Камеральная налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:02, реферат

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для расчета налогов. Вследствие этого ошибки в его расчете можно встретить практически в каждой организации. Поэтому является, необходимым в ходе аудиторской проверки обращать особое внимание на правильность исчисления и уплаты данного налога. Цель данной работы через проведение налоговой проверки расчетов с бюджетом по НДС - подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности в части отражения задолженности перед бюджетом по НДС, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Камеральная налоговая проверка по налогу на добавленную стоимость......6
1.1. Порядок и условия проведения камеральной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость............................................................................6
2. Выездная налоговая проверка по налогу на добавленную стоимость.........11
2.1. Порядок и условия проведения выездной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость...................................................................................11
Заключение.............................................................................................................18
Список использованной литературы..................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

Камеральная налоговая проверка.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

В ст. 101 НК РФ, регулирующей производство по делам о налоговых  правонарушениях для всех видов налоговых проверок, прямо указано на возможность налогоплательщика представить письменные объяснения и возражения по акту налоговой проверки, участвовать в рассмотрении материалов по делу.

Таким образом, процесс привлечения  налогоплательщика к налоговой  ответственности по итогам камеральной проверки достаточно сложен. Наличие возражений со стороны налогоплательщика является основанием для рассмотрения налоговым органом материалов камеральной проверки по аналогии с порядком рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Возражения необходимо направить в двухнедельный срок с момента получения требования об уплате суммы налогов и пеней в налоговый орган.

И только по результатам  рассмотрения материалов камеральной  проверки, с учетом обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения налоговый орган должен решить вопрос о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выездная налоговая проверка  по налогу 

на добавленную стоимость

 

2.1. Порядок  и условия проведения выездной  налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость

 

     Выездная  налоговая проверка – это форма  налогового контроля, позволяющая проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

     Общие требования к выездным проверкам:

а) место проведения – на территории налогоплательщика. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проверки, то она проводится по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ);

б) основание – решение1 руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ);

в) срок проведения проверки2 – не более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен3 до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ);

г) проверяемый  период не превышает трех календарных  лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ);

д) предмет проверки – правильность исчисления и своевременность  уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Вместе с  тем налоговые органы не вправе (п. 5 ст. 89 НК РФ):

—  проводить  более одной выездной налоговой  проверки по одним и тем же налогам  за один и тот же период;

—  более  двух выездных налоговых проверок в  течение календарного года.

Независимо от темы налоговой проверки в первую очередь проверяющих привлекают следующие виды сделок:

- сделки между  взаимозависимыми лицами;

- сделки, в совершении  которых отсутствует очевидный  экономический смысл; 

- сделки, имеющие  необычный характер для профиля деятельности предприятия;

- сделки, не  разрешенные уставными документами  предприятия; 

- нетипичные  сделки, произошедшие в конце  отчетного периода, особенно на значительные для предприятия суммы;

- сделки, содержание  которых противоречит их правовой форме;

- запутанные  сделки;

- сделки с  низкой рентабельностью, особенно  убыточные сделки;

- сделки с  участием оффшорных фирм;

- сделки, в которых  цена заметно отличается от  рыночной цены в сторону повышения  или понижения.

Выездные проверки бывают:

• комплексные и выборочные (тематические);

• контрольные;

• плановые и  внеплановые;

• встречные.

Основанием  для проведения выездной налоговой  проверки является решение налогового органа.

     Пример 1. Налоговые инспекторы  пришли с проверкой в 000 «Актив». Руководителю фирмы они предъявили решение о проведении проверки, в котором написано: «проверка по вопросам правильности исчисления, удержания и уплаты налога на добавленную стоимость за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года». Это значит, что инспекторы будут проверять расчеты именно по этому налогу за 2011 год, то есть проведут выборочную проверку.

Если проверяющие  напишут в решении: «проверка  по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам за 2011 год, то есть провести комплексную проверку.

При проведении выездной налоговой проверки по НДС  налоговые органы проводят проверку:

- договоров  с поставщиками с бухгалтерской  и юридической точек зрения;

- договоров  с покупателями с бухгалтерской  и юридической точек зрения;

- правильности  оформления полученных счетов-фактур  и обоснованность принятия по  ним НДС к вычету;

- выданных счетов-фактур  и полноты начисления НДС к  уплате по ним;

- соответствия  книги покупок и книги продаж  декларации по налогу на добавленную  стоимость.

На правильность определения и расчета:

- НДС, начисленного  с реализации товаров (работ,  услуг);

- НДС, исчисленного  с авансов, поступивших в оплату  за реализованные товары (работы, услуги);

- вычетов по  НДС при приобретении товаров  (работ, услуг);

- НДС, удерживаемого  и уплачиваемого налоговым агентом. 

Правомерность применения:

- ставки 0 процентов; 

- других налоговых  ставок, раздельного учета в случае  применения различных ставок;

- налоговых  льгот. 

Наличие и соответствие законодательству оформления документов, подтверждающих право налогоплательщика на освобождение от уплаты налога или применение налоговых вычетов.

Соблюдение  порядка и сроков уплаты налога в бюджет.

Выявление сделок с фирмами-"однодневками".

Вопросы, пристально изучаемые налоговыми инспекторами:

1. Экспортные, импортные  операции.

2. Использование  организацией неденежных форм  расчетов (зачет взаимных требований, бартерные операции, оплата векселями и др.)

3. Восстановление  сумм НДС при выбытии товара  по иным основаниям (недостача,  порча, передача для собственных непроизводственных нужд и т. д.).

4. Факторинговые  операции.

5. Предъявление  к вычету сумм налога по  строительно-монтажным работам при строительстве хозспособом.

6. Правильность  учета в целях налогообложения: 

- лицензионных  платежей;

- скидок, премий, бонусов; 

- возврата некачественного  товара, брака; 

- расчетов по  договорам, заключаемых в условных  единицах.

 При проведении  выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы указанные выше документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (п. 12 ст. 89 НК РФ). Процедура истребования документов выглядит следующим образом:

- налоговый орган направляет налогоплательщику требование о предоставлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ);

- налогоплательщик исполняет требование в течение десяти рабочих дней со дня его вручения (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Истребуемые документы  представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Речь идет о подписи ее руководителя (заместителя руководителя) или иного уполномоченного лица и печати этой организации. При необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Требование  о представлении документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Оно подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования (при получении такого требования налогоплательщику рекомендуется указать дату получения требования как в своем экземпляре, так и в экземпляре налогового органа).  Документы должны быть предоставлены в пятидневный срок с момента получения требования. В случае отказа налогоплательщика передать документы, налоговым органом может быть произведена выемка документов, а налогоплательщик оштрафован в соответствии со ст.126 НК РФ.

Выемка оригиналов документов может производиться  только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, при этом такое постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем)  налогового органа. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в акте выемки или прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

По окончанию  выездной налоговой проверки проверяющий  составляет справку о проведенной  проверке (внутренний документ налоговых органов – налогоплательщику не выдается), в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения.

Акт выездной налоговой  проверки составляется в течении 2-х  месяцев после составления справки  о проведенной проверке, подписывается  должностными лицами налогового органа, проводившими налоговую проверку, и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. После этого акт проверки вручается налогоплательщику либо его представителю. Если налогоплательщик уклоняется от подписания акта и его получения, то в акте делается соответствующая запись и акт проверки направляется по почте заказным письмом. Датой получения акта проверки в данном случае считается шестой день, начиная с даты его отправки. Учитывая тот факт, что почтовая корреспонденция не всегда доставляется в срок, акт выездной проверки желательно получать на руки. В таком случае у Вас будет достаточно время для подготовки и представления возражений (объяснений) на акт налоговой проверки.

Налогоплательщик  вправе в 2-х недельный срок со дня  получения акта проверки представить  в соответствующий налоговый  орган возражения (объяснения) по акту в целом или по его отдельным положениям. Следует отметить особо, что в соответствии со ст.6.1 НК РФ, неделей признается период времени, состоящий из 5-ти рабочих дней, следующих подряд. Таким образом, если Вы получаете акт налоговой проверки, например во вторник, то двухнедельный срок начнет исчисляться со следующего понедельника.

В течение 14 дней по истечении срока на представление налогоплательщиком возражений (объяснений) на акт выездной налоговой проверки, руководитель (заместитель) налогового органа с учетом замечаний и объяснений налогоплательщика выносит решение по материалам проведенной проверки. К представлению возражений (объяснений) не следует относиться как к простой формальности, во-первых, Ваши возражения могут оказать влияние на решение, которое будет принято по результатам рассмотрения материалов проверки, а во-вторых, Вы будете извещены о времени и месте рассмотрения материалов проверки и сможете получить решение в день его принятия на руки. Неявка налогоплательщика не является препятствием к рассмотрению материалов проверки.

По результатам  рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель) налогового органа может вынести одно из следующих решений: а) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности; б) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности; в) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Требование  об уплате налога и соответствующих  пеней, выставляемое налогоплательщику  в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в 10-тидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. В требовании будет установлен срок (не более 10 дней) на добровольную уплату недоимки, пеней, а также налоговых санкций в случае совершения налоговых правонарушения.

После истечения  срока на добровольное исполнение, взыскание налога с организацией (недоимки) и пеней может быть произведено в бесспорном порядке, а сумма налоговых санкций (штрафы) может быть взыскана только в судебном порядке.

Если при  рассмотрении материалов проверки, налоговые органы не учли возражений (объяснений) налогоплательщика, есть два пути обжалования: в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подать жалобу в вышестоящий налоговый орган  или вышестоящему должностному лицу можно в течение 3 месяцев с того момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать  о вынесении решения. Поэтому после проверки лучше побеспокоиться и самим принять меры к получению решения. Если 3 месяца все-таки прошли, налоговый орган, в который подается жалоба, может пропущенный срок восстановить. Об этом налогоплательщик должен попросить либо в самой жалобе, либо в отдельном ходатайстве, описав при этом уважительные причины, которые препятствовали своевременной подаче жалобы. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. В соответствии с п.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

Информация о работе Камеральная налоговая проверка