Функции государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Управление государством, как процесс, и государственная политика при всей своей предопределенности объективными условиями развития экономики, научно-технического, информационного прогресса, социальных и политических отношений обладает очевидной самостоятельностью. Этот процесс имеет и собственную логику, закономерности, тенденции, в которых отражаются его природа, взаимосвязь внутренних элементов. Актуальность этой темы определяется тем, что опора на знание и правильное использование закономерностей государственного управления обеспечивают механизму управляющего воздействия целеустремленный и динамичный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Муниципально управление: понятие и сущность……………………………………………..4
Структура государственного и муниципального управления…………………………….…..7
Задачи и функции муниципального управления………………………………………………8
Функции государственного и муниципального управления………………………………...11
Социальные проблемы муниципального управления……………………………………….14
Нормативные модели систем государственного и муниципального управления…………15
Основные направления совершенствования современного государственного и муниципального управления…………………………………………………………………..17
Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления…………………18
Общеэкономическое управление……………………………………………………………...23
Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления.25
Социально-психологические методы…………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………………...……27
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК Функции гму.docx

— 58.21 Кб (Скачать файл)

-муниципальный менеджмент  как систему действий по налаживанию  партнерских отношений между  органами местного самоуправления, населением и частным капиталом  в целях обеспечения поступательного  социально-экономического развития  муниципального образования.

XXI век резко изменил  взгляд на проблемы муниципального  управления и качества его  человеческого потенциала. Побудительными  силами выступили: -технологический  вызов – отставание от передовых  стран, потеря интеллектуального  потенциала, ответ на который  заключается в повышении качества  образования, развитие профессионализма, изменение модели компетенции  для высших должностных лиц, разработка  новых учебных планов, формирование  более инновационной и готовой  к риску организационной культуре  в муниципальной службе;

-демографический вызов  – потеря людских ресурсов, дефицит  кадров в социальной сфере  и экономике, ответ, на который  лежит в обеспечении равного  доступа на муниципальную службу, разработке в каждом министерстве  плана по обеспечению представительства  всех социальных групп населения;

-экологический вызов  – ухудшение здоровья нации, рост  затрат на экологию, ответом на  который может быть только  экологический императив – экологическое  воспитание и образование, изучение  и применение новых здоровье  сберегающих технологий, достижение  баланса между работой и личной  жизнью;

-информационный вызов  – информационное неравенство, экономическое  отставание России в информационной  сфере, выдвижение знания информационных  технологий в качестве залога  успешной карьеры и лучшего  качества жизни, ответом на который  может быть выдвижение новых  приоритетов в информатизации  управления, привлечение внимания  международных и национальных  научных и учебных центров, ведущих  университетов к проблемам муниципального  управления;

-динамический вызов –  отставание от мировой динамики  перемен, кризис экономики, науки, образования, культуры, ответом, на который является  развитие опережающего образования  как обучения жить и действовать  в изменяющемся мире, облегчение  доступа на высшие посты муниципальной  службы специалистов со стороны, формирование небюрократического, инновационного климата в муниципальном  управлении, улучшение межведомственного  сотрудничества, необходимость сохранения  единой системы государственной  и муниципальной службы для  обеспечения тесного сотрудничества  между центральным правительством  и формирующимися администрациями  в регионах;

-мировоззренческий вызов  – нарастание кризисных явлений  в развитии общества, необходимость  нового научного мировоззрения, ответ на который заключается, прежде всего, в фундаментализации  знания, вырабатывающего взгляд  на человека как часть Природы, открытость и привлечение талантливых  людей, созидательное сознание, формирование  у руководителей стратегического  мышления для определения приоритетов  и целей развития территорий  с учетом специфических характеристик  и природных особенностей;

-нравственный вызов –  деморализация общества, утрата  духовных ценностей, преступность, коррупция), ответом, на который может  быть приоритет воспитания (в  том числе, нравственного) перед  обучением, концентрация внимания  муниципальных служащих на повышение  качества их работы, необходимости  сделать ее более ответственной  для потребителей муниципальных  услуг, управление результатами  труда, новая система оплаты и  оценки работы муниципальных  служащих.

Современные научные подходы к построению комплексной оценки сегодня не возможны без применения когнитивного подхода к исследованию, позволяющего связать в единое целое множество процессов, протекающих в экономической, социальной и политической сферах. Возможным вариантом приложения когнитивного подхода в конкретном исследовании может быть оценка вопросов социально-технологической компетенции муниципальных служащих города.

 

6.Нормативные модели систем государственного и муниципального управления

 

Нормативная модель системы Г и М управления дает возможность представить в основных чертах усовершенствованную систему управления, взаимосвязанную по всем ее подсистемам и элементам.

Современный уровень познания систем управления не позволяет строить их формальные модели. Формирование таких моделей возможно только для определенных подсистем, например таких, как подсистемы сбора и переработки информации. Модель системы Г и М управления в целом в настоящее время может быть построена только на содержательном, описательном уровне.

По форме представления такая нормативная модель состоит из совокупности методических и инструктивных материалов, определяющих структуру и процесс управления территориальным образованием.

Структура нормативной модели соответствует структуре Г и М управления и включает три подсистемы, каждая из которых в соответствии с принципами иерархичности и делимости системного подхода может рассматриваться в качестве системы относительно элементов ее образующих: административно – организационная, технического и управленческого труда.

Административно-организационная система состоит из четырех групп подсистем: центральных, функциональных, отраслевых и вспомогательных.

- центральная группа подсистем  включает в себя инструктивные  и методические материалы: конституция  и закон о правительстве или  устав территориального образования, схема организационной структуры, схему управления территориального  образования, регламент работы, должностные  инструкции и штатное расписание  работников Г и М управления;

- функциональные, отраслевые  и вспомогательные подсистемы  включают в себя инструктивные  и методические материалы: положение  об органе или структурном  подразделении, схема организационной  структуры органа, инструктивные  и методические материалы по  выполнении функций органов, процедуры  выполнения сложных повторяющихся  работ, должностные инструкции и  штатное расписание работников  органов или структурных подразделений. Техническая система состоит  из трех подсистем: обработки  информации, сбора и передачи  информации, копирования и размножения  документации. – состав и содержание  нормативной модели подсистемы  обработки информации определяется  формой использования ЭВМ –  децентрализованной, локально-централизованной, системно-централизованной; – подсистема  сбора и передачи информации  имеет основные элементы: разработка  и обоснование схемы размещения  технических средств сбора и  передачи информации, обоснование  выбора технических средств, инструкции  по эксплуатации технических  средств; подсистема копирования  и размножения информации имеет  основные элементы: обоснование  выбора технических средств, инструкции  по эксплуатации этих технических  средств. Система управленческая  труда включает три подсистемы: форм и методов управленческого  труда, организации управленческого  труда и организации рабочих  мест и условий труда управленческих  работников. – основными элементами  нормативной модели подсистемы  форм и методов управленческого  труда подготовке и проведению  служебных совещаний, применению  научных методов поиска оптимальных  управленческих решений, подготовке  проектов распорядительных документов; – основными элементами нормативной  модели подсистемы организации  управленческого труда являются  следующие методические материалы  по: порядку формирования органа  Г и М управления, подбору и  расстановки кадров органа Г  и М управления, графику работы  аппарата, планированию, контролю, учету  и оценке труда работников, аттестации  работников органа Г и М  управления; – основными элементами  нормативной модели подсистемы  организации рабочих мест и  условий управленческого труда  являются следующие: схемы рационального  размещения органов, типовые проекты рабочих мест, санитарно- гигиенические требования к помещениям, психо-физиологические требования к формированию коллектива органа Г и М управления, социальные требования к условиям работы аппарата, перечень оргтехники и мебели.

7.Основные направления совершенствования современного государственного и муниципального управления

 

Государственное управление – это организующая исполнительно- распорядительная деятельность органов государственной власти, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном исполнении функций государства.

В совершенствовании современного государственного и муниципального управления в зависимости от характера и предмета совершенствования можно выделить три основных направления: правовое, организационное и информационно-техническое.

1. В правовом направлении  акцент делается на совершенствование  правовых (административных) форм и  методов государственного и муниципального  управления. Например, совершенствование  порядка принятия актов управления, регламентации отношений между  субъектом и объектом управления, а также внутри субъекта управления. Работу в этом направлении  ведут юридические службы.

2. В организационном направлении  основное внимание уделяется  совершенствованию организационных  форм и методов управления. Например  совершенствование организационных  структур органов управления, регламентов  работы аппарата управления. Эту  работу выполняют в основном  управленцы – специалисты по  организации управления.

3. В информационно-техническом  направлении осуществляется работа  по совершенствованию потоков  информации и ее обработки. Этими  работами занимаются в основном  специалисты в области компьютерной  техники и технологии.

При таком подходе к совершенствованию современного государственного и муниципального управления обеспечивается частичное совершенствование управления. Для эффективного совершенствования необходимо все три направления объединить в одно и решать вопросы комплексно.

Такое совершенствование можно осуществить только на основе разработки нормативной модели системы государственного и муниципального управления в форме оргпроекта.

Структура нормативной модели соответствует структуре Г и М управления и включает три подсистемы, каждая из которых в соответствии с принципами иерархичности и делимости системного подхода может рассматриваться в качестве системы относительно элементов ее образующих: административно – организационная, технического и управленческого труда.

К общим принципам организации построения и совершенствования системы государственного и муниципального управления относятся принцип триединости и принцип первого руководителя.

Сущность принципа триединости заключается в том, что совершенствование Г и М управления рассматривается как совокупность научных исследований и проектных разработок по проблемам управления, подготовки и переподготовки управленческих кадров и осуществление работ по совершенствованию управления на конкретных объектах.

8.Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления

В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общепризнанного понятия государственного управления, что связано с разными подходами к решению этого важного вопроса. Государственное управление трактуется с точки зрения содержания, сущности, форм, которые оно приобретает и в которых функционирует, отграничения от других форм (видов) государственной деятельности (законодательной, судебной).

Представители общесоциологических научных направлений при исследовании проблем управления выходят из его реального содержания как специфического вида общественной деятельности, направленной на систематическое осуществление определенного воздействия людей на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья, на основе познания и использования, присущих системе объективных закономерностей и тенденций для обеспечения ее функционирования и достижения поставленных целей.

Управление является особой социальной функцией, которая возникает из потребностей общества как самодостаточной системы и осуществляется в соответствующих государственных или негосударственных формах путем организаторской деятельности специально созданной для этого группы органов. Управление имеет также политический характер, может рассматриваться с социальной, экономической точек зрения.

Сущность государственного управления в кратком виде состоит в исполнении законов и других правовых актов органов государственной власти. С этой точки зрения исполнение является основным признаком государственного управления, осуществление которого возложено на органы исполнительной власти (в широком понимании – на органы государственного управления).

Для государственного управления характерно то, что исполнительная деятельность является его основным назначением и составляет важную сторону характеристики содержания этого вида управления, которое органично связано с осуществлением непосредственного руководства экономикой, социально-культурным и административно-политическим строительством и, следовательно, вместе с тем является распорядительной деятельностью. Административно-правовая организация управления (государственное управление) заключается в исполнительной и распорядительной деятельности системы субъектов, призванных осуществлять на основе законов и других правовых актов прогнозирование и координацию деятельности разных звеньев этой системы, учет и контроль за распоряжением материальными и финансовыми ресурсами, кадровую работу, применение моральных и материальных стимулов, мер дисциплинарного и административного воздействия.

Основными формами исполнительной и распорядительной деятельности являются:

Информация о работе Функции государственного и муниципального управления