Использование информационных технологий в налогообложении на примере расчета величины налогов для производителей и потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассчитать величину налогов для производителей и потребителей. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- рассмотреть налоги для производителей и потребителей;
- рассмотреть информационную систему для налоговой службы;
- рассчитать величину налогов.

Содержание

Введение………………………………………………………..………………….5
1.Налоги для производителей и потребителей………………………………….6
1.1 Влияние налогов на потребителей…………………………………………...6
1.2 Влияние налогов на производителей………………………………………...8
2. Информационные системы в налогообложении…………………...……….18
2.1 Понятие АИС «Налог», цели ее функционирования………...……………18
2.2 Организация компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации……………………………………….………..………. 21
3 Расчет величины налогов для производителей и потребителей……………28
3.1 Налоги и действия потребителей при взимании налогов…………...…..28
3.2. Налоги и действия производителей при взимании налогов…………...…30
Заключение………………………………………………………..………….…..33
Список использованных источников и литературы ………………………..…35

Вложенные файлы: 1 файл

Мат.экономика курсовая.docx

— 81.29 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………..………………….5

1.Налоги для производителей  и потребителей………………………………….6

1.1 Влияние налогов на  потребителей…………………………………………...6

1.2 Влияние налогов на  производителей………………………………………...8

2. Информационные системы в налогообложении…………………...……….18

2.1 Понятие АИС «Налог»,  цели ее функционирования………...……………18

2.2 Организация компьютерных  информационных технологий    обработки налоговой информации……………………………………….………..………. 21

3 Расчет величины налогов  для производителей и потребителей……………28

3.1 Налоги и действия потребителей при взимании налогов…………...…..28

3.2. Налоги и действия производителей  при взимании налогов…………...…30

Заключение………………………………………………………..………….…..33

Список использованных источников и литературы ………………………..…35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются обязательным атрибутом существования любого государства - еще У.Петти писал, что платить налоги должно быть так  же естественно, как есть или пить. Опыт развития цивилизации показывает, что платить нормальные налоги - это действительно естественно, платить ненормальные налоги - это  неестественно.

Вся проблема заключается  в определении той границы, за которой нормальные налоги становятся ненормальными. В настоящее время  экономисты оперируют кривой А.Лаффера, которая достаточно схематично, но очень наглядно демонстрирует эту  проблему. Однако четких расчетов, обосновывающих саму кривую и ее численные характеристики, экономическая наука пока еще  не дала. Кривая А.Лаффера характеризует  общий налоговый гнет, общую тенденцию, не давая возможности перейти  на уровень конкретных налогов.

Хотя видов налогов  достаточно много, их можно сгруппировать  в две большие группы:

   - налоги, оказывающие влияние на поведение потребителя,

   - налоги, оказывающие влияние на поведение производителя.

Целью данной работы является рассчитать величину налогов для  производителей и потребителей. Для  достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

   - рассмотреть налоги для производителей и потребителей;

   - рассмотреть информационную систему для налоговой службы;

   - рассчитать величину налогов.

 

 

 

 

 

1.Налоги для производителей и потребителей

 

1.1 Влияние налогов на  потребителей

 

Известно, что способы  исчисления разных налогов - различны, различны и последствия введения каждого налога. Рассмотрим, как  можно интерпретировать налоги, зная закон изменения равновесных  кривых и графическое изображение  проекций этих кривых на соответствующие  ортогональные плоскости.

Хотя видов налогов  достаточно много, их можно сгруппировать  в две большие группы:

- налоги, оказывающие влияние на поведение потребителя,

- налоги, оказывающие влияние  на поведение производителя.

К первым можно отнести  подоходный налог, налог на имущество  физических лиц и т.п. Ко вторым - налог на прибыль, акцизный налог, налог  на добавленную стоимость, налог  на имущество юридических лиц  и т.д.

Вначале рассмотрим влияние  налогов на потребителя. Естественно, любой налог на потребителя уменьшает  его доход. Это уменьшение зависит  от того, как этот налог берется. В общем случае можно выделить три вида налогов и три способа  их взимания у потребителей, если рассматривать  зависимость величины налога от дохода потребителя.

Первый способ - регрессивное налогообложение, когда налоговая  ставка уменьшается с ростом дохода. Мне сейчас сложно привести подобные случаи в мировой практике, хотя если порыться в анналах мировой  истории, то некоторые примеры найти  удастся. Это возможно, например, когда  все потребители платят одну и  ту же фиксированную сумму налога, например, 100 рублей вне зависимости  от дохода. Тогда с ростом дохода доля налоговых отчислений при фиксированной  величине налога будет уменьшаться, и налицо будет регрессивное налогообложение. Так что оно в принципе возможно.

Второй способ - пропорциональное налогообложение, когда налог исчисляется  по единой ставке вне зависимости  от дохода. Такой способ исчисления подоходного налога много лет  практиковался в бывшем СССР - подоходный налог тогда составлял практически  для всех граждан СССР 12% от доходов.

Третий способ - прогрессивное  налогообложение, практикуемое ныне в  большей части стран мира, когда  подоходный налог исчисляется по ставке, возрастающей с ростом дохода потребителя.

Далее следует рассмотреть  влияние каждого из этих способов налогообложения на поведение потребителей, приобретающих товары повседневного  спроса и товары, таковыми не являющиеся. Но, прежде всего, следует сделать  важное замечание. Эти две группы товаров отличаются друг от друга  не только тем, на каких ступеньках пирамиды потребностей с позиций  потребителя (пирамида Маслоу) они находятся. По-видимому, верна гипотеза о том, что чем на более высокой ступени  иерархии потребностей для покупателей  стоит предмет, тем больше в его  цене доля труда и меньше в себестоимости  доля материальных затрат. Данная гипотеза представляется мне вполне обоснованной. Действительно, предметы первой необходимости  в достаточной степени "грубы" - на их производство требуется не очень  квалифицированный труд, но достаточно большое количество сырья и материалов. По сути, они являют собой очень  незначительное преобразование с помощью  ручного или частично автоматизированного  труда природных ресурсов. Потребительские  качества товаров первой необходимости  в результате этого связаны со свойствами этих ресурсов, заложенными  в них самой природой. Товары, не являющиеся предметами первой необходимости, как правило, несут в себе новые  потребительские качества, не заложенные в товаре природой, а значит, содержащие в себе значительную часть труда, который и преобразует природные  ресурсы в данный товар.

Значит, если общество потребляет товары первой необходимости в значительно  большей степени, чем вторую группу товаров, то:

- во-первых, такой спрос  не оказывает стимулирующего  воздействия на научно-техническое  развитие, связанное с необходимостью  значительных преобразований природных  ресурсов для создания новых  товаров;

- во-вторых, производительность  труда остается очень низкой  из-за отсутствия передовых технологий;

- в-третьих, материалоемкость  национального дохода оказывается  весьма значительной.

Из последнего вывода, кстати, следует и обратный вывод - можно  судить об уровне доходов населения  регионов или стран и уровню общего экономического развития по показателю материалоемкости национального дохода. Чем выше материалоемкость, тем ниже уровень доходов населения страны и тем менее развита страна.

Эти выводы могут оказаться  очень важными при определении  оптимальной структуры налога на потребление, поскольку позволяют  судить о налогах на потребителей с позиций государственного управления.

 

1.2 Влияние налогов на  производителей.

 

К налогам на производителей товаров относятся все налоги, которые способствуют удорожанию стоимости  производимых товаров. Таким образом, например, налог на добавленную стоимость, о котором говорят, что его  платят потребители, рассматривается  мною именно как налог на производителей. Логика здесь очевидна - НДС приводит к увеличению цены на товар, а значит, к снижению равновесных объемов. То есть приводит к уменьшению производственной программы, снижению общего размера  прибыли и ухудшению состояния  на предприятии. Почему же этот налог  следует считать налогом на покупателя, а не на производителя?

Очевидно, что любой налог  на производителя приводит к изменению  положения поверхности предложения  в пространстве цена-объем-доход. 
Для целей анализа данного параграфа цену товара Р следует рассмотреть как сумму двух слагаемых: условно-постоянной части цены Рo (той части себестоимости, которая не зависит напрямую от объемов продукции - амортизация, ремонтный фонд и т.п.) и условно-переменной части цены (сырье, материалы, оплата труда, прибыль) P1:

Р = Рo + P1                                                            (1)

Такая постановка позволяет  рассмотреть наиболее полно      существующие налоги на производителей в трехмерном пространстве.

Налоги на имущество, на землю, на пользование природными ресурсами  и многие другие способствуют увеличению размера первого слагаемого суммы.

Значительно большее количество налогов способствует увеличению второй составляющей цены - отчисления в многочисленные фонды социальной направленности (соцстрах, обязательное медицинское страхование  и т.п.), налог на прибыль и акциз, НДС. В эту же группу налогов следует  отнести и множество мелких налогов, исчисляемых от различных элементов  себестоимости. В России это налог  на содержание милиции, жилкомхоза и  т.п.)

Для того, чтобы осуществить  правильный анализ налогов на потребителей, необходимо вернуться к кривой предложения.  
Хочу повторить, что поверхность предложения в пространстве объем-цена-доход проецируется на плоскость цена-объем именно на эту кривую, так как предложение в данном случае рассматривается как независящее от доходов потребителя. Случай активного маркетинга не рассматривается. 
На рисунке 1 изображена эта кривая и тот ее вариант, когда налог берется от условно-постоянных затрат себестоимости.

При этом кривая сдвигается параллельно самой себе вправо на величину начисленных налогов Н1. Каковы будут последствия действия этого налога?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вновь найти  равновесную кривую в трехмерном пространстве цена - объем - доход и  изучить ее проекции на ортогональные  плоскости. С учетом того, что разбираемый  случай является простейшим, такие  построения будут сейчас излишними - по сравнению с построениями первых параграфов данной работы изменится  лишь то, что поверхность предложения  сдвинется вдоль оси цен параллельно  самой себе.

Рисунок 1 – Кривая предложения и ее вариант при  налогообложении условно постоянных затрат

 

При этом для товара повседневного  спроса произойдет параллельный перенос  равновесной кривой. Ее проекции будут  смещены на плоскости объем-доход  вправо вдоль оси доходов, на плоскости  объем-цена - вдоль оси цены, а  на плоскости цена-доход - по направляющей, проходящей под углом к этим двум осям.

Таким образом, налогообложение  условно-постоянных затрат товаров  повседневного спроса приводит к  повышению их цен и изменению  структуры потребления данного  товара. При этом следует отметить, что части лиц с низкими  доходами товар становится недоступным - их доходы не позволяют приобрести хотя бы единицу товара. Значит, реальный уровень благосостояния у этой группы лиц уменьшается и очень заметно. Часть лиц с высоким уровнем дохода увеличивает объемы потребления данного товара и платит за него несколько большую цену, чем ранее. Уровень благосостояния у этой группы также уменьшается, но практически незаметно для нее.

Сложнее обстоит дело с  товарами, не являющимися предметами повседневного спроса. Линия максимальных объемов поверхности спроса с  увеличением цены имеет тенденцию  к снижению величины объемов и  стремится при этом к нулевым  объемам. Поэтому параллельный сдвиг  поверхности предложения вдоль  оси цен приводит не только к смещению равновесной кривой вдоль оси  доходов, но и к изменению ее конфигурации - уменьшаются и величины равновесных  объемов.

Рисунок 2 –  Влияние  налога на условно-постоянную часть  цены продукции для товара, не являющегося  необходимым

 

На рисунке 2 показана проекция равновесной кривой без налогообложения (сплошной линией) и при введении такого налога (пунктирной линией). Из графика данного рисунка со всей очевидностью следует, что данный вид  налогообложения товаров, не являющихся предметами первой необходимости, приводит как к уменьшению объемов производства и приобретения, так и к увеличению цен. Размеры этого увеличения или  уменьшения вовсе не являются пропорциональными  величинам налоговых ставок - поверхность  спроса и поверхность предложения не линейны. Поэтому их сдвиг приводит к непропорциональному изменению месторасположения равновесной кривой.

Для отдельных производств  этот тип налогообложения может  оказаться губительным, особенно в  том случае, когда объем спроса резко падает с увеличением роста  цен, а производство не имеет мощных основных фондов.

Как повлияет на рыночное равновесие другой тип налогообложения - установление налогов, пропорциональных объему выпускаемой  продукции? Вначале вновь надо построить  кривую предложения на плоскости  цена-объем и рассмотреть, как  изменится вид и месторасположения  кривой, а значит, и поверхности  предложения в этом случае.

Рисунок 3 – Кривая предложения и ее вариант при  налогообложении условно-постоянных затрат

 

На рисунке 3 изображена эта  кривая, а также ее вариант в  случае, когда налог берется в  зависимости от части цены -условно-переменных затрат. При этом кривая, очевидно, начинается из той же точки Рo, что и ранее, но с увеличением объемов становится все более и более пологой, так как с увеличением объемов предложения увеличивается и сумма налога в цене.  
Как скажется на рыночном равновесии такое действие налога? 
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вновь найти равновесную кривую в трехмерном пространстве цена-объем-доход и изучить ее проекции на ортогональные плоскости пространства.

Информация о работе Использование информационных технологий в налогообложении на примере расчета величины налогов для производителей и потребителей