Меры противодействия налоговым правонарушениям в России и их эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в исследовании причин возникновения налоговых правонарушений и методов эффективного противодействия им в условиях нынешней экономической и правовой ситуации в России.

С учетом указанных целей были поставлены следующие задачи:

- проанализировать сущность и виды налоговых правонарушений;

- исследовать причины уклонения от уплаты налогов, ведущие к нарушению налогового законодательства;

- выявить тенденции в развитии налоговых правонарушений;

- определить возможности обеспечения налоговыми и правоохранительными органами деятельности по противодействию налоговым преступлениям;

- рассмотреть меры снижения налоговых правонарушений и оценить их эффективность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………6

1 Общая характеристика налоговых правонарушений в Российской Федерации……………………………………………………….....8

1.Понятие и виды налоговых правонарушений…………………………8
2.Тенденции, наблюдаемые в налоговых правонарушениях………...11
1.3 Причины уклонения от уплаты налогов………………………………...12

2.Политика противодействия налоговым правонарушениям..16
1.Правовые пределы налоговой оптимизации………………………...16
2.Информационное и методическое обеспечение деятельности по противодействию налоговым преступлениям…………………………………….19
3 Система мер противодействия уклонению от уплаты налогов и оценка ее эффективности……………………………………………………...25

1.Ответственность за нарушения налогового законодательства……………………………………………………………………….25
2.Налоговый контроль как метод борьбы с налоговыми правонарушениями………………………………………………………………………28
3.Основы обеспечения исполнения налогоплательщиками своих обязанностей……………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая налоговые правонарушения!.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

     - эффективная реализация основных направлений деятельности органов власти возможна в случае их наделения достаточными полномочиями;

     - определение процессуального порядка реализации тех правомочий государственного органа должно происходить не только с учетом конституционных гарантий прав человека, но также позволить эффективно осуществлять правоохранительную деятельность;

     - функционирование органов государственной власти должно быть обеспечено наличием кадровых, информационных, финансовых, материально-технических и иных ресурсов.

     Методической базой противодействия налоговым правонарушениям является снижение выгодности корыстных преступлений. Основными задачами такой деятельности будет: снижение величины дохода, получаемого от противоправной деятельности, повышение ее затратности, увеличение риска привлечения к юридической ответственности, а также ужесточение наказания. При этом можно выделить два основных метода борьбы: совершенствование налоговых отношений и налоговой системы, а также повышение эффективности взаимодействия между налоговыми и правоохранительными органами.

     Во  второй главе исследования мы решали задачи, связанные с изучением  возможности обеспечения налоговыми и правоохранительными органами деятельности по противодействию налоговым преступлениям.

     Исходя  из того, что в России сформирована налоговая сфера, институты и  механизмы не только сбора налогов, но и противодействия налоговым  правонарушений и преступлениям, можно  говорить о том, что понятие налоговая  система включает в себя как сферу  сбора налогов, так и сферу противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям.

     Мы  рассмотрели понятие «правового предела налоговой оптимизации». Важно отметить, что исследуя различные  схемы уклонения от уплаты налогов, необходимо строго отличать их от налоговой оптимизации по критерию правомерности, как деятельности по законному снижению налоговых платежей. Нами были рассмотрены объекты налоговых правонарушений, налоговой оптимизации и налоговых преступлений, так как необходимо четко разграничивать эти понятия.

     В данном разделе исследования были также  рассмотрены механизмы повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями в контексте снижения выгодности корыстных деяний. 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Система мер противодействия уклонению от уплаты налогов и оценка ее эффективности

    1. Ответственность за нарушения налогового законодательства
 

     Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных  гл. 16 Налогового кодекса РФ.

     Субъектами  налоговой ответственности являются:

  • налогоплательщики (юридические и физические лица);
  • налоговые агенты (юридические лица и граждане-предприниматели);
  • банки и иные кредитные организации, ответственные за перечисление налогов в бюджет или внебюджетные фонды.

     Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция. Сущность налоговых санкций законодательно пояснена в статье 114 НК РФ.

     Налоговые санкции устанавливаются и применяются  в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями НК.

     Пени  не являются мерами ответственности  за налоговые нарушения, а представляют собой дополнительный платеж [24] как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм [5, с. 54]. Размер процентной ставки пени равен одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1% в день.

     В НК РФ наряду с составом налоговых  правонарушений установлены меры ответственности  за их совершение (гл. 16 НК РФ).

     В систему мер противодействия  уклонению от уплаты налогов включаются три направления:

  1. Законодательные ограничения – это обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, и др. К ним можно отнести и установленные меры ответственности за нарушения налогового законодательства.
  2. Меры административного воздействия. Налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений.
  3. Специальные судебные доктрины применяются судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или незаконного обхода налогов.

     Выделяют  четыре основных способа, при помощи которых государство борется с уклонением от уплаты налогов:

     - доктрина «существо над формой»

     - доктрина «деловая цель», 

     - презумпция облагаемости,

     - доктрина вытянутой руки.

     Доктрина  «существо над  формой» сводится к тому, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой; главное при этом – ее содержание, характер действий ее участников. Механизмом реализации доктрины «существо над формой» являются положения российского законодательства, предусматривающие ничтожность мнимых и притворных сделок.

     После вступления в силу первой части Налогового кодекса РФ налоговые органы утратили право самостоятельно переквалифицировать  сделки налогоплательщика с третьими лицами, в связи с чем практическая реализация доктрины «существо над  формой» в настоящее время несколько затруднена. Отсутствие такого права у налоговых органов лишает их возможности бесспорно взыскивать доначисленные суммы налогов и пени.

     Сущность  доктрины «деловая цель» заключается в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества, подлежит переквалификации, если она не достигает деловой цели. Данной доктрине соответствует норма п. 8. ст. 50 НК РФ: «При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налога».

     Также доктрине «деловая цель» соответствует норма ст. 252 гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», которая указывает, что расходы налогоплательщика должны быть экономически оправданными.

     Презумпция  облагаемости предполагает, что налогом должны облагаться все объекты налогообложения, за исключением тех, которые прямо перечислены в законе. Принцип «презумпции облагаемости» подразумевает то, что налогоплательщик сам должен доказывать, что он не заплатил налога на вполне законных основаниях. Необходимо учитывать, что возможности применения данного способа борьбы государства с уклонением от уплаты налогов в последнее время несколько сократились в связи с принятием и вступлением в силу Налогового кодекса РФ. Это обусловлено прежде всего тем, что данный документ законодательно закрепил принцип «презумпции невиновности» плательщиков налогов, в связи с чем, в настоящее время обязанность по доказыванию факта совершения правонарушения лежит на налоговых органах и, соответственно, налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность.

     Суть  доктрины вытянутой руки заключается в том, что считается, что сделка соответствует доктрине вытянутой руки, если, устанавливая цены сделки, все ее участники действуют в своих интересах, а не в интересах групп, участвующих в сделке. Эта доктрина часто применяется в международной налогообложении: применение «трасфертных цен» с целью вывода прибыли из стран с высоким уровнем налогообложения в страны с низким уровнем налогообложения ограничено этой доктриной. 
 

     
    1. Налоговый контроль как метод  борьбы с налоговыми  правонарушениями
 

     Одним из методов борьбы с налоговыми правонарушениями может служить налоговый контроль.

     Налоговому контролю подлежат совершаемые сделки физических лиц – резидентов Российской Федерации по приобретению определенного имущества:

  • недвижимости, за исключением многолетних насаждений;
  • механических транспортных средств, не относящихся к недвижимому имуществу;
  • акций открытых акционерных обществ, государственных и муниципальных ценных бумаг, а также сберегательных сертификатов;
  • культурных ценностей;
  • золота в слитках.

     Налоговый контроль за расходами физического лица производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущества. Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе и налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство [20, с. 44].

     Существуют  следующие формы налогового контроля:

  • Налоговые проверки (камеральные и выездные).
  • Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов.
  • Проверка данных учета и отчетности.
  • Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
  • Другие формы налогового контроля, предусмотренные НК РФ.

     Однако  следует заметить, что действующие  нормы Налогового кодекса РФ не могут  заменить в полной мере предусмотренный  контроль за финансовыми операциями.

     Во-первых, предусмотренный статьями 86.1 – 86.3  НК РФ контроль охватывает только определенную группу физических лиц, в то время как значительная часть финансовых операций, направленных на легализацию преступных доходов, осуществляется через специально для этого созданных, юридических лиц. Не охватываются контролем также сделки физических лиц, в том числе граждан России, проживающих в России в календарном году менее 183 дней. Однако, как показывает практика, именно эта категория физических лиц оказывается часто вовлеченной в совершение преступлений международного характера, в том числе связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

     Во-вторых, налоговому контролю подлежат сделки только с имуществом, предусмотренным  в п. 2 ст. 86.1 НК РФ. Таким образом, контролем не охватываются операции с денежными средствами (платежи, передача в заем, переводы), с ценными бумагами, не указанными в п.п. 3 п. 2 ст. 86.1 НК РФ (чеки, векселя, аккредитивы, облигации, коносаменты), валютными ценностями, не указанными в п.п.5 п. 2 ст. 86.1 НК РФ.

     В-третьих, законодатель не установил и минимальной цены сделки, позволяющей сосредоточить контроль на относительно крупных сделках. Это приводит к неоправданному увеличению объема информации, обработать которую налоговые органы не в состоянии.

     В-четвертых, контролируются сделки только по приобретению определенного имущества. «Приобретение» можно рассматривать двояко. Таким образом, значительная часть финансовых операций (размещение во вклад, передача имущества в доверительное управление) остаются за рамками контроля.

     В-пятых, федеральным законодательством не установлена обязательная нотариальная форма предоставления информации о купле-продаже культурных ценностей. Это может служить поводом обойти п. 4 ст. 86.2 НК РФ, возлагающий на нотариуса обязанность направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о купле-продаже культурных ценностей.  
 

     3.3 Основы обеспечения  исполнения налогоплательщиками  своих обязанностей 

     В содержании налогового правоотношения между государством и налогоплательщиком по поводу уплаты налога выделяется юридическая обязанность налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы. Юридическая обязанность налогоплательщика — это предусмотренная налогово-правовой нормой мера должного поведения, обеспечиваемая мерами государственного принуждения.

Информация о работе Меры противодействия налоговым правонарушениям в России и их эффективность