Возникновение и развитие налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:28, доклад

Краткое описание

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

Содержание

1 .Введение.
2. Возникновение и развитие налога в Древнем Мире и Древнем Риме.
3. Налогообложение в Европе в XVI-XVIII вв.
4. Развитие налогообложения в России.
1) Налоги на Руси
2) Налогообложение в дореволюционной России.
3) Развитие налогового законодательства в послереволюционной России.
5.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРА.docx

— 46.86 Кб (Скачать файл)

     В истории законодательного регулирования податной системы не остался бесследным период нахождения Руси под господством Золотой Орды. Во времена Золотой Орды (1243-1480) появляются различного вида подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», главными из них были: «выход», налог непосредственно монгольскому хану, торговые сборы («мыт», «тамка»), извозные повинности, взносы на содержание монгольских послов и др. В XIII в. дань взимается в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский), платили ее русские князья начиная с Ярослава Всеволодовича (1191-1246) более 200 лет. В ханских ярлыках второй половины XIII в. - середины XIV в. упоминаются такие повинности русского населения в пользу Орды, как дань, запрос, дары, почестие, ямы, тамга, пошлины вообще. Часть из них выплачивалась, по-видимому, в деньгах, часть представляла натуральные поборы. Первоначально сбором податей занимались сами татары через своих фискальных чиновников - баскаков. Затем функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский Ярлык. С XIII в. в податной системе Руси большое развитие получила посошная подать. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения.

    В XIV-XV в.в., помимо ордынской дани, со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну - в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440-1505) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Иоанн III закрепляет исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво - медовая дань.

     К XIV в. в русском государстве складывается система кормлений - предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю. Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин и прямых налогов. Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю.

    Со второй половины XIV в. налоги стали взиматься с сохи, ставшей главной единицей обложения. Для определения окладов податей и их раскладки использовались различные единицы обложения. Под термином подати имели ввиду не только денежные платежи и натуральные сборы , а также личные повинности. Раскладка податей производилась совместной деятельностью правительства и общества. Раскладка податей происходила путем развода и разруба. При этом учитывались два момента: правительственный оклад и мирская раскладка, первый включал в себя определение количества тяглых хозяйств, тягло способность плательщиков и их оклад, второе - распределение подати между плательщиками в соответствии с хозяйственным благосостояньем. Развод представлял из себя раздробление предполагаемой суммы средств, подлежащих сбору, между частями государства и группами тяглецов посошно или повытно. Разруб представлял собой дальнейшее раздробление первоначальных окладов (мирская раскладка, размет).

    С конца X в. взимается дорожная пошлина. Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные таможенные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз - в 1753 г.

    В период феодальной раздробленности (XIII- XIV) кроме указанных видов налогообложения распространяются судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, пошлина «продажа» - за прочие преступления. К началу XVI в. данью или данными деньгами, стали называть целую группу налогов.

 

 

2) Налогообложение в дореволюционной России

    а) Допетровская эпоха (XVI-XVII вв.)

    В XV-XVI вв., в период становления русского централизованного государства, распространение получает подать, поступавшая в казну великого князя московского (впоследствии - царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи». Соха - единица обложения в Московском государстве с XIII до середины XVII в., когда ее заменили новой податной единицей - «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.

    Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимаются в денежной форме. В военное время вводятся чрезвычайные налоги, в 1555 г. устанавливается сбор четвертовых денег, представлявший собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети - центральные государственные учреждения (XVI-XVIIв.), ведавшие сбором разного вида податей. К XVII в. функционировало шесть четей: Владимирская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая чети. Еще со времен Золотой Орды появляется термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, бравших на откуп дань ханам. С 1556 г. проводятся реформы государственного и местного управления, ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упраздняется власть наместников и волостелей, вместо них учреждаются губные и земские учреждения.

    В период царствования Михаила Федоровича (1596-1645, первый царь из рода Романовых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадках, обложили общим посадским тяглом. Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям.

    Важнейшим сводом законов Российского государства, регулирующих податные отношения, стало Соборное уложение 1649 года. В нем нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право, с отменой урочных лет.

 

    Несколько упорядочена финансовая система была в царствование Алексея Михайловича, создавшего в 1655 г. счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет.                           

    Политическое   объединение     русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало ещё долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Однако одновременно с ним обложением населения занимались и территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV - ХVII веке была чрезвычайно сложна и запутана. Доходы казны составлялись из доходов окладных и неокладных. Совокупность податей, платимых по общей раскладке, составляла тягло, и люди, подлежащие таким платежам, назывались тяглыми. Основные подати формировались за счет данных и оброчных денег. Под данными деньгами или данью назывались разные прямые налоги, которые ложились на податное население и взимались по числу сох, значившихся по писцовым книгам. Оброк имел двойное значение: как частный акт, регулирующий отношение между частным лицом и государством или владельцем земли, по поводу платы за пользование землей, угодьями или промыслами.

    С конца XVII в. в податной системе России происходят изменения, появляется новая окладная единица двор, которая почти до начала XVIII в. служила основой податной системы. Однако уже с начала XVIII в. с ростом расходов на войну, в государстве назрела проблема пополнения бюджета.

     б) Налоговая реформа Петра I (XVIII в.)

    Эпоха Петра I характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Основные статьи расходов казны в этот период - армия и флот. Для покрытия дополнительных расходов вводятся чрезвычайные налоги: деньги на драгунские, рекрутские, корабельные. Появляются прибыльщики - чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли» - придумывать новые виды податей. По их инициативы введены: подушная подать, гербовый сбор, налоги с постоялых домов, с печей, плавных судов и др., введено удвоенное обложение податями староверов. Уже начиная с 1704 г. вводились сборы: поземельный, померный и весный, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный и другие.

   Однако это не смогло решить проблем пополнения казны. Быстрый рост государственных расходов в первой четверти XVIII в. на создание армии, военно-морского флота, на содержание аппарата управления, строительство заводов и мануфактур требовал новых дополнительных финансовых источников. Дворовое число давно уже стало никуда не годным основанием обложения.

    Податная реформа Петра I представляла собой смену системы прямого обложения, переход от подворного обложения к подушному. В ходе реформы произошла замена единицы обложения двор на единицу обложения душа мужского пола, с введением единого подушного налога взамен множества мелких подворных налогов, произошло изменение порядка сбора налогов. Следует отметить, что помимо подушной подати государственные крестьяне платили и оброчную подать. Введена она была при Петре I для выравнивания податного обложения государевых и не государевых крестьян. Все губернии для взимания оброчной подати были разделены на четыре класса «по свойству земли, изобилию в ней и способам для обитателей к работам и промыслам их». Оброчная подать рассматривалась как плата государственных крестьян за пользование казенной землей, с которой и производилась уплата оброчной подати, и рассчитывалась по принципу подушной подати. Ревизская душа, положенная в основе обложения, была расчетной, разверсточной окладной единицей, чисто фиктивной. С сельского населения подушная подать не только высчитывалась в сметах по количеству душ мужского пола, но и при сборе раскладывалась прямо по душам, а не по работникам.

    В целом следует отметить, что в ходе реформы налогообложения введен единый денежный налог - подушная подать, унифицирована финансовая система в целом и, в частности, налогообложение, расширен круг налогоплательщиков.

    При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами: камер - коллегия, штатс контор - коллегия, ревизион - коллегия и коммерц - коллегия. Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция о государственных доходах, в следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая взыскиванием недоимок, недоборов и начетов.

 

    в) Налоговые реформы в XIX - начале XX вв.

    В 1802 году манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов и определена его роль. На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. При Александре I (177-1825, российский император с 1801) изменения в акты законодательства вносились в части следующих налогов: оборочный налог, гильдейский сбор, пошлина с наследств, гербовая подать, вводятся процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать, посудный сбор с меди, существенному пересмотру подвергается система земских денежных и натуральных повинностей, реформируется система организации сбора налогов. В связи с проведением крестьянской реформы 1861 года была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовой налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменяются акцизными сборами со спиртных напитков. При этом важнейшим источником государственной казны становятся подушный налог, питейный и таможенный сборы, соляной налог, акциз на дрожжи, акциз на керосин, акциз на табак. Купечество платило гильдейскую подать - процентный сбор с объявленного капитала.

    Отмена крепостного права дала толчок к развитию податного законодательства. Манифестом 19 февраля 1861 г. решались вопросы определения статуса крестьян как свободных участников правоотношений, возможности получения в собственность земли, реформы земской системы. В основу выкупных платежей было положена сумма оброка, включающая в себя плату за землю и за труд крестьян. Следует отметить, что выкупные платежи рассматривались как один из источников доходов бюджета, который числился таковым вплоть до установления Советской власти. В соответствии с Общим положением о крестьянах вышедших из крепостной зависимости, крестьяне обязаны нести следующие казенные и земские денежные повинности: 1) подушная подать, 2) сбор на обеспечение продовольствия З) земские сборы, как государственные, так общие губернские и частные, 4) сбор на заготовление окладных листов по подати и сборам. При этом помещики не несли ответственности за уплату подушной подати крестьянами. Помимо этого крестьяне несли обязанности по уплате мирских сборов и натуральные повинности.

  Податная система основывалась на принципах, разработанных в XVIII в. и после 1861 г. проблема ликвидации податного сословного неравенства и совершенствование податной системы стала актуальной. Ускорившийся после 1861 г. рост промышленности и развитие капиталистических отношений подталкивали правительство на проведение экономических реформ. Податная система со своими архаическими принципами препятствовала этому. 14 мая 1885 г. по высочайшему Указу проведена замена подушной подати на оброчную подать и государственный земельный налог, за исключением районов Сибири. Затем 19 января 1898 г. в Сибири отменялись: подушная подать и душевая оброчная подать, ясачный сбор и сбор на межевание. Взамен их вводились: государственная оброчная подать, а с земли - поземельная подать.

    С началом первой мировой войны значительно возросло налоговое бремя с крестьянства. Значительно возросли косвенные налоги. Ставки поземельного налога были увеличены законом от 24 декабря 1914 г. Законом от 6 апреля 1916 г. был установлен подоходный налог, который вводился в действие с 1917 г. Обложение подоходным налогом строилось на основе прогрессивного метода. Устанавливался необлагаемый минимум в размере 850 рублей. Следует отметить, что налоговое бремя, которое ложилось на крестьян в дореволюционной России отличалось своей тяжестью. Связано было это, прежде всего тем, что крестьянское население составляло основную массу плательщиков прямых и косвенных налогов.

   3) Развитие налогового законодательства в послереволюционной России.

а) Налоги «военного коммунизма», налоговая система во время нэпа 1922-1929 гг.

    Основной источник доходов бюджета в этот период - эмиссия бумажных денег, а также контрибуции. 8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе наркоматов учреждается Народный комиссариат финансов (Наркомфин) - центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности или отдельной отраслью народного хозяйства. Одним из первых изменений налогового законодательства после октябрьской революции становится принятие Декрета Совета Народных Комиссаров, 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались твердые сроки налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты - «вплоть до расстрела».

Информация о работе Возникновение и развитие налогов