Экономическая политика муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:37, курсовая работа

Краткое описание

Местноев самоуправление – это одно из проявлений народовластия, подразумевающеев самостоятельное решение внаселением (через создаваемые им органы) достаточнов обширного круга проблем преимущественно местного характера, вкоторые непосредственно связаны с жизненными интересами людей, повседневнымив заботами жителей городских и сельских поселений.
Экономическаяв ситуация, сложившаяся на современномв этапе развития российской экономики включает в себя вопросы эффективнойв экономической политики государства.
Рациональнаяв экономическая политика муниципальныхв образований является залогом успешного перспективногов

Содержание

Введение
3
1.
Понятие муниципального образования и экономическая политика

5
1.1.
Сущность муниципального образования
5
1.2.
Основные принципы экономической политики муниципальных образований

6
2.
Реализация экономической политики муниципальных образований

9
2.1.
Анализ проблем муниципальных образований
9
2.2.
Экономические проблемы совершенствования деятельности муниципальных образований

11
3.
Перспективы развития экономической политики муниципальных образований

13
3.1.
Решение задач муниципальных образований
15

Заключение
19

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсовая ГМУ.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

    2. Реализация экономической политики муниципальных образований 

    В России полным ходом идет реализация Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и специалисты уже сделали определенные выводы о практике его применения. Отмечается, что одновременно Закон расширяет границы вмешательства государства в решение вопросов местного значения, создавая неоправданные барьеры на пути самостоятельного поиска направлений и путей социально-экономического развития муниципальных образований. И в гораздо меньшей степени в ходе российской муниципальной реформы звучит «экономическая» составляющая развития, хотя во многих странах с развитым местным самоуправлением именно это является одной из основных забот местного самоуправления. Многие вопросы, активно обсуждающиеся сегодня в ходе реформы местного самоуправления в России, касаются именно экономического развития.  
 

    2.1. Анализ проблем муниципальных образований 

    При формировании территориальной организации местного самоуправления субъекту Федерации предоставлено полное право устанавливать границы муниципальных образований в соответствии с собственными представлениями об экономической целесообразности развития территории. Возник конфликт интересов бывших городов регионального значения, не получивших при установлении новой системы территориального устройства региона статус городских округов и утративших таким образом часть полномочий, а с ними — инвестиционную привлекательность и возможности самостоятельного экономического развития. Всего в ходе реформы около 100 городов регионального значения (Шелехов, Ангарск, Гатчина и др.) стали городскими поселениями, т.е. муниципальными образованиями, аналогичными по набору полномочий сельским поселениям. Руководство субъектов РФ аргументируют эти шаги необходимостью финансово подкрепить экономически слабые сельские районы.

    Не  до конца выдержан в законе принцип  ответственности государства за передачу государственных полномочий на нижестоящий уровень. В случае нарушения государством принципов передачи полномочий, обозначенных в ст. 19, органы местного самоуправления обязаны их исполнять в объеме выделенных средств и далее опротестовывать в судебном порядке. Отказаться от исполнения ненадлежащего переданного полномочия они могут только по решению суда.

      В год выхода вышеупомянутого  закона в Докладе Госсовета  РФ «Местное самоуправление в  России: современное состояние и  перспективы развития» высказывалась необходимость развития инвестиционной активности на местном уровне. Была поставлена задача «... создать условия для формирования и постоянного роста бюджетов развития муниципальных образований...». 

    Принципиально важно отметить, что обеспечение  текущих потребностей граждан является государственной задачей и должно осуществляться вне зависимости от наличия или отсутствия местного самоуправления. Государство принимает решение о том, может ли осуществление конкретного полномочия быть отнесено к компетенции органов местного самоуправления. В свою очередь, право на местное самоуправление позволяет освободить органы государственной власти от осуществления определенной части вопросов на местном уровне, передав их решение людям, живущим на территории муниципального образования. При этом Федерация и субъект Федерации получают возможность сосредоточить свои усилия на решении задач, входящих в их компетенцию, которые не могут быть решены иначе, чем на федеральном и региональном уровнях.

    В этих условиях местные органы власти продолжают решать, прежде всего, проблемы текущего функционирования муниципального хозяйства, начиная от теплоэнергообеспечения и заканчивая вопросами образования и здравоохранения. По этой причине вопросы перспективы, вопросы устойчивого развития остаются, как правило, без внимания. И уж совершенно «не доходят руки» до формирования стратегий устойчивого социально-экономического развития муниципального образования на основе генерирования и реализации новых знаний, на основе организации взаимодействия науки, власти и бизнеса на территории муниципального образования.

    Другой  причиной могут быть противоречия в  понимании принципов местного самоуправления в том виде, как они понимаются в Европейской хартии местного самоуправления и закреплены в действующей Конституции Российской Федерации, с современной российской тенденцией укрепления централизованного управления. Формально конституционные основы местного самоуправления не нарушаются, однако фактически оно постепенно превращается в придаток государственной власти, в некую лишенную ресурсов часть между органами государственной власти и населением, причем причиной всех проблем населения, как правило, называется именно его, населения, неспособность к самодеятельности и самоорганизации на местном уровне.  
 

    2.2. Экономические проблемы совершенствования деятельности муниципальных образований 

    К сожалению, следует признать, что  реформа местного самоуправления все  еще не стала приоритетной: крайне низок уровень законодательного обеспечения деятельности органов муниципального управления, организационные структуры и методы принятия решений в органах управления муниципальными образованиями зачастую копируют структуры и методы федеральных отраслевых органов управления, наконец, следует отметить и острый дефицит квалифицированных специалистов в сфере муниципального управления. Есть еще одна причина торможения реформы местного самоуправления, на которой следует остановиться особо. Речь идет о крайней сложности проблем, с которыми приходится сталкиваться органам управления муниципальных образований. И здесь на первый план выходят проблемы экономического характера, вопросы, касающиеся как всего экономического потенциала муниципального образования, так и отдельных предприятий. Все это находит отражение в той политике, которую проводят органы местного самоуправления в экономической сфере муниципального образования.

    На  основе этого можно сделать вывод, что формирование независимых дополнительных и существенных источников доходов в муниципальных образованиях возможно и в условиях действующего законодательства. Механизмы аккумулирования денежных средств в муниципальные образования могут стать надежным ресурсом для устойчивого развития местного предпринимательства. Необходимо лишь создать соответствующие условия. Инновационная политика может рассматриваться как ключевой механизм устойчивого социально-экономического развития территории, если будет поддерживать практическую реализацию нестандартных рыночных решений. Деятельность местных властей, в данном случае, предполагает обеспечение реализации бюджетоэффективных научных разработок, рыночную поддержку новых товаров и услуг. Экономическое развитие территории должно стать заботой не только управленцев, но и бизнесменов, ученых, всего местного населения. 

         3. Перспективы развития экономической политики муниципальных образований 

    Успехи  местной экономической политики во многом зависят от организационных  структур управления, обеспечивающих ее формирование и реализацию. Ориентация всех ветвей власти на решение единых целей и задач местной экономической политики, путем приведения в соответствие с целями структурных подразделений, их функций и полномочий позволит обеспечить должную координацию действий и слаженностью в работе. Важнейшая первооснова конструктивных изменений - это четкое определение целей и задач городской администрации в формирование и реализации местной экономической политики. Наибольшие результаты от изменений организационной структуры управления могут быть получены в том случае, если им будут подвергнуты в комплексе:

    • цели и задачи как администрации в целом, так и каждого из ее подразделений, а также отдельных должностных лиц;
    • содержание совокупного процесса управленческой деятельности;
    • формы, в которых осуществляется деятельность;
    • используемые способы воздействия на работников, обеспечивающие своевременный и высококачественный исполнение решений.

    Вместе  с тем, организационная структура  управления городской администрацией отражает цели и задачи не столько  непосредственно, сколько через  ее функции. В конечном счете, именно объем и характер функций закрепляемых за отдельными подразделениями аппарата управления и фиксируемых в соответствующих нормативных документах, составляют основу организационной структуры. Именно функция должна рождать определенное звено организационной структуры управления городской администрацией, а не наоборот. Объем и содержание функций характеризуют границы полномочий управленческого аппарата, исполнение которых гарантирует реализацию целей и задач по формированию и реализации местной экономической политики. Параметры  функций, в свою очередь, определяются:

    • совокупностью мер по формированию и реализации местной экономической политики,
    • масштабом деятельности администрации,
    • объемом перерабатываемой информации,
    • уровнем механизации управленческих работ и т. д.

    В городских администрациях должны  реализовываться следующие основные функции по формированию и реализации местной экономической политики, выражающие конкретные виды управленческой деятельности: прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, учет, анализ и контроль, а также важнейшие этапы процесса управления: сбор, первичная обработка и хранение информации; подготовка и принятие решений; организация и выполнение решений. Итак,  изменение действующих организационных структур городских администраций предполагает:

    • уточнение задач данного муниципального органа власти, реализующего местную экономическую политику и его место в системе более высокого порядка,
    • выявление и увязку применительно к этим задачам совокупности новых функций, полномочий и ответственности каждого подразделения аппарата управления,
    • организационное оформление вновь появившихся связей в системе управления,
    • координацию деятельности различных подразделений, занятых выполнением обновленных задач;
    • обеспечение такого соотношения централизации и децентрализации которая бы наилучшим образом соответствовала всем условиям его функционирования.

    Возможно, причина слабого звучания проблематики социально-экономического развития на местном уровне заключается именно в том, что сегодня больше внимания уделяется его «социальной» составляющей — тому, как наиболее эффективно использовать ограниченные средства бюджета.  
 

    3.1. Решение задачи муниципальных образований 

    Формируя  и реализуя местную экономическую  политику, муниципальное образование должно выполнять несколько специфических задач:

    • насыщать экономическую среду информацией, что способствует более рациональному планированию деятельности частных компаний;
    • ставить плановую практику на микроуровень в определенные рамки, задавая допустимые параметры частного интереса и средств его достижения;
    • определять цели социально-экономического развития муниципального образования и непосредственно регулировать хозяйственные пропорции в местной экономике;
    • быть гарантом стабильности в сфере экономической политики.

    Для решения данных задач муниципальных  органов власти должны обладать определенным набором рычагов, инструментов влияния  на экономику и системой институтов власти, способных их применять через  соответствующие формы воздействия. Необходимо также четкое определение мер ответственности данных институтов и их возможностей. Необходимо обеспечивать своевременное и качественное правовое оформление рыночных экономических и социальных процессов, определение границ и степени вмешательства муниципальных органов управления в экономику, создание адекватного современным условиям работы на рынке поле деятельности для исполнительной власти в вопросах оперативного управления муниципальной экономикой и разработке долгосрочных планов социально-экономического развития территории. Выделим основные принципы стратегии социально - экономического развития города:

    • Первое. Население не однородно, и город должен строить свои взаимоотношения с социальными группами на различных основаниях. Управление социальным развитием должно базироваться на ясном представлении интересов и потребностей различных социальных слоев. Необходимо четче определять круг социально недееспособного населения, нуждающегося в защите государства, и оказывать только адресную помощь.
    • Второе. Необходимо принципиально отказаться от "кормления с ложечки" тех групп населения, которые способны зарабатывать деньги. Надо дать им возможность зарабатывать самим. Вместо системы дотаций надо разработать механизмы стимулирования роста экономической активности населения.
    • Третье. Создать механизм учета интересов развития руководителей предприятий и предпринимателей города. Планировать развитие экономики города без учета мнения этих двух групп, в условиях, когда в собственности государства осталось менее трети предприятий, просто нереально. Городской план развития экономической сферы должен интегрировать планы предприятий, находящихся на его территории. Создать механизм учета интересов и мнений различных слоев населения по поводу направлений развития города.

    Для этих целей в рамках исполнительной власти в соответствие с вновь  формирующимися потребностями рынка, должно быть создано необходимое количество функциональных учреждений регулирующих ту или иную сферу местной экономики. Необходимо также преобразование действующих организационных структур управления путем приведения их в соответствие с потребностями в обслуживание рынка. Муниципальная концепция формирования и реализации местной экономической политики должна базироваться на результатах анализа основных экономических и социальных тенденций, целей и приоритетов развития территории, путей их достижения, наличия и возможностей привлечения ресурсов. Местная экономическая политика представляет собой совокупность мероприятий по воздействию на хозяйственную ситуацию, выработанных органами власти и одобренных населением, в целях достижения заранее определенных социально-экономических ориентиров. Предметом деятельности органов власти и управления в сфере реализации местной экономической политики является совокупность отношений, включающих формы и методы воздействия на производственную, социальную, финансовую сферы и системы духовной жизнедеятельности населения территории. Вмешательство муниципальных органов управления в данную совокупность отношений носит объективный характер, так как оно вызвано действием законов проявляющихся независимо от воли человека и обусловленные потребностями местной экономики в координации и регулировании. Экономически развитыми странами доказано, что частный капитал пока не может эффективно справляться с управлением без государственных и муниципальных органов власти, что без их поддержки он не в состоянии удержать экономику в состоянии равновесия. А тем более в период формирования рыночных отношений необходимо не уменьшать, а усиливать роль и влияние муниципальных органов власти на процесс формирования и реализации местной экономической политики. Ослабление же влияния муниципальных органов управления на стихийно развивающуюся местную экономическую жизнь неизбежно наносит ущерб экономическим интересам населения, порождает неуправляемость и нестабильность.

Информация о работе Экономическая политика муниципальных образований