, вызвали ряд проблем при  их практической реализации. В соответствии с НК РФ налоговая база при исчислении земельного налога определяется теперь как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ). Соответственно все регионы, на территории которых устанавливается земельный налог, обязаны произвести кадастровую оценку своих земель. Однако на практике собственники земель - физические лица отказываются проводить ее за свой счет. В целях необходимости проведения подобной оценки муниципальные образования вынуждены проводить ее за счет местных бюджетов с последующей компенсацией этих расходов или за счет дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета, что несомненно представляет определенные трудности.

Следующая проблема, возникающая  из нововведений закона, связана со ставкой налога, определение которой предоставлено непосредственно органам местного самоуправления, на федеральном уровне устанавливается верхний предел ставки. Анализ проекта бюджета некоторых регионов (в частности, Ростовской области) показал, что в доходную часть бюджета закладываются предполагаемые доходы от налога на землю, исходя из верхнего предела ставки, установленной федеральным законодателем, вместе с тем муниципальные органы предполагают исчислять налог, исходя из более низких ставок. Подобная несогласованность решений указанных органов, безусловно, не способствует совершенствованию межбюджетного процесса в рамках региона.

Таким образом, подводя  итог, можно сказать, что многочисленные законодательные нововведения, касающиеся местных бюджетов и местного налогообложения, поставили перед практиками и теоретиками значительное количество вопросов, требующих скорейшего разрешения в целях обеспечения благополучия муниципальных образований. В связи с тем что приведенные выше новеллы законодательства пока не нашли своего применения на практике, в рамках данной работы мной были лишь обозначены проблемы, выявленные в ходе проведенного исследования законодательства.

3.2. Земельный налог в структуре доходов бюджета г.Курска

 

Как уже упоминалось  выше, в соответствии с п. 1 ст. 387 Кодекса земельный налог вводится на конкретной территории муниципального образования нормативным актом представительного органа власти этого муниципального образования.

На территории Курской области земельный налог введен решениями 512 муниципальных образований, в т.ч. и на территории г. Курска.

Информация о работе Местные налоги в РФ