Типы школьного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:38, реферат

Краткое описание

Возросший динамизм социальных процессов в мире, а также изменение в стране социально-экономических отношений выявили множество субъективных и объективных проблем, в том числе и в образовании. Ведущим фактором, обусловливающим их возникновение и определенный застой, является недостаточное осознание того, что смена названных отношений произошла на базовом уровне - произошел принципиальный переход в другую систему координат, который в основе своей имеет:

Вложенные файлы: 1 файл

реферат айсылу.docx

— 50.25 Кб (Скачать файл)

-сбор и эффективное использование потребительских взносов;

-обеспечение возможности для непрерывного образования населения;

-обеспечение доступа к образованию для всех учащихся;

-разработка и отслеживание внедрения новых методов обучения;

-проведение текущей и итоговой аттестации;

-поддержание школьных зданий в хорошем состоянии, ремонт зданий и отопительных систем.

     За  последние несколько лет школы  доказали, что при необходимой  поддержке могут самостоятельно решать огромное разнообразие задач. Современная мировая тенденция развития школы свидетельствует о том, что школам необходимо предоставлять больше автономии, больше полномочий и свобод. В результате автономизации школы ее руководителям потребуется приобрести больше навыков планирования, организации и управления своими ресурсами, что в свою очередь требует повышения внимания к проблемам рационализации административного штат школы.

Кроме того, школам нужна поддержка местной  общественности, и поэтому тесное взаимодействие школы с родительскими комитетами и Попечительскими советами являются важным элементом современного школьного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Школьное ученическое самоуправление

     Главный смысл самоуправления состоит в  том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её субъектов. Научно-методическая база школьного самоуправления разработана, к сожалению, очень слабо. Из-за этого представления о самоуправлении в педагогической среде весьма туманны. В сознании многих педагогов самоуправление предстаёт, в лучшем случае, тимуровским штабом, а в худшем - фигурой дежурного по коридору с красной повязкой и шваброй. Проясним некоторые моменты. [3, С.24-34]

     Закон «Об образовании» определяет два  принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление. И даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Далее закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.

     Органы  самоуправления могут обладать представительными  и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам школьной жизни от имени своих «избирателей» - например, учеников. Такие органы, соответственно, являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестаёт быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев.

     Таково  самое сжатое описание механики школьного  самоуправления, и, конечно же, оно совершенно недостаточно. Но даже из приведенного здесь конспекта становится ясно, что школьная служба примирения может иметь статус органа ученического самоуправления с исполнительными функциями.

Сразу хотелось бы разрушить стереотипы, которые нередко возникают в  связи с темой самоуправления и могут помешать дальнейшему восприятию текста.

     1. Зачастую ошибочно ставится знак  равенства между системой самоуправления  и наиболее активным органом самоуправления, например, школьным правительством. Из-за этого вариант интеграции в ученическое самоуправление может быть воспринят как поглощение правительством службы примирения в качестве одного из «штабов». Нет, служба остаётся службой, и ни чем иным. Вхождение в систему органов школьного самоуправления не приводит к потере её самостоятельности, возникновению ситуации подчинения какому-либо другому органу самоуправления. В системе школьного самоуправления вполне нормальной практикой является существование независимых, «автономных» органов.

     2. Часто на ученическое самоуправление  ошибочно проецируют принципы  и методы работы «старой доброй» пионерской организации. В том числе, считают совершенно естественным, что орган ученического самоуправления имеет над учениками власть, как в прежние времена совет дружины над пионерами. Нет, самоуправление – это не пионерская организация. Школьники дают выборным органам самоуправления право представлять свои интересы в управлении школой, но не дают права собою командовать. Следовательно, орган самоуправления не может ученикам ничего приказать.

     Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти - конкретные органы самоуправления - может выбирать само учебное заведение. обучающихся. [1, С.62-68] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В России, как и во многих странах, переживающих переходный период, идут широкомасштабные социально-экономические  реформы. Важной составляющих этих реформ являются реформы в системе образования. Сложившаяся в этом тысячелетие  система школьного образования  переживает непростой период обновления. Основной задачей на данном этапе  является поиск правильного ответа на вопрос, какой должна быть система  школьного образования сегодня, чтобы наилучшим образом способствовать демократии, формирующемуся гражданскому обществу, новому качеству национальной культуры и новому пониманию явления  глобализации образования. Предпринятый анализ позволяет сделать заключение, что политика образовательных реформ достаточно взвешена. Она направлена на демократизацию школьного образования, создание условий для свободного выбора и свободного развития личности, обеспечение разнообразия видов школьного образования, на разрушение чрезмерного централизма и государственных монополий в отношении педагогических процессов, учебных программ, учебников, подбора и расстановки педагогических и руководящих кадров и др.

     Процесс внедрения данной образовательной  политики реализуется достаточно успешно. За весьма короткое время национальной системе школьного образования  удалось: создать новую законодательную  базу; определить основные подходы  и принципы к современным целям  образования и их реализации через:

-государственные  образовательные стандарты; 

-установить  многообразие образовательных программ  на всех уровнях образования  предложить альтернативные формы  и новые технологии обучения;

-добиться многоканальности  финансирования;

-обеспечить  равный доступ к образованию  всех слоев населения;

-начать процесс  децентрализации управления школьным  образованием;

-сохранить стабильность  функционирования системы.

Однако в реализации политики реформ существует ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:

-несовершенство  законодательных актов, регулирующих  систему образования по отдельным  позициям, особенно по вопросам  доступности и равенства в  образовании, управлении и финансировании;

-низкое качество  школьного образования; 

-несоответствие  профессионального уровня педагогических  кадров требованиям сегодняшнего  дня; 

-низкий уровень  финансирования сектора школьного  образования; старение материально-технический  базы;

-нерациональность  распределения полномочий между  центральным, областными, районными и школьными органами управления.

В ближайшее  время системе школьного образования  России придется существенным образом  поработать над разрешением данных проблем. [2, С. 10-18] 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Закон Республики Татарстан "Об образовании" Раздел II . Система образования в Республике Татарстан

в редакции от 2 июля 1997 г. № 1247 
 
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных образовательных уровней, что подтверждается соответствующим документом об образовании. 
Уровень образования, воспитания и культуры личности обеспечивается совместными усилиями государства, семьи, общественных объединений и самой личности.

Я буду рассматривать  Раздел II. Система образования в Республике Татарстан.

 
Раздел II. Система  образования в  Республике Татарстан

Статья 8. Понятие  системы образования

1. Система образования  в Республике Татарстан представляет  совокупность преемственных образовательных  программ различного уровня, сеть  государственных и негосударственных  общеобразовательных, профессиональных  и других образовательных учреждений, органов государственного управления образованием и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

Статья 9. Форма  получения образования

1. С учетом  потребностей и возможностей  личности образовательные программы  осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в  форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного  образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных  форм получения образования. 
2. Независимо от формы получения образования в рамках образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. 
3. Кабинетом Министров Республики Татарстан устанавливается перечень профессий и специальностей, получение которых в форме очно-заочной (вечерней), заочной и в форме экстерната не допускается.

Статья 10. Образовательные  программы

1. В Республике  Татарстан реализуются образовательные  программы, которые подразделяются  на: 
а) общеобразовательные (основные, дополнительные); 
б) профессиональные (основные, дополнительные). 
2. Общеобразовательные программы решают задачи формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания условий для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. 
3. К общеобразовательным относятся программы: 
а) дошкольного образования; 
б) начального общего образования; 
в) основного общего (неполного среднего) образования; 
г) среднего (полного) общего образования. 
4. Профессиональные образовательные программы обеспечивают последовательный рост профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: 
а) начального профессионального образования; 
б) среднего профессионального образования; 
в) высшего профессионального образования; 
г) послевузовского профессионального образования (ординатура, адъюнктура, аспирантура и другие). 
5. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. 
6. За пределами государственных образовательных стандартов на всех уровнях могут иметь место дополнительные общеобразовательные и (или) профессиональные образовательные программы. 
7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях местного самоуправления определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
 

Статья 13. Образовательные  учреждения

1. Образовательным  является учреждение, осуществляющее  образовательный процесс через  реализацию одной или нескольких  образовательных программ и (или)  обеспечивающее содержание и  воспитание обучающихся, воспитанников. 
2. К образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов: 
- дошкольные; 
- общеобразовательные (начального общего, основного общего (неполного среднего), среднего (полного) общего образования); 
- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 
- учреждения дополнительного образования для взрослых; 
- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии: 
- учреждения дополнительного образования для детей: 
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. 
3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными (республиканскими и коммунальными), местного самоуправления и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). 
4. Действие законодательства Республики Татарстан в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Республики Татарстан независимо от их организационно-правовой формы. 
5. Образовательное учреждение является юридическим лицом. 
6. Деятельность государственных образовательных учреждений и образовательных учреждений местного самоуправления регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Татарстан, и разработанными на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые 
положения выполняют функции примерных. 
7. Образовательные учреждения вправе образовывать ассоциации, союзы и иные образовательные объединения, в том числе с участием предприятий, учреждений и организаций. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений устанавливается законодательством. 
8. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством, распространяются и на общественные объединения, основной уставной целые которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ. 
9. Статус образовательного учреждения (тип и вид образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ) определяется учредителем.

Информация о работе Типы школьного самоуправления