Единый Социальный налог: характеристика элементов налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 22:22, контрольная работа

Краткое описание

Налоги - один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они могут использоваться для регулирования производства, стимулирования развития определенных отраслей, возможно регулирование потребления, а также доходов населения. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Содержание

Введение
1. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов
1.1 Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
1.2 Права и обязанности налоговых органов РФ
2. Единый Социальный налог: характеристика элементов налогообложения
2.1 Причины, вызвавшие необходимость введения единого социального налога
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 7 редактирована.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Налоговая ответственность - это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.[2]

Основополагающими принципами привлечения к ответственности  за нарушение налогового законодательства, определенными в основном налоговом законе страны, являются следующие:

- ни один  налогоплательщик, будь то юридическое  лицо, предприниматель или налогоплательщик - физическое лицо, не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом России;

- к налогоплательщику  не могут быть повторно применены  меры налоговой ответственности  за совершение одного и того  же нарушения налогового законодательства;

- ответственность  за действия, предусмотренные Налоговым  кодексом, совершенные физическим лицом, наступает только в том случае, если они не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

- привлечение налогоплательщика - юридического лица к ответственности за совершение налогового нарушения не может освобождать его должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации;

- в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, он не освобождается от обязанности уплаты причитающихся сумм налогов;

- налогоплательщик не может считаться виновным в нарушении налогового законодательства, если эта виновность не доказана и не установлена решением суда, вступившим в законную силу;

- на налогоплательщика не может быть возложена обязанность доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возложена на налоговые органы;

- все сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения согласно Налоговому кодексу России всегда должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Принципиально новым моментом при определении меры ответственности  налогоплательщика за нарушение  налогового законодательства является установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика, совершившего противоправное действие или бездействие: умышленное правонарушение и совершенное по неосторожности.

Умышленным считается такое правонарушение, когда совершившее его лицо осознавало противоправный характер своих действий или бездействия, желало или сознательно допускало наступление их вредных последствий.[2]

В то же время  признается совершенным по неосторожности такое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характер возникших вследствие их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.[2]

В зависимости  от вины должностных лиц налогоплательщика, действия которых привели к нарушению налогового законодательства, определяется и вина организации-налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Права и обязанности налоговых органов РФ.

 

Инспекция министерства по налогам и сборам в соответствии с налоговым кодексом РФ является налоговым органом РФ. Согласно статье 31 НК РФ ИМНС наделена следующими правами:

1) требовать  от налогоплательщика или налогового  агента документы по формам, установленным  государственными органами и  органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить  налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

3) производить  выемку документов при проведении  налоговых проверок у налогоплательщика  или налогового агента, свидетельствующих  о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные  основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на  основании письменного уведомления  в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых  агентов для дачи пояснений  в связи с уплатой (удержанием  и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать  операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

6) осматривать  (обследовать) любые используемые  налогоплательщиком для извлечения  дохода либо связанные с содержанием  объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;

7) определять  суммы налогов, подлежащие внесению  налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные  фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать  от налогоплательщиков, налоговых  агентов, их представителей устранения  выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать  недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в  порядке, установленном НК РФ;

10) контролировать  соответствие крупных расходов  физических лиц их доходам;

11) требовать  от банков документы, подтверждающие  исполнение платежных поручений  налогоплательщиков, плательщиков  сборов и налоговых агентов  и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании  со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

12) привлекать  для проведения налогового контроля  специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать  в качестве свидетелей лиц,  которым могут быть известны  какие-либо обстоятельства, имеющие  значение для проведения налогового контроля;

14) заявлять  ходатайства об аннулировании  или о приостановлении действия  выданных юридическим и физическим  лицам лицензий на право осуществления  определенных видов деятельности;

15) создавать  налоговые посты в порядке,  установленном НК РФ;

16) предъявлять  в суды общей юрисдикции или  арбитражные суды иски:

о взыскании  налоговых санкций с лиц, допустивших  нарушения 

законодательства  о налогах и сборах;

- о признании  недействительной государственной  регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- о ликвидации  организации любой организационно-правовой  формы по основаниям, установленным  законодательством Российской Федерации; 

- о досрочном  расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

-о взыскании  задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам  в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев  за организациями, являющимися  в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).

В соответствии со статьей 32 НК РФ ИМНС как налоговый орган обязан:

1) соблюдать  законодательство о налогах и  сборах;

2) осуществлять  контроль за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов; 

3) вести в  установленном порядке учет налогоплательщиков;

4) проводить  разъяснительную работу по применению  законодательства о налогах и  сборах, а также принятых в  соответствии с ним нормативных  правовых актов, бесплатно информировать  налогоплательщиков о действующих  налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

5) осуществлять  возврат или зачет излишне  уплаченных или излишне взысканных  сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

6) соблюдать  налоговую тайну; 

7) направлять  налогоплательщику или налоговому  агенту копии акта налоговой  проверки и решения налогового  органа, а также в случаях, предусмотренных  НК РФ, налоговое уведомление  и требование об уплате налога и сбора.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать  в строгом соответствии с НК  РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать  в пределах своей компетенции  права и обязанности налоговых  органов; 

3) корректно  и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство (ст. 33 НК РФ)[ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 17.05.2007) // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.].

На налоговые  органы в полном объеме распространяется принцип законности. Согласно п. 3 ст. 30 НК РФ они действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством. Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)[ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.].

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном  НК РФ и иными федеральными законами (п. 1 ст. 35 НК РФ). В данном случае налоговое законодательство конкретизирует применительно к налоговым правоотношениям норму, закрепленную в ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

К сожалению, доказать наличие, размер и причинно-следственную связь нанесенных убытков с неправомерными деяниями должностных лиц невероятно сложно. Порядок возмещения убытков  регулируется гражданским законодательством. Поскольку, как уже отмечалось выше, налоговые органы являются представителями государства в налоговых правоотношениях, реальным ответчиком в данном случае выступает государство. Не случайно причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета (п. 1 ст. 35 НК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Единый  Социальный налог: характеристика  элементов налогообложения.

Информация о работе Единый Социальный налог: характеристика элементов налогообложения