Местные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 04:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.

Эта цель реализуется путем решения следующих задач:

1.изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;

2.охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;

.анализ текущего состояния налоговой системы РФ;

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1 История становления налоговой системы в России

.2 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации

Глава 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации

.2 Структура действующей налоговой системы в РФ

2.3 Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ

.2 Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.

.3 Предложения по совершенствованию налоговой системы

Заключение

Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 54.49 Кб (Скачать файл)

 

Существующие налоги с  населения не имели большого значения в бюджете государства. Однако в  связи с началом Великой Отечественной  войны были введен военный налог (отменен в 1946 году). Кроме того, 21 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации  дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был  введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Несмотря на его временный характер, вызванный  сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период этот налог  просуществовал вплоть до начала 90-х  годов.

 

Основным налоговым платежом того периода выступал налог с  оборота, своего рода акциз на товары народного потребления - хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д. Достаточно сказать, что в 1954 году поступления  от налога с оборота составляли 41% в составе всей доходной части  бюджета.

 

К началу реформ середины 80-х  годов более чем 90% Государственного бюджета Советского Союза, как и  его отдельных республик формировалось  за счет поступлений от народного  хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений бюджета.

 

Эпоха перестройки и постепенного переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х годов объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х  годов предпринимается серьезная  попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.

 

июля 1990 года был принят Закон  СССР «О налогах с предприятий, объединений  и организаций» - первый унифицированный  нормативный акт, урегулировавший  многие налоговые правоотношения в  стране.

 

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становления России как политически  самостоятельного государства. Молодому российскому государству срочно было необходимо создать свою систему  формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая  реформа, были подготовлены и приняты  основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О налоге на прибыль  предприятий и организаций», Закон  Российской Федерации от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость», Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц».

 

Действующая ныне налоговая  система России практически введена  с 1992 г. Перечень применяемых видов  налогов практически соответствует  общепринятому в современной  рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее. 31 июля 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а с 1 января 2001 - вторая.

 

Согласно Федеральному закону «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации  и внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  о налогах» с первого января 2001 г. вводятся в действие следующие  главы части второй Кодекса: гл.21 «Налог на добавленную стоимость», гл.22 «Акцизы», гл.23 «Налог на доходы физических лиц», гл.24 «Единый социальный налог (взнос)».

 

С введением второй части  НК РФ отменяются следующие федеральные  налоги: налог на доходы банков, налог  на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности (биржевой налог), которые практически не были установлены, а вопросы налогообложения  доходов организаций в указанных сферах деятельности регулировались Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Из перечня федеральных налогов исключается сбор за пограничное оформление и гербовый сбор.

 

На втором этапе (2002-2003 гг.) Правительством РФ предлагалось отменить налог с продаж, налог на покупку  иностранных денежных знаков и платежных  документов, выраженных в иностранной  валюте, отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы. Налог на имущество предприятий, физических лиц, а также земельный налог  предлагалось заменить налогом на недвижимость.

 

В процессе формирования налоговой  системы в России налог с оборота, налог с продаж были заменены на НДС и акцизы, также был модернизирован действовавший налог на прибыль, введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды, расширился круг обязательных платежей предприятий.

 

Принятие Налогового кодекса  позволяет систематизировать действующие  нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически  цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной  базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных  документов и отсутствие достаточных  правовых гарантий для участников налоговых  отношений.

 

 

.2 Понятие, принципы построения  и основные функции налоговой  системы Российской Федерации

 

 

Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации  необходимо исследовать теоретические  основы ее построения, рассмотреть  принципы и основные функции.

 

В «Экономическом словаре» под  ред. Архипова А. И. содержится следующее  определение налоговой системы - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в  бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами».

 

Алиев Б. Х. дает следующее  определение: «Налоговая система - система  экономико-правовых отношений между  государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета  путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе».

 

Налоговую систему можно  определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и  систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится  друг с другом в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости.

 

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой  системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации  и регионов. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые  базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую  деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

 

К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:

 

·собственная налоговая  доктрина и налоговая политика государства;

 

·законодательная база для  строительства налоговой системы;

 

·механизм установления и  ввода в действие налогов и  сборов;

 

·виды налогов;

 

·порядок распределения  налогов по уровням бюджетной  системы;

 

·система налоговых органов;

 

·формы и методы налогового контроля и др.

 

Выделяются следующие  общепринятые принципы построения эффективной  налоговой системы:

 

·Экономическая эффективность

 

Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства  и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

 

·Определенность налогообложения

 

Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы  налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода  времени. Таким образом, этот принцип  практически смыкается с принципом  стабильности налоговой системы.

 

·Справедливость налогообложения

 

Этот принцип является основным при построении налоговой  системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов  налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

 

·Простота налогообложения  и низкий уровень издержек по взиманию налогов

 

Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов  должна быть относительно дешевой.

 

Воздействие налоговой системы  на налогоплательщиков и на экономические  процессы проявляется в нескольких плоскостях:

 

·с экономической точки  зрения, поскольку налог представляет собой форму изъятия части  доходов налогоплательщиков в бюджет для последующего перераспределения  в интересах всего общества;

 

·с правовой точки зрения, поскольку налоговая система  устанавливается законами, а все  конфликты между налогоплательщиками  и государством в конечном итоге  призваны разрешать суды;

 

·с социологической и  психологической точки зрения, поскольку  воздействие налогов на экономическую  жизнь страны - это воздействие  на субъекты рыночных отношений (как  производителей, так и потребителей) с целью побудить их на определенные действия (или воздержаться от каких-либо действий).

 

Система налогообложения  Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

 

. Каждое лицо должно  уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство  о налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и  равенства налогообложения.

 

. Налоги и сборы не  могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев. Не допускается  устанавливать дифференцированные  ставки налогов и сборов, налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности, гражданства физических  лиц или места происхождения  капитала.

 

. Налоги и сборы должны  иметь экономическое основание  и не могут

 

быть произвольными. Недопустимы  налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных  прав.

 

. Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  РФ и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ,  услуг) или финансовых средств,  либо иначе ограничивать или  создавать препятствия не запрещенной  законом экономической деятельности  физических лиц и организаций.

 

. Федеральные налоги и  сборы устанавливаются, изменяются  или отменяются НК. Налоги и  сборы субъектов РФ (региональные  налоги и сборы), местные налоги  и сборы устанавливаются, изменяются  или отменяются соответственно  законами субъектов РФ о налогах  и (или) сборах и нормативными  правовыми актами представительных  органов местного самоуправления  о налогах и сборах в соответствии  с НК.

 

. При установлении налогов  должны быть определены все  элементы налогообложения. Акты  законодательства о налогах и  сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен платить.

 

. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу  плательщика налога или сбора.

 

В мировой практике налогообложения  и построения используются также  следующие принципы и правила:

 

·презумпции невиновности;

 

·правило совершившегося факта;

 

·принцип обложения реально  полученного дохода;

 

·принцип достаточной  информированности налогоплательщика;

 

·принцип стабильности налогового законодательства;

 

·принцип создания максимальных удобств для налогоплательщиков;

 

·принцип доступности  и открытости информации по налогообложению;

 

·запрет на введение налога без закона;

 

·запрет двойного взимания налога;

 

·запрет налогообложения  факторов производства;

 

·запрет необоснованной налоговой  дискриминации.

 

Экономическая сущность налогов  непосредственно вытекает из их функций.

 

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие  функции:

 

1.Фискальная функция

 

Проявляется в обеспечении  государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления  его деятельности.

 

2.Регулирующая.

 

Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.

 

Регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости.

 

3.Стимулирующая.

 

С помощью налогов, льгот  и санкций государство стимулирует  технический прогресс и социально-экономическую  деятельность приоритетных для государства  направлений, увеличивает число  рабочих мест. Эта функция проявляется  в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении  налоговой ставки и др.

Информация о работе Местные налоги