Уставы муниципальных образований: содержание, значение, проблемы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы принятия и действия устава муниципального образования, его место в системе муниципальных правовых актов.
Целью курсовой работы является исследование такой разновидности муниципальных правовых актов как устав муниципального образования, его значения в выполнении функций органами местного самоуправления, его значения и содержания. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи: определить понятие устав МО, исследовать его содержание, значение для МО, проблемы, возникающие при его реализации органами местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Устав муниципального образования, как основной правовой акт местного значения……………………………………………………………….
1.1. Характеристика Устава муниципального образования как основного правового акта местного самоуправления……………………………………
1.2. Порядок разработки, принятия и регистрации Устава муниципального образования……………………………………………………..
Глава 2. Значение Устава муниципального образования………………..
2.1. История развития Устава муниципального образования……………
2.2. Значение Устава муниципального образования……………………..
2.3. Проблемы реализации………………………………………………….
Заключение. …………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 39.94 Кб (Скачать файл)

Уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации и обладают высшей юридической силой в системе муниципальных актов.

Контроль за деятельностью местного самоуправления со стороны органов государственной власти направлен на соблюдение соответствия уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству и осуществляется путем проведения юридической экспертизы и государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 №97-ФЗ) осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство юстиции Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) устав муниципального образования вступает в силу после его государственной регистрации и последующего опубликования (обнародования).

Государственная регистрация уставов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ, и представляет собой следующую процедуру, которую можно условно разделить на три этапа:

1. проверка документов, представленных  для государственной регистрации  устава муниципального образования (либо муниципального правового  акта о внесении изменений в устав);

2. проверка соблюдения  установленного порядка принятия  устава муниципального образования  и муниципальных правовых актов  о несении изменений в устав;

3. проведение проверки  соответствия федеральному и  региональному законодательству  положений уставов и муниципальных  правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования; подготовка приказа о регистрации или мотивированного решения об отказе в регистрации.

После государственной регистрации сведения о зарегистрированном уставе муниципального образования (муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав) включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований Российской Федерации.

Необходимо отметить, что государственной регистрации подлежат только уставы муниципальных образований и муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Устав муниципального образования является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию местного самоуправления. Правовое значение устава муниципального образования заключается в том, что он устанавливает его статус, в том числе предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления, обеспечивает в целом осуществление местного самоуправления населением данного муниципального образования.

 

2.2. Проблемы реализации

В настоящее время активно идет процесс совершенствования федерального законодательства.

В связи с постоянным совершенствованием федерального законодательства, регулирующего вопросы местного самоуправления, становится актуальной необходимость приведения уставов муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.

К примеру, только с июня 2008 и по состоянию на август 2012 в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ было внесено 36 изменений. Кроме этого, были внесены изменения в Федеральный закон от 12.06.20012 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иные нормативные правовые акты положения которых требуют отражения в уставах муниципальных образований.

Наиболее типичные ошибки, допускаемые при разработке уставов муниципальных образований.

1. Не различается статус, например, города как муниципального  образования с его статусом  административного центра (или столицы) соответствующего субъекта РФ.

2. Внутригородское территориальное  деление (районы, округа, I другие населенные  пункты) смешиваются с административно-территориальным делением (устройством),

3. Официальные символы  муниципального образования учреждаются  решением главы муниципального  образования, а не представительным  органом местного самоуправления.

4. Нет четкости в понятии  члена муниципального образования. Называются: жители, население, граждане. Тогда как этим статусом обладать  могут только граждане РФ, проживающие  на территории данного муниципального образования.

5. В нарушение федерального  закона № 124 "Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  в РФ" в некоторых уставах  муниципальных образований устанавливаются  дополнительные ограничения пассивного  избирательного права граждан  при выборах депутатов представительных  органов местного самоуправления  и глав муниципальных образований (завышается возрастной ценз, ценз  оседлости, то есть времени проживания  кандидата на территории муниципального  образования, устанавливаются требования  к наличию высшего образования, опыта управленческо-хозяйственной деятельности и т.д.)

6. Наблюдается необоснованный  перекос в сторону большей  значимости главы муниципального  образования по сравнению с  представительным органом местного  самоуправления, что в принципе  противоречит федеральному закону № 154.

7. Компетенция представительного  органа местного самоуправления (в том числе некоторые его  исключительные полномочия) незаконно  ограничиваются в пользу главы муниципального образования.

8. Неправомерно устанавливается  статус главы муниципального  образования (в частности, как председателя  представительного органа, руководящего им, и входящего в него в качестве депутата, хотя таковым он не избирался населением).

9. Нередко компетенция  органов местного самоуправления  завышается, выходит за рамки действующего законодательства.

10. Собрания и сходы  граждан как непосредственные  формы осуществления населением  местного самоуправления необоснованно  смешиваются с аналогичными по  названию формами осуществления  территориального общественного  самоуправления на территории  муниципального образования (в микрорайонах, жилых кварталах и т.д.)

11. В ряде уставов муниципальных  образований статус депутатов  представительных органов местного  самоуправления, выборных должностных  лиц местного самоуправления, особенно  что касается их социальных  гарантий, неприкосновенности и  т.п., нередко противоречит федеральному  законодательству и законодательству субъектов РФ.

12. В некоторых уставах  городов районы в городе, не  являющиеся муниципальными образованиями, наделены правом иметь свои  местные бюджеты, что противоречит ФЗ № 154 (п.1 ст.35).

13. Смешивается статус  муниципального самоуправления  с территориальным общественным самоуправлением населения.

14. Вопросы местного референдума  и других непосредственных форм  осуществления местного самоуправления  излагаются в ряде уставов  схематично, неконкретно, с нарушением  действующего законодательства (например, глава муниципального образования  наделяется правом назначения местного референдума и т.п.).

15. В ряде уставов заметно  увлечение разработчиков изложением  вопросов организации работы  органов и должностных лиц  местного самоуправления, что является  прерогативой соответствующих регламентов, а не устава).

16. Слишком схематично, неконкретно, без какой - либо связи с тем  или иным муниципальным образованием  излагаются в уставах вопросы  гарантий местного самоуправления, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за свою деятельность.

17. Тексты многих уставов  содержат значительное количество  стилистических ошибок и погрешностей, некорректных терминов и слов, что свидетельствует о непрофессионализме  их разработчиков. В заключение  отметим, что проведенная в 1996 году  прокуратурой Свердловской области  проверка зарегистрированных уставов  муниципальных образований показала, что практически все они содержат те или иные положения, противоречащие федеральному законодательству и законодательству области.

Устав муниципального образования - это местный закон, по которому строится работа администрации, Собрания депутатов, общественных формирований, их взаимоотношения, права, обязанности и ответственность. Устав муниципального образования является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Конституция РФ в качестве основания для установления территориальной основы местного самоуправления признала административно-территориальный принцип, особое значение придав городским и сельским поселениям и допустив возможность осуществления местного самоуправления на других территориях. Все административно-территориальные единицы, осуществляющие право на самоуправление, получили наименование муниципального образования.

Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорий, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Кроме этого, под муниципальным образованием понимается субъект муниципального права, население, проживающее в городском или сельском поселении либо на иной территории.

Органы государственной власти субъектов РФ принимают и изменяют законы, определяющие территориальные основы местного самоуправления в регионе, территории муниципальных образований; регулируют законами особенности, в том числе территориальной организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций; устанавливают и изменяют порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, устанавливают и изменяют их границы и наименования; имеют право проявить инициативу установления и изменения границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований.

В процессе правового регулирования организации и деятельности местного самоуправления значительное место принадлежит его актам. Органы местного самоуправления принимают решения по таким важным вопросам местной жизни, как: структура органов местного самоуправления, разграничение полномочий между отдельными муниципальными органами и их должностными лицами, административно-территориальная организация муниципального образования, бюджетное устройство и бюджетный процесс в муниципальном образовании, муниципальные займы и кредиты, правила учета нуждающихся в жилой площади и т.д.

Правовой акт местного самоуправления – это официальный документ, принятый непосредственно населением муниципального образования либо органом местного самоуправления или его должностным лицом в пределах собственных полномочий и устанавливающий общеобязательные правила по предметам ведения местного самоуправления в соответствии с российским законодательством и уставом муниципального образования.8

Устав муниципального образования – основной нормативный правовой акт, определяющий статус муниципального образования; акт нормативно-учредительного характера.

В Уставе муниципального образования подробно указываются вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; система местного самоуправления; регулируются территориальная, финансово-экономическая и организационная основы местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; разграничиваются полномочия отдельных муниципальных органов и их должностных лиц; отмечаются гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Правовое значение устава муниципального образования заключается в том, что он является правовым актом, которым городское, сельское, а также иное поселение фиксирует свой статус муниципального образования, т.е. предметы ведения, права, обязанности и компетенцию органов местного самоуправления, обеспечивающие осуществление местного самоуправления населением ладного муниципального образования.

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Субъект РФ вправе определить конкретные механизмы регистрации Устава муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

1. Европейская Хартия  местного самоуправления. Принята  Советом Европы 15 октября 1985 // Народный  депутат., 1993, №11

Информация о работе Уставы муниципальных образований: содержание, значение, проблемы реализации