Экономическое содержание и правовые формы собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Экономическое содержание и правовые формы собственности. курсовая работа

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик собственность2.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

      В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержатся три важные новеллы, вводимые в гражданское законодательство РФ в части видов имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Во-первых, законодатель не дает перечня видов имущества, могущего быть объектами права собственности граждан, как это имело место в советском гражданском законодательстве. Во-вторых, граждане и юридические лица располагают одинаковыми правами в отношении имущества, которое может находиться в их собственности. И, в-третьих, определение видов имущества, могущего быть в собственности граждан и юридических лиц, в том числе средств производства, производится по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Данный запрет прежде всего касается видов имущества, составляющих национальное достояние народов Российской Федерации, а также имущества, призванного обслуживать специфические потребности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Подавляющая часть производственных фондов в стране, не говоря уже о фондах потребления, находится в настоящее время в собственности граждан и юридических лиц.

      В п. 2 статьи 213 ГК РФ предусматривается  положение об отсутствии в законе количественных и стоимостных ограничений  в отношении имущества, находящегося в собственности граждан и  юридических лиц. Исключение могут составлять лишь случаи, когда ограничения вводятся законом в целях, предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ. Под ограничениями, например, в отношении отдельных видов имущества, принадлежащих гражданам, о которых упоминается в п. 2 статьи 213 ГК РФ, понимается юридический запрет со стороны федерального государства, касающийся количества и стоимости имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Отсутствие такового запрета не означает, что государство лишено возможности устанавливать дополнительные требования экономического порядка к собственникам имущества, количество и стоимость которого превышает разумные пределы, например повышать тарифы оплаты коммунальных услуг применительно ко вторым и последующим квартирам, увеличивать ставки налогообложения и т.д.

      В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержится норма, устанавливающая, что все коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, считаются собственниками имущества, находящегося на их балансе. В состав данного имущества входит имущество, внесенное в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также иное имущество, произведенное и приобретенное этими юридическими лицами в процессе их деятельности. Исключение составляют государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения, финансируемые собственником. В отношении имущества, закрепленного за ними, применяется режим права хозяйственного ведения или права оперативного управления (ст. 294, 296 ГК), но не права собственности.

      В особом положении находятся общественные и религиозные организации (объединения), а также благотворительные и иные фонды. Являясь собственниками принадлежащего им имущества, они вместе с тем в части использования данного имущества должны подчиняться двум требованиям, указанным в п. 4 статьи 213 ГК РФ. Во-первых, использование имущества производится лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами организаций (объединений) и фондов. Во-вторых, в случае ликвидации организаций (объединений) и фондов оставшееся имущество не подлежит распределению между их учредителями (членами), а используется в целях, указанных в учредительных документах.

      В п. 1 статьи 214 ГК РФ рассматриваются  два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Соответственно, субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.

      Остаточный  принцип в отношении права  собственности на землю и другие природные ресурсы, закрепленный в  п. 2 статьи 214 ГК РФ, не соответствует  основным направлениям в развитии современного законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра, которые (ст. 1.2 Закона о недрах9) объявлены государственной собственностью, и многие другие природные ресурсы, а также отдельные категории земель. В свете развивающегося законодательства о природных ресурсах следует толковать и положения п. 2.

      ГК  РФ определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ.

      Применительно к названным видам имущества  было бы правильным говорить о праве  государственной собственности так, как это обозначено в названии комментируемой статьи, а не государственной собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.

      Что касается имущества казны, то под  таковым понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за государственными предприятиями и учреждениями. Это - финансовые ресурсы, находящиеся в ведении федерального казначейства, входящего в качестве структурного подразделения в состав Минфина России, казначейств субъектов РФ; материальные ресурсы, находящиеся в ведении Минимущества России и его территориальных органов исполнительной власти субъектов РФ, а также других указанных в законе органов государства, управомоченных выступать от имени Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.

      Муниципальная собственность представляет собой  отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления. Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью, согласно ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления. Аналогичное положение закреплено и в п. 2 статьи 215 ГК РФ.

      Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и государственное имущество. Это: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования.10 Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.

      Имущество, находящееся в муниципальной  собственности, по своему видовому, количественному  и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права государственной собственности. По указанным параметрам оно более ограничено, поскольку предназначено для решения функционально отличных от государственных задач местного значении.

        

Заключение:

     Подводя итоги, можно сказать, что цель данного  курсового проекта была достигнута: в проекте было рассмотрено экономическое содержание собственности и описаны правовые формы собственности, так же был изучен ряд нормативно-правовых актов и учебной литератур. В заключении можно сделать следующие выводы.

     Собственность – понятие многостороннее и разнообразное. Оно очень широко рассматривается в юриспруденции, но только как отношение вещественное. В экономической теории собственность относится к числу ключевых понятий. Здесь отношения собственности носят социально-экономический характер. Собственность определяет экономическую власть одних и экономическую зависимость других. Присвоение доходов определяется тем, кому принадлежат средства производства.

Экономическое содержание собственности заключается в следующем - собственность - это отношения между людьми по поводу присвоения материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. На поверхности экономических явлений собственность проявляется как отношение человека к материальному благу (вещи).  
Экономические отношения собственности складываются прежде всего при решении
трех практических вопросов:

  1. Кто (какие субъекты хозяйствования) обладает экономической властью - присваивает факторы и результаты производства
  2. Какие экономические связи способствуют лучшему использованию производственных условий
  3. Кому достаются доходы от хозяйственной деятельности. 
    В соответствии с этим единая совокупность экономических отношений собственности может быть разделена на следующие составные части:
    • присвоение факторов и результатов производства;
    • хозяйственное использование материальных и иных средств;
    • получение дохода от хозяйственной деятельности

    Экономическое содержание категории собственности характеризуется следующими моментами:

    • Во-первых, собственность - это экономическое отношение, которое занимает особое центральное место в системе экономических отношений, определяя ее принципиальный характер и выполняя роль системообразующего фактора.
    • Во-вторых, собственность определяет положение в обществе всех групп, классов, слоев, возможность их доступа к использованию средств производства.

     При определении собственности в  юридическом смысле выявляется совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту, или его имущество.

Носителями  права собственников являются:

а) физическое лицо,

б) юридическое  лицо,

в) государство  и муниципальные образования.

     Физические  и юридические лица вступают между  собой в правовые отношения по поводу разных видов имущества. К этим видам относятся:

- интеллектуальная  собственность,

- недвижимое  имущество,

- движимые  вещи.

     После того, как государство законодательно урегулирует имущественные отношения  между собственниками, они наделяются правом собственности. Это право  включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

     Владение  — это физическое обладание вещью. Это правомочие собственника охраняется законом. Законное владение имуществом всегда имеет правовое основание (закон, договор, административный акт).

Информация о работе Экономическое содержание и правовые формы собственности