Возникновение и развитие налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:28, доклад

Краткое описание

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

Содержание

1 .Введение.
2. Возникновение и развитие налога в Древнем Мире и Древнем Риме.
3. Налогообложение в Европе в XVI-XVIII вв.
4. Развитие налогообложения в России.
1) Налоги на Руси
2) Налогообложение в дореволюционной России.
3) Развитие налогового законодательства в послереволюционной России.
5.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРА.docx

— 46.86 Кб (Скачать файл)

                                      План:

1 .Введение.

2. Возникновение  и развитие налога в Древнем  Мире и Древнем Риме.

3. Налогообложение в Европе в XVI-XVIII вв.

4. Развитие налогообложения в России.

   1)  Налоги на Руси

   2) Налогообложение в дореволюционной России.

   3)  Развитие налогового законодательства в послереволюционной России.

 5.Заключение.

 

 

        1. Введение

    Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

    История    налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

                                    

                              

 

 

 

 

 

 

2.Возникновение и развитие налога в Древнем мире и

                                 Древнем Риме.           

    Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

    Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.

    По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

   Одной из первых организованных  налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является

    Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны; избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.

    Определение суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.

    В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности.

    Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокими налогами.  

Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и использование.

    Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э.

    Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты).

    Основным налогом в Др. Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.)

    На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.

   В IV--III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

    Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 года до н.э. -- 14 года н.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности.

     Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

    Многие хозяйственные традиции Др. Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи.

 

 2.Налогообложение в Европе в XVI-XVIII вв.

 

      В Европе XVI-XVIII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.

     Однако развитие европейской  государственности объективно требовало  замены «случайных» налогов и  института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной  системой налогообложения. Именно  в конце XVII - начале XVIII вв. наступает  второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся  ведущим источником доходной  части бюджетного устройства.

     В этот период происходит формирование  первых налоговых систем, включающих  в себя прямые и косвенные  налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских  ворот со всех ввозимых и  вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налог.

    Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства.

                               

                         3. Налогообложение в Европе XIX-XX вв.

     Период развития налогообложения  в XIX в. отличается уменьшением количества  налогов и большим значением  права при их установлении  и взимании. Постепенно в обществе  наряду с развитием финансовой  науки происходит становление  научно-теоретических воззрений  на природу, проблемы и методики  налогообложения. Ни одна экономическая  школа, ни одна финансовая теория  не обошли своим вниманием  вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

     Данный этап в развитии был  связан с подъемом производства  и экономики, связанными с концентрацией  производства - укрупнением хозяйственных  единиц, быстрым ростом городов, а также изучением проблемы  налогообложения в течение достаточно  длительного периода. Государство  сменило приоритеты в обложении  налогов. Главным объектом налогообложения  стал оборот - переход ценностей  от одного субъекта другому. Получили  развитие налоги на оборот. Граждане  ощутимо почувствовали налог  на наследство. Распространились  налоги на сделки. Также получили  распространение налоги на капитал - в основном на его прирост  в виде процентов по ценным  бумагам или вкладам, дивидендам  по акциям, рост стоимости активов. С этим этапом интерес к  системам налогообложения гаснет. Налоговые системы в разных  государствах становятся все  более похожими друг на друга. Изобретательность властей сильно  ограничена, с одной стороны, процедурами  принятия решений, а с другой  стороны - развитостью экономической  теории в части налогообложения.

    Венцом финансовой науки начала XX в. явились налоговые реформы, проведенные после I Мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

      Наибольшее распространение получили налоги на вновь создаваемую хозяйствующим субъектом стоимость, в первую очередь налог на добавленную стоимость, или сочетание налога на прибыль и подоходного налога. Это сочетание отличается от налога на добавленную стоимость в основном тем, что в первом случае облегчается амортизацией. Наряду с налогами на создаваемую стоимость распространились целевые налоги- налоги, сбор которых предназначен для производства конкретных общественных благ, таких как социальное страхование, государственное медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, строительство дорог, гарантирование мелких вкладов и т. п. Дифференциация налогов производится по четким критериям, которые связаны с результатами деятельности субъектов, а не с их неизменными качествами. В рамках этого принципа выделяют два подхода к налогообложению:

- принцип  получаемых выгод - различие в  налогах определяется различием в получаемой полезности;

- принцип  платежеспособности - различие в  налогах определяется различием  в способности их выплачивать, этот подход был и остается  ведущим, в силу технических и  технологических сложностей применения первого.

     Вне зависимости от подхода к налогообложению должен выполняться критерий справедливости. Равенство по горизонтали: равенство выплат для всех, кто находится в одинаковом положении с точки зрения выбранного подхода.

     Получили развитие аудиторские, консультационные, инвестиционные компании, предоставляющие широкий спектр услуг собственникам капитала. Теория и практика общественного сектора обогатили общество новыми формами государственных, полугосударственных и частных институтов, предоставляющих общественные блага на понятной возмездной основе. Прежде всего, это государственные и негосударственные пенсионные фонды, развитие прозрачных благотворительных организаций и т. п.

 

4.Развитие налогообложения в  России.

     1) На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг.

    Собирание налогов князями по большой части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам. Первый способ сбора дани назывался повозом, второй - полюдьем. Полюдье выступало как административно- финансовая поездка князя по подвластным племенам. Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом, кунами. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Налоги в виде податей поступали в казну князя главным образом от землевладельцев, собственников земли. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. В зависимости от потребностей князя.

Информация о работе Возникновение и развитие налогов