Выездные налоговые проверки: порядок проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения данной работы является исследование особенностей проведения выездной налоговой проверки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть выездную налоговую проверку, как одну из наиболее эффективных форм налогового контроля;
- изучить основные права и обязанности должностных лиц налоговых органов, производящих выездную налоговую проверку;
- охарактеризовать права налогоплательщиков в ходе проведения выездной налоговой проверки;
- рассмотреть порядок выезда проверяющих к налогоплательщику, начиная с предъявления решения о назначении проверки;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты проведения выездной налоговой
проверки…………………………………………………………………5
1.1. Выездная налоговая проверка как одна из наиболее эффективных
форм налогового контроля…………………………………………...5
1.2. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов
при проведении выездной налоговой проверки…………………….8
2. Порядок проведения выездной налоговой проверки………………..12
2.1. Порядок выезда проверяющих к налогоплательщику…………….12
2.2. Приемы и методы проверки учетной документации
налогоплательщика………………………………………………….19
2.3. Ситуации, требующие выемки документов, осмотра
используемых для осуществления предпринимательской
деятельности территорий и помещений налогоплательщика,
инвентаризации имущества, организации встречных проверок,
экспертизы……………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya-ti.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

На соответствующие подразделения  региональных управлений ФНС России возлагаются следующие функции [2]:

- рассмотрение жалоб физических  и юридических лиц на акты  нижестоящих налоговых органов,  действия (бездействие) их должностных  лиц в связи с осуществлением  налоговыми органами полномочий, установленных нормативно-правовыми  актами различного уровня;

- подготовка по запросу ФНС  России заключений по жалобам;

- рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных данным управлением ФНС России, по результатам которых подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.

Аналогичными функциями, за исключением  функции по рассмотрению жалоб, наделены отделы налогового аудита в межрегиональных, межрайонных и территориальных  налоговых инспекциях.

Очевидно, что вышеуказанные  меры направлены на сокращение налоговых  споров, поскольку уже на этапе  составления итогового акта налогового контроля - решения о привлечении  к налоговой ответственности - к  работе подключается процессуальная инстанция, наделенная специальными полномочиями по предотвращению необоснованного привлечения к налоговой ответственности. При рассмотрении жалобы и подготовке заключения по ней участие иных заинтересованных в необъективном рассмотрении отделов исключается [10,с.28].

Что касается прав и обязанностей налоговых органов при проведении налоговой проверки, то во многих вопросах для них не существует четких определений. С 2007 года в Налоговый кодекс внесены  поправки, по наиболее актуальным вопросам. В соответствии с последними изменениями, налоговый орган теперь не вправе проводить у налогоплательщика в течение одного года более двух выездных налоговых проверок. Это логичное ограничение было принято по многочисленным просьбам самих налогоплательщиков. Однако в той же самой статье НК предусмотрен целый ряд оснований, при наличии которых установленное ограничение не применяется. Среди внесенных в текст НК РФ поправок по-прежнему отсутствуют нормы, которые могли бы заставить сотрудников налоговых органов исполнять требования Налогового кодекса. К примеру, в тексте НК РФ так и не появились нормы, устанавливающие ответственность сотрудников налоговых органов за несоблюдение сроков проверки и сроков вынесения решений по ним.

В процессе работы над  законопроектом были отклонены и поправки, предусматривающие уголовную ответственность должностных лиц налоговых органов за вынесение заведомо незаконных решений и злоупотребление своими правами. Установление ответственности стимулировало бы налоговые органы к неукоснительному соблюдению законодательства и способствовало предотвращению нарушений прав налогоплательщиков.

Вызывает множество  вопросов положение о праве руководителя (заместителя руководителя) налогового органа принимать обеспечительные  меры, направленные на исполнение решения налогового органа в отношении взыскания недоимки по налогам. Отсутствие четких оснований для введения обеспечительных мер может привести к субъективному подходу и приостановить деятельность многих предприятий.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что пробелы в законодательстве и недостаточная ясность формулировки правовых положений зачастую приводят к тому, что правоприменительные органы интерпретируют ту или иную норму права в свою пользу. Такая возможность обусловлена явной недоработкой законодателя при подготовке части первой Налогового кодекса РФ.

 

  1. Порядок проведения выездной налоговой проверки

 

2.1 Порядок выезда проверяющих к налогоплательщику

 

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирован  Налоговым кодексом РФ. Суть выездной налоговой проверки - контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, указанных в решении на проведение проверки, на основе изучения, как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения налогового органа. Должностные лица налоговых органов, проводящих налоговую проверку, обязаны предъявить руководителю проверяемой организации или законному ее представителю служебные удостоверения и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки непосредственно после прибытия на объект проверки.

Решение о проведении выездной налоговой  проверки является основанием для допуска должностного лица налогового органа на территорию налогоплательщика в целях проведения налогового контроля, то есть свидетельствует о начале проведения выездной налоговой проверки. Указанное решение должно иметь ряд реквизитов, придающих ему юридическую силу:

- наименование налогового  органа;

- наименование налогоплательщика,  в отношении которого назначается проверка;

- идентификационный номер  налогоплательщика;

- период финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;

- вопросы проверки (виды  налогов, по которым проводится  проверка);

- фамилия, имя, отчество, должности и классные чины (специальные  звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке);

- подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

Решение о проведении проверки принимает руководитель налоговой  инспекции или его заместитель, оно должно быть заверено печатью[13.c.74]. Такое решение предъявляется должностными лицами налогового органа налогоплательщику. При этом Налоговый кодекс не содержит прямого указания, когда передается экземпляр решения о проведении выездной налоговой проверки руководителю предприятия - непосредственно в момент начала проверки, либо по окончании проверки в составе документов к акту выездной налоговой проверки. Решение о проверке организации совместно с ее филиалами принимает руководитель налоговой инспекции по месту учета организации. Но саму проверку филиала проводит налоговая инспекция, где состоит на учете филиал. Первая инспекция направляет во вторую запрос о выделении сотрудников, которые будут проверять филиал, а вторая в свою очередь направляет в первую состав проверяющей группы. Налоговые инспекторы, вошедшие в эту группу, и проводят выездную проверку организации. Налоговая инспекция по месту учета организации подготавливает такое количество экземпляров решения, которое соответствует количеству филиалов. Один экземпляр она вручает руководителю организации, а остальные направляет на следующий день в местные инспекции. Решение о проверке филиала отдельно от центрального отделения организации принимает руководитель местной инспекции. В этом документе помимо наименования организации указывается наименование филиала, а также код причины постановки на учет.

Налоговым кодексом предусмотрен срок проведения выездной налоговой проверки. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. При этом законодатель исходил из необходимости соблюдать интересы налогоплательщиков, связанные с самостоятельным и беспрепятственным осуществлением предпринимательской деятельности, и вместе с тем обеспечить эффективность мероприятий по проверке исполнения налогоплательщиками своей налоговой обязанности. Основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:

- проведение проверок крупнейших и основных налогоплательщиков;

- получение в ходе  проведения проверки информации  от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

- наличие форс-мажорных  обстоятельств (затопление, наводнение, пожар) на территории, где проводится  проверка;

- иные исключительные  обстоятельства.

Выездная налоговая  проверка проводится вне места нахождения налогового органа. Выездной налоговой проверки проводятся следующие мероприятия:

- истребование документов;

- инвентаризация имущества;

- осмотр;

- выемка (изъятие) документов;

- привлечение свидетелей, специалистов, переводчиков;

- проведение экспертиз.

В ходе выездной налоговой  проверки должностными лицами налоговых органов исследуются документы, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления и уплаты проверяемых налогов и сборов. Во время налоговых проверок инспекторы могут потребовать самые разные документы, связанные с начислением и уплатой налогов. В ходе проверки, как правило, проверяются следующие документы:

1) устав организации;

2) учредительные документы;

3) свидетельство о  постановке на учет в налоговом  органе;

4) налоговые декларации;

5) бухгалтерская отчетность;

6) банковские и кассовые  документы;

7) счета-фактуры и другие  первичные документы;

8)другие документы,  необходимые для исчисления и  уплаты налогов.

Непосредственной проверке первичных документов предшествует собеседование проверяющих с руководителем организации, главным бухгалтером и иными должностными лицами проверяемой организации, ответственными за исчисление и уплату налогов. Целью указанного собеседования является получение общей информации о деятельности проверяемого, а также решение отдельных вопросов организации проверки (предоставление помещения проверяющим и т.д.).

           Проблемные ситуации, связанные с воспрепятствованием доступа должностных лиц на территорию проверяемого налогоплательщика возможны в следующих случаях:

           - у проверяющих отсутствует решение о назначении выездной налоговой проверки; конкретный участник проверяющей группы не указан в решении;

            - в решении о проведении выездной налоговой проверки отсутствуют какие-либо обязательные реквизиты;

          - решение подписано лицом, не имеющим соответствующих полномочий;

           - у проверяющих отсутствуют служебные удостоверения либо их реквизиты при осмотре вызывают сомнение в достоверности;

           - проверка назначена с нарушением установленных Налоговых кодексом ограничений: например, повторная проверка будет проводиться за проверявшийся ранее период, проверка проводится повторно в течение календарного года, проверке подлежат одни и те же налоги за один и тот же период.

           В случае незаконного воспрепятствования доступу на территорию налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки, руководителем проверяющей группы должен быть составлен акт, в котором фиксируются обстоятельства, связанные с воспрепятствованием доступу на территорию налогоплательщика. При отказе налогоплательщика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации по окончании выездной налоговой проверки проверяющие составляют справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке. Указанная справка о проведенной проверке, составленная проверяющими по ее окончании, является одним из приложений к акту выездной налоговой проверки. Он должен быть составлен не позднее двух месяцев после составления указанной справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов. Из вышесказанного следует, что справка о проведенной проверке вручается руководителю организации-налогоплательщика или индивидуальному предпринимателю (их представителям) одновременно с актом выездной налоговой проверки в качестве приложения к нему, не позднее двух месяцев с момента окончания выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых (Приложение 1). В акте должны быть выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налогового правонарушения. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается руководителю проверяемой организации.

Акт выездной налоговой  проверки должен состоять из трех частей:

- вводной;

- описательной;

- итоговой.

Вводная часть акта представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, его филиале или представительстве. Описательная содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этим фактом обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки. В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям (нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, нарушения валютного законодательства), указанные факты также подлежат отражению в описательной части акта выездной налоговой проверки. В акте выездной налоговой проверки не должно быть субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах[12,с.65]. Итоговая часть акта должна содержать сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налогов (сборов) или других неправомерных действий (бездействий) и (или) исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов) с разбивкой по видам налогов (сборов) и налоговым периодам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных нарушениях. В заключение проверяющие предлагают налогоплательщику устранить выявленные нарушения. В указанном предложении должно содержаться перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения налогоплательщиком.

Информация о работе Выездные налоговые проверки: порядок проведения