Единый Социальный налог: характеристика элементов налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 22:22, контрольная работа

Краткое описание

Налоги - один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они могут использоваться для регулирования производства, стимулирования развития определенных отраслей, возможно регулирование потребления, а также доходов населения. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Содержание

Введение
1. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов
1.1 Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
1.2 Права и обязанности налоговых органов РФ
2. Единый Социальный налог: характеристика элементов налогообложения
2.1 Причины, вызвавшие необходимость введения единого социального налога
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 7 редактирована.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

1. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов

1.1 Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков                     сборов)

1.2 Права и обязанности налоговых органов РФ

 

2. Единый Социальный налог: характеристика элементов налогообложения

2.1 Причины,  вызвавшие необходимость введения единого социального налога

Заключение

Список  литературы

 

Введение

 

Налоги являются одним из главных источников формирования доходов государства. Создание стабильной налоговой системы - основной принцип государственной политики России в области налогообложения.

Налоги - один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они могут использоваться для регулирования производства, стимулирования развития определенных отраслей, возможно регулирование потребления, а также доходов населения. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

На современном  этапе в условиях перехода от централизованного  командного управления народным хозяйством к рыночным отношениям усилилось внимание со стороны государства к системе налогообложения. Она существенно перестроена. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления. В Российской Федерации, как и в других странах, проведена и продолжает развиваться кардинальная реформа налоговой системы. В основных своих положениях она была построена с учетом опыта зарубежных стран, для которых характерна развитость рыночных отношений. Но механизм системы налогообложения в РФ требует еще существенной обработки, учета особенностей перехода к рыночным отношениям периода своеобразия хозяйственных связей в стране. Это обусловило разработку дальнейших мер по регулированию налогообложения и совершенствованию регулирующего его законодательства.

Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. Но замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Права,  обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых  органов.

 

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Налогоплательщики - это российские и иностранные организации как коммерческие (хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы и т.д.), так и некоммерческие (фонды, ассоциации, потребительские кооперативы и др.). Организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и (или) сборов (например, профсоюзные организации).

Физическими лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: Юрайт-М, 2002 с.157 При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более месяца.

Взаимозависимыми  лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, Там же а именно:

1) одна организация  непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20% (доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой);

2) одно физическое  лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят  в соответствии с семейным  законодательством РФ в брачных  отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Результаты  сделок между налогоплательщиками - взаимозависимыми лицами оцениваются с учетом особых норм, установленных в ст. 40 НК РФ «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения». Совершение сделок между взаимозависимыми лицами имеет значение для определения налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль предприятий и организаций, по налогу на добавленную стоимость, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

1.1 Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов).

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

1) получать от  налоговых органов по месту  учета бесплатную информацию  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от  налоговых органов и других  уполномоченных государственных  органов письменные разъяснения  по вопросам применения законодательства  о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

6) представлять  свои интересы в налоговых  правоотношениях лично либо через  своего представителя;

7) представлять  налоговым органам и их должностным  лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать  при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии  акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать  от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять  неправомерные акты и требования  налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

12) обжаловать  в установленном порядке акты  налоговых орга-нов и действия (бездействие) их должностных  лиц;

13) требовать  соблюдения налоговой тайны;

14) требовать  в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные  НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федеральными законами.

Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать  законно установленные налоги;

2) встать на  учет в налоговых органах, если  такая обязанность предусмотрена  НК РФ;

3) вести в  установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять  в налоговый орган по месту  учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

5) представлять  налоговым органам и их должностным  лицам в случаях, предусмотренных  НК РФ, документы, необходимые  для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять  законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять  налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;

8) в течение  четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные  обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - помимо вышеперечисленных обязанностей обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

- об открытии или закрытии счетов в 10-дневный срок;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в срок не позднее месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения;

- об изменении своего места нахождения или места жительства в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных  на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.

Налоговым кодексом России существенно изменены действовавшие до его принятия чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. Эти нормы применялись в условиях отсутствия ясного и четкого налогового законодательства, предупредительных процедур, нечеткости и расплывчатости формулирования составов налоговых нарушений. Поэтому при подготовке и принятии Налогового кодекса было принято решение о существенном снижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственности за налоговые нарушения. В результате в Кодексе установлено около 30 видов составов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их было фактически только два. При этом меры ответственности в одних случаях устанавливаются в процентном соотношении к сумме налоговых нарушений, а в других - в четко фиксированной сумме.

Принципиально новым в Налоговом кодексе  является и то, что впервые в  российской налоговой практике дано достаточно четкое определение понятия налогового правонарушения. Согласно Кодексу налоговым правонарушением является виновно совершенное противоправное, т. е. в нарушение законодательства о налогах и сборах, действие или бездействие налогоплательщика „за которое Налоговым кодексом установлены соответствующие меры ответственности (ст. 106 НК РФ). [2]

Информация о работе Единый Социальный налог: характеристика элементов налогообложения