Меры противодействия налоговым правонарушениям в России и их эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в исследовании причин возникновения налоговых правонарушений и методов эффективного противодействия им в условиях нынешней экономической и правовой ситуации в России.

С учетом указанных целей были поставлены следующие задачи:

- проанализировать сущность и виды налоговых правонарушений;

- исследовать причины уклонения от уплаты налогов, ведущие к нарушению налогового законодательства;

- выявить тенденции в развитии налоговых правонарушений;

- определить возможности обеспечения налоговыми и правоохранительными органами деятельности по противодействию налоговым преступлениям;

- рассмотреть меры снижения налоговых правонарушений и оценить их эффективность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………6

1 Общая характеристика налоговых правонарушений в Российской Федерации……………………………………………………….....8

1.Понятие и виды налоговых правонарушений…………………………8
2.Тенденции, наблюдаемые в налоговых правонарушениях………...11
1.3 Причины уклонения от уплаты налогов………………………………...12

2.Политика противодействия налоговым правонарушениям..16
1.Правовые пределы налоговой оптимизации………………………...16
2.Информационное и методическое обеспечение деятельности по противодействию налоговым преступлениям…………………………………….19
3 Система мер противодействия уклонению от уплаты налогов и оценка ее эффективности……………………………………………………...25

1.Ответственность за нарушения налогового законодательства……………………………………………………………………….25
2.Налоговый контроль как метод борьбы с налоговыми правонарушениями………………………………………………………………………28
3.Основы обеспечения исполнения налогоплательщиками своих обязанностей……………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая налоговые правонарушения!.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

     Следовательно, правовым пределом налоговой оптимизации  является правомерность экономической, технической и организационной  деятельности по уменьшению налоговых выплат в бюджет. Иными словами, налогоплательщику предоставлено право использовать законные способы минимизации налогов [13].

     В идеале любая ситуация, складывающаяся в процессе исполнения налоговой  обязанности, должна однозначно и одинаково квалифицироваться как налогоплательщиками, так и всеми государственными органами. Однако на практике складываются такие ситуации, когда возможно их двоякое толкование.

     Существует  несколько причин такого положения. Во-первых, в литературе и правоприменительной практике отсутствует четкая система критериев юридической квалификации налоговой минимизации.

     Во-вторых, зачастую в специализированной литературе смешиваются процессуальные и материально-правовые аспекты проблемы, то есть делаются выводы о законности какой-либо минимизационной схемы на основании того, что суд принял решение в пользу налогоплательщика по процессуальным основаниям. Следует отметить, что любая деятельность квалифицируется как правомерная либо противоправная по материально-правовым основаниям, а сложности документирования и доказывания автоматически не придают легитимности схеме минимизации налогов.

     Кроме того, положение осложнятся тем, что  в законодательстве двойственно  оценивается деятельность налогоплательщиков по минимизации налоговых платежей. С одной стороны, государство применяет меры ответственности вплоть до уголовной к лицам, незаконно снижающим налоговый оклад. А с другой – основа налогового планирования заложена в Конституции РФ и детализирована в Налоговом Кодексе РФ.

     Налоговую оптимизацию целесообразно определять как целенаправленную, правомерную, экономически обоснованную деятельность налогоплательщика по снижению налоговых  обязательств. Ст. 106 НК РФ дает общее  понятие налогового правонарушения, как виновно совершенного, противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

     При этом в целях обоснования механизмов противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям необходимо выделять те составы правонарушений, которые предусматривают ответственность за уменьшение налоговых выплат, совершенные с нарушением законодательства о налогах и сборах. Это нарушения законодательства о налогах и сборах, объектом которых являются отношения по исчислению и уплате налогов, предусмотренные ст. 122 – 123, 133 – 135 НК РФ и ст. 170, 194, 198, 199, 199.1, 199.2, отчасти статьями 171, 173 и 327.1 УК РФ.

     Необходимо  разграничить объекты налоговых правонарушений, налоговой оптимизации и налоговых преступлений. Так, объектом налоговых правонарушений являются отношения, складывающиеся по поводу исчисления и уплаты налогов и сборов, в то время как объектом налоговой оптимизации являются денежные средства, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Объектом налоговых преступлений являются денежные средства, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта за счет противоправного исчисления и уплаты налогов и сборов, использования специальных налоговых режимов.

     Исследования  показали, что эффективность деятельности по борьбе с налоговыми преступлениями в значительной степени зависят  от информационного и методического  обеспечения, в основу которого предлагается принять методы выявления и классификации налоговых правонарушений, преступлений, обоснования планирования и оптимизации налоговой базы.

     Исходя  из признаков налоговых правонарушений и налогового планирования, можно  сделать вывод, что единственным существенным отличием является противоправность налоговых правонарушений и преступлений и правомерность налогового планирования. При этом не имеют значения цели, мотивы деятельности, а также суммы налоговой экономии. Поэтому для определения правового предела налогового планирования необходимо анализировать правовое поведение лиц, связанных с минимизацией налогов, их участие в управлении налоговыми системами.

     Поэтому даже если все действия налогоплательщика  формально соответствуют законодательству, но при этом происходит подмена содержания хозяйственной операции, то его деяния должны признаваться правонарушением, а сам он нести юридическую ответственность. В том случае, когда вышеперечисленные условия выполняются, легитимность оптимизационной схемы не вызывает сомнений, в ином случае деяния налогоплательщика должны признаваться нарушением законодательства о налогах и сборах [13]. 
 

     
    1. Информационное и методическое обеспечение деятельности по противодействию налоговым преступлениям
 

     Рассмотрим  механизмы повышения эффективности  борьбы с налоговыми преступлениями в контексте снижения выгодности корыстных деяний.

     Человек, становясь на преступный путь, прежде всего, исходит из «оправданности»  данного решения, то есть из расчета  рациональной оценки прогнозируемых им выгод и затрат от данного правонарушения. Выгодность нарушений законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятельность, описывается по следующей формуле [1]:

     R = (1-p)*s +p*(s-d) = s-p*d, (1)

     где R − доход преступника;

     р − вероятность, что преступник будет пойман и наказан;

     s − величина украденного;

     d − денежная величина потерь, которые он несет в результате наказания.

     Данная  формула может быть использована при расчете доходности любых  видов преступной деятельности корыстной  направленности.

     Но, данная формула не в полной мере отражает всю совокупность выгод и затрат, связанных с осуществлением профессиональной деятельности правонарушителя. В ней не отражен факт издержек на создание и поддержание функционирования различных схем нарушения законодательства. Следовательно, формула измерения доходности противоправной деятельности будет выглядеть следующим образом [26]:

     R = s-z-p*d, (2)

     где R − доход преступника;

     s − доход, полученный в результате правонарушения;

     z − затраты на создание и поддержание функционирования схемы совершения экономического правонарушения или преступления;

     р − вероятность привлечения к юридической ответственности;

     d − денежная величина потерь, претерпеваемых в случае наступления юридической ответственности.

     Поанализируем вышеперечисленные составляющие и попытаемся сформулировать меры борьбы по каждому из направлений.

     Раскроем понятие дохода, полученного в результате противоправной деятельности. В данное понятие входит:

     − получение дохода от неуплаты налога;

     − получение дохода от экономии на издержках, сопровождающих уплату налога (оплата услуг бухгалтера, консультанта, на оплату почтовых услуг, на приобретение необходимой документации и др.) [3, с.17].

     Мерой по борьбе с данными видами правонарушений является:

     − понижение ставок налога;

     − упрощение процедуры по их взиманию;

     − предусмотрение мер поощрения добросовестных налогоплательщиков.

     Второй  переменной являются затраты в денежном выражении на создание и функционирование схем совершения правонарушений.

     Как известно, переход на рыночные отношения  способствовал появлению в нашей стране такой категории как «фирмы-однодневки», концентрирующие огромные денежные резервы в течение недлительного периода и исчезающие в скором времени с солидным заработком [5]. В данном примере увеличению затрат в денежном выражении на создание и поддержание необходимой схемы совершения правонарушений будет способствовать усложнение процедуры государственной регистрации юридических лиц, а именно:

     − ограничить регистрацию ООО. Данное предложение основывается на том факте, что участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков лишь в пределах стоимости их вкладов;

     − при регистрации обеспечить личное присутствие лица или лиц на чье  имя регистрируется данная фирма (во избежание подставных лиц);

     − обеспечить проверку реального наличия  имущества, являющегося вкладом  в уставный капитал, и не является ли оно вкладом в Уставный капитал  другого юридического лица;

     − непосредственно произвести соответствие юридического адреса фактическому;

     − ввести антикоррупционные меры, связанные с проведением одной регистрационной операции через нескольких лиц; повышением зарплаты сотрудникам государственных органов, имеющих отношение к налогообложению и регистрации; ужесточение наказаний за получение и дачу взяток. [26].

     Итак, отметим, что росту экономической преступности способствует:

     − плохое качество регулирования экономических  отношений на законодательном уровне;

     − слабость государственного контроля во многих областях экономической деятельности;

     − высокий уровень коррупции;

     − фактическое отсутствие действенных  механизмов противодействия налоговым  правонарушениям.

     Следующей переменной является вероятность привлечения  правонарушителя к юридической  ответственности. Необходимо сокращение наличных денег в обороте. В российской реальности большое распространение получили операции, как с рублевой, так и с валютной наличностью, не фиксируемой и бухгалтерском учете и отчетности. Следствием этого является: уход от налогов, снижение доходил бюджетов, криминализация государства в целом.

     Решение вопроса о более жестком контроле со стороны государственных органов  над установлением уровня цен  в зонах льготного налогообложения  на территории РФ, также будет способствовать увеличению вероятности привлечения  к ответственности, так как зачастую источник прибыли и налогооблагаемых доходов находится на одной территории, тогда как налоги уплачиваются плательщиком именно в зонах льготного налогообложения.

     Следующая величина, выражающая величину потерь правонарушителя в случае привлечения его к юридической ответственности, обратно пропорциональна предполагаемой доходности от правонарушения.

     Но  для более эффективной борьбы с корыстной преступностью наиболее эффективными являются виды наказаний, связанные с претерпеванием правонарушителем лишений личного характера либо наложение санкций, в виде ареста имущества, на самого правонарушителя. Это объясняется следующими факторами:

  1. Практически вся собственность, добытая преступным путем, регистрируется на сторонних лиц, что исключает возможности применения санкции по конфискации данного имущества к данным лицам.
  2. Для многих субъектов преступности уплата определенной суммы в виде санкций не является столь значительной.
  3. В большинстве случаев уплата экономических санкций производится не самим субъектом преступления, а непосредственно теми людьми, которые были заинтересованы в совершении данного преступления.

     Итак, необходимо отметить комплекс действий, связанных с изменением экономических институтов, направленных на:

     − решение вопроса с оффшорами (контроль цен);

     − сокращение наличного оборота;

     − усложнение процедуры регистрации  юридических лиц;

     − повышение прозрачности экономики;

     − повышения эффективности правоохранительной деятельности,

     − усиление государственного контроля в  экономике.

     Подводя итог, отметим, что противодействие налоговым правонарушениям будет невозможно без соблюдения следующих условий:

     - орган государственной власти для разрешения вопросов, отнесенных к его ведению, должен быть наделен необходимыми для этого функциями;

Информация о работе Меры противодействия налоговым правонарушениям в России и их эффективность