Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жарких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога – налога на добавленную стоимость (далее НДС). Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954г. Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения в РФ 5
1.1. Экономическая сущность, значение налогов и их классификации 5
1.2. Исторический аспект развития налогообложения 11
1.3. Роль и значение косвенных налогов в налоговой системе государства 18
Глава 2. Особенности косвенных налогов в РФ на современном этапе 26
2.1. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях 26
2.2. Акцизы 31
Глава 3. Перспективы развития косвенных налогов в РФ 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по налогообложению.docx

— 76.98 Кб (Скачать файл)

Несмотря на очевидные позитивные результаты применения налога с продаж, имелись объективные аргументы в пользу отмены этого налога. Поэтому при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам за наличный расчёт в цене таких товаров (работ, услуг) имелось два, а по подакцизным товарам – три косвенных налога (акциз, НДС и налог с продаж). Учитывая его одновременное взимание с НДС, налог с продаж утратил силу с 1 января 2004г.

Итак, косвенные налоги являются старейшей формой налогообложения, из которых налог на добавленную стоимость является самым молодым из налогов, формирующих основную долю дохода бюджета среди акцизов и таможенных пошлин. Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. Наличие НДС в налоговой системе страны является обязательным условием для вступления государства в члены ЕС. В то же время в ряде экономически развитых стран НДС не взимается. Так, например, в США признано нецелесообразным введение этого налога из – опасения перекоса в сторону косвенных налогов в ущерб прямым.

В России НДС заменил взимавшийся ранее налог с оборота, который рассчитывался на основе стоимости товара. Обложение добавленной стоимости позволяет избежать недостатков налога с оборота, так как создана система, при которой величина налога не зависит от количества стадий производства и реализации, а определяется стоимостью продажи товара (работы, услуги) конечному потребителю.

Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работы, услуги), которую производитель добавляет к стоимости сырья, материалов, работ и услуг, использованных в процессе производства. Ни один продавец товара не несет практически никакого экономического бремени по уплате налога. НДС перекладывается на конечного потребителя, который уже не имеет возможности его компенсировать, поскольку не продает товар, поэтому НДС называют налогом на потребление.

Реформирование налога на добавленную стоимость началось сразу же после его введения. И в этом нет ничего удивительного, так как с НДС связано развитие всей налоговой системы РФ. И как и вся система, практика налогообложения НДС не была лишена недочетов и перекосов. Поэтому вступление в силу второй части Налогового кодекса было по настоящему революционным для налогоплательщиков НДС, акцизов, налога с продаж. Налоговый кодекс отличается от ранее действующего законодательства чистотой юридических норм и определений.

Однако и Налоговый кодекс до конца не решил проблему данных налогов. По-прежнему злободневными остаются вопросы о снижении налоговых ставок, отмене ряда льгот и определение налогооблагаемой базы по НДС, акцизам.

Итак, налоговое законодательство в России за всю свою длительную историю претерпело множество преобразований. Какие-то являлись удачными, и существуют по сей день в слегка видоизмененном состоянии, другие канули в лету. Косвенные налоги же являются и являлись наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, так как их выплачивает лишь конечный потребитель. Это является очень удобно для государства и вызывает наименьшее недовольство среди налогоплательщиков (по сравнению с прямыми налогами), что говорит об огромном преимуществе именно косвенных налогов.[13, c. 398]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности косвенных налогов на современном этапе

 

2.1. Значение  налога на добавленную стоимость  в современных условиях

 

НДС является одним из основных федеральных налогов России. НДС представляет собой разновидность налога с оборота.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими. Эти преимущества сводятся к трем основным.

Во-первых, от НДС значительно труднее уклониться благодаря системе зачета налога по всей цепи производства и обращения товара.

Во-вторых, при НДС существенно упрощается вопрос об освобождении от налога производительного потребления.

В-третьих, с помощью НДС легче осуществляется обложение услуг, что не только ведет к увеличению доходов, но и выравнивает условия производства товаров и услуг.

Налог на добавленную стоимость взимается на каждой стадии от производства до реализации, но он остается «нейтральным», так как каждый налогоплательщик уменьшает сумму налога, удержанного им при продаже, на величину налога, удержанного с него при закупках. Таким образом, каждый из налогоплательщиков вносит в бюджет лишь часть налога, хотя в конце экономического цикла величина налога, перечисленного в казну, равна величине налога разового удержания на стадии розничной торговли.

Положительные качества налога проистекают из двойственности его природы: с одной стороны, он удерживается при совершении каждой сделке, что позволяет делать большие сборы, с другой - в виду частичного удержания, он не накапливается в цене товара.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:[1]

  1. Организации
  2. Индивидуальные предприниматели
  3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через границу РФ[10, c. 156]

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если в течение предшествующих последовательных налоговых периодов (календарных месяцев) их налоговая база не превысила в совокупности 2 млн. рублей без учета НДС. При этот учитывается только выручка от продаж [2]. Освобождение от уплаты НДС не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары.

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, должны представить соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные заявление и сведения представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация  товаров (работ, услуг) на территории  Российской Федерации, в том числе  реализация предметов залога  и передача товаров (результатов  выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении  отступного или новации, а также  передача имущественных прав.Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача  на территории Российской Федерации  товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются  к вычету (в том числе через  амортизационные отчисления) при  исчислении налога на прибыль  организаций;

3) выполнение  строительно-монтажных работ для  собственного потребления;

4) ввоз  товаров на территорию Российской  Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

К объектам налогообложения по НДС не относятся следующие операции:

1)    связанные с обращение российской или иностранной валюты;

2 передача  имущества правопреемнику при  реорганизации предприятия;

3) передача  имущества государственных и  муниципальных предприятий, выкупаемого  в порядке приватизации;

4) выполнение  работ (оказание услуг) органами, входящими  в систему органов государственной  власти и органов местного  самоуправления, в рамках выполнения  возложенных на них исключительных  полномочий в определенной сфере  деятельности в случае, если обязательность  выполнения указанных работ (оказания  услуг) установлена законодательством  РФ, законодательством субъектов  РФ, актами органов местного самоуправления;

5) передача  на безвозмездной основе, оказание  услуг по передаче в безвозмездное  пользование объектов основных  средств органам государственной  власти и управления и органам  местного самоуправления, а также  государственным и муниципальным  учреждениям, государственным и  муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции  по реализации земельных участков (долей в них);

7) передача  имущественных прав организации  ее правопреемнику (правопреемникам);

8) передача  денежных средств или недвижимого  имущества на формирование или  пополнение целевого капитала  некоммерческой организации;

9) операции  по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами  Олимпийских игр и Паралимпийских игр, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

10) оказание  услуг по передаче в безвозмездное  пользование некоммерческим организациям  на осуществление уставной деятельности  государственного имущества, не  закрепленного за государственными  предприятиями и учреждениями, составляющего  государственную казну РФ, казну  республики в составе РФ, казну  края, области, города федерального  значения, автономной области, автономного  округа, а также муниципального  имущества, не закрепленного за  муниципальными предприятиями и  учреждениями, составляющего муниципальную  казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

11) выполнение  работ (оказание услуг) в рамках  дополнительных мероприятий, направленных  на снижение напряженности на  рынке труда субъектов РФ, реализуемых  в соответствии с решениями  Правительства РФ;

12) операции  по реализации (передаче) на территории  РФ государственного или муниципального  имущества, не закрепленного за  государственными предприятиями  и учреждениями и составляющего  государственную казну РФ, казну  республики в составе РФ, казну  края, области, города федерального  значения, автономной области, автономного  округа, а также муниципального  имущества, не закрепленного за  муниципальными предприятиями и  учреждениями и составляющего  муниципальную казну соответствующего  городского, сельского поселения  или другого муниципального образования.

С 2001г. применяются три ставки НДС.

По ставке 0% производится обложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а так же работ и услуг, непосредственно связанных с экспортом и импортом товаров. К таким работам (услугам) относятся работы (услуги) по сопровождению, транспортировки, погрузке и перегрузке экспортируемых или импортируемых товаров. Так же облагаются услуги по перевозке багажа и пассажиров, если пункт назначения или пункт отправления пассажиров и багажа расположен за пределами территории РФ. Аналогично облагается реализация припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов. Работы или услуги по перевозке товаров выполняемые российскими железнодорожными перевозчиками, облагается по ставке 0% только при вывозе товаров за пределы территории РФ. Ставка 0% установлена на реализацию работ, выполняемых в космическом пространстве, на реализацию драгоценных металлов из лома и отходов Государственному (и соответствующим фондам субъектов РФ) фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и банкам и на взаимных условиях при поставке товаров для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вмести с ними членов их семей.

По ставке 10% облагается реализация продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, книжной продукции и изделий медицинского назначения.

По ставке 18% производится обложение реализации в остальных случаях.

Таким образом, налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг. Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими. Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими. Эти преимущества сводятся к трем основным: от НДС значительно труднее уклониться благодаря системе зачета налога по всей цепи производства и обращения товара; при НДС существенно упрощается вопрос об освобождении от налога производительного потребления; с помощью НДС легче осуществляется обложение услуг, что не только ведет к увеличению доходов, но и выравнивает условия производства товаров и услуг[4, c. 254].

Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития