Стратегическое планирование развития муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 34.25 Кб (Скачать файл)

 

удаленное положение относительно важных центров  России, Европы и мира;

 

неблагоприятная медико-демографическая динамика;

 

недостаточность средств бюджета на осуществление  бюджетных инвестиций в развитие экономики городского округа;

 

недостаточный уровень материально-технической  базы и обеспеченности квалифицированными кадрами бюджетных учреждений городского округа;

 

высокая степень износа значительной части  жилищного фонда, инженерных систем и сооружений, объектов благоустройства;

 

неконкурентоспособность отдельных отраслей производства, как  на внешнем, так и на внутреннем рынке;

 

низкая  инвестиционная активность, в том  числе в муниципальном секторе  экономики;

 

недостаточно  эффективные механизмы внедрения  передовых конкурентоспособных технологий, задающих новые «точки роста» и обеспечивающих процессы экономического, социального и культурного развития городского округа;

 

деформированная структура занятости – нехватка высококвалифицированных рабочих в ряде отраслей на фоне активизации промышленности и бизнеса.

 

слабое  использование туристского потенциала;

 

напряженная экологическая обстановка.

 

Для определения перспектив дальнейшего  развития городского округа выделены «точки роста», способные существенно влиять на экономический потенциал городского округа в ближайшие 10 лет:

 

пищевая и деревообратывающая промышленность;

 

потребительский рынок товаров и услуг;

 

стройиндустрия  и жилищное строительство;

 

связь и информатизация;

 

научно-образовательный  комплекс;

 

развитие  туризма.

 

 

2.  Механизм реализации программы  социально-экономического развития  городского округа «Город Чита» на 2008–2022 годы

 

 

Ответственными  исполнителями по основным мероприятиям комплексной программы социально-экономического развития городского округа «Город Чита» на 2008–2022 годы являются органы управления администрации городского округа «Город Чита», учреждения и организации городского округа.

 

Координатором реализации мероприятий Программы  выступает комитет экономики администрации городского округа «Город Чита». К функциям координатора относятся:

 

мониторинг  реализации Программы;

 

подготовка  отчетов о реализации Программы;

 

формирование  годового плана социально-экономического развития на очередной финансовый год на основании бюджетных заявок, предоставленных органами управления администрации городского округа «Город Чита», ответственными за реализацию основных направлений программы;

 

координация работы по подготовке изменений и  дополнений в Программу.

 

Реализация  долгосрочного и среднесрочного планов социально-экономического развития городского округа «Город Чита» предполагает выполнение мероприятий, направленных на достижение поставленных в них целей и задач, посредством выполнения годового плана.

 

Годовой план социально-экономического развития городского округа «Город Чита» формируется координатором на основе бюджетных заявок, предоставляемых по каждому направлению социально-экономического развития городского округа исполнителями Программы, ответственными за реализацию ее основных направлений. Сроки предоставления и форма бюджетных заявок утверждается администрацией городского округа. Годовой план социально-экономического развития городского округа «Город Чита» рассматривается на заседании Коллегии администрации городского округа «Город Чита» и утверждается Думой городского округа «Город Чита» одновременно с бюджетом городского округа «Город Чита» на очередной финансовый год.

 

Финансирование  мероприятий среднесрочного плана  из бюджета городского округа «Город Чита» осуществляется через его ответственных исполнителей, являющихся бюджетополучателями.

 

Мероприятия и индикаторы Программы могут  ежегодно корректироваться с учетом результатов достижения поставленных целей и задач и выделяемых на ее реализацию средств. В течение периода реализации Программы в нее могут быть внесены изменения, дополнения, принято решение о досрочном прекращении выполнения. Ответственные исполнители программных мероприятий предоставляют документы, необходимые для вынесения на рассмотрение Думы в установленном порядке, координатору Программы на согласование.

 

Общий контроль за исполнением Программы  осуществляет Дума городского округа «Город Чита», Контрольно-счетная палата городского округа «Город Чита» в порядке, установленном нормативно-правовыми актами городского округа «Город Чита».

 

Текущий контроль за исполнением Программы  осуществляется ее координатором.

 

Финансовый  контроль за целевым использованием средств в ходе реализации Программы осуществляется комитетом по финансам администрации городского округа «Город Чита».

 

Отчет об исполнении Программы разрабатывается  и предоставляется в Думу городского округа «Город Чита» в порядке, установленном Положением «О комплексной программе социально-экономического развития городского округа «Город Чита».

 

3.  Сущность и объективная необходимость  совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований

 

 

3.1  Сравнительный анализ текущего  состояния планирования и прогнозирования социально-экономического развития современных муниципальных образований

 

 

Развитие  мирового сообщества в конце XX начале XXI столетия знаменовались двумя противоположными тенденциями в области теории и практики территориального управления.

 

На  постсоветском пространстве на фоне дискуссии о целесообразности или  не целесообразности государственного регулирования рыночной экономики шел демонтаж существующей системы территориального планирования и управления.

 

В развитых европейских странах и  США в этот же период развивался процесс прямо противоположный. Почти все города и поселения начали разрабатывать планы своего развития как средство усиления влияния муниципальных властей на основные сектора рынка (прежде всего на рынок труда) и оптимизации процесса объединения частных и общественных секторов во имя достижения стратегических целей муниципальных образований – сохранения или преумножения своих конкурентных преимуществ на региональном или международном рынках труда, товаров, услуг и ресурсов.

 

Наиболее  ярко преимущества планирования динамичного  развития муниципальных образований во имя достижения конкретных стратегических целей были продемонстрированы на примере городов, обеспечивавших в различный период времени прием Олимпийских игр: Барселона, Мюнхен, Хельсинки, Сеул и т.д.

 

Успехи  послевоенного восстановления экономики  ФРГ также во многом связывают с организацией муниципального планирования.

 

Первые  данные о разработке комплексных  программ социально – экономического развития и планирования деятельности социальных и муниципальных служб в городах США относят к началу 70-х годов. К началу 80-х годов в разработке программ американские специалисты начали использовать видоизмененные элементы стратегического планирования крупных хозяйствующих субъектов. В этот же период времени идеи планирования получили широкую популярность в Европе.

 

Основными движущими силами, заставившими территориальные  власти перейти от традиционного формирования годовых бюджетов, определяющих основные параметры финансирования ключевых направлений деятельности муниципалитетов, к элементам планирования, обеспечивающим сбалансированность развития основных элементов муниципального хозяйства (промышленность, транспорт, производственная и социальная инфраструктура) на длительный период времени, по мнению аналитиков, явились:

 

1.  Рост социальных противоречий  как следствие роста безработицы.

 

2.  Рост конкуренции на рынках  производимых товаров и услуг  как следствие глобализации мировой экономики.

 

3.  Рост сложности координации территориальных  социально-экономических процессов как следствие процесса формирования и развития крупных территориально-производственных кластеров.

 

В США распространению планирования в городах способствовали положения  федерального законодательства, предусматривающего составление муниципальных планов в качестве обязательного условия получения ими финансовых льгот, дотаций, кредитов и т.д.

 

В настоящее время территориальное  планирование и прогнозирование  является основным инструментом достижения целей муниципального управления практически во всех развитых странах.

 

Из  общего многообразия моделей планов и программ социально-экономического развития зарубежных муниципальных образований отечественные специалисты выделяют, как приемлемые для целей территориального планирования в России, модель «многоступенчатого планирования», модель К. Майерсона, модель Р. Бейли и модель «метрополитенского планирования»

 

Сравнительный анализ перечисленных моделей показал, что все они в основном в той или иной мере повторяют структуры моделей управления крупными хозяйствующими субъектами, но отличаются от последних наличием в них разделов согласования с общественностью возможных альтернатив развития муниципальных образований. Помимо этого в каждой из территориальных моделей присутствуют в той или иной степени механизмы вовлечения бизнеса в решение социальных проблем территории.

 

Сегодня муниципальное планирование является важнейшим инструментом в урегулировании комплекса проблем и противоречий, возникающих в процессе развития отраслей на территории городских и сельских агломераций и в объединенной Европе, и в США, и в развитых странах Юго-Восточной Азии.

 

Основные  задачи, решаемые средствами муниципального планирования в развитых странах, группируются в основном по четырем направлениям:

 

Задачи  формирования оптимального сочетания  государственного регулирования и рыночных регуляторов развития экономики на территории муниципального образования.

 

Задачи  согласования отраслевых стратегий  и стратегий развития хозяйствующих субъектов со стратегией развития муниципального образования.

 

Задачи  пространственного согласования планов гражданского и производственного землепользования с планами развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

 

Задачи  обеспечения конкурентоспособности  муниципального образования на международном рынке товаров, услуг и ресурсов, как основы высокого качества жизни населения, с одновременным сохранением поселения как среды обитания человека.

 

Для муниципальных образований, находящихся  на пространстве ЕЭС, добавляются еще и задачи обеспечения компромисса между экономической политикой Евросоюза и политикой федеральных властей.

 

Накопленный за рубежом потенциал теоретических  разработок в области муниципального планирования в той или иной степени востребован на практике, прежде всего, в силу необходимости исполнения действующего законодательства. Законы, регламентирующие содержание и форму планов, периодичность их формирования приняты практически во всех развитых странах. В одних случаях, как, например, в Австрии, Великобритании, Бельгии, Франции, Италии и Германии – это государственные законы, в других, как в США и Канаде – это законы штатов и муниципальные хартии.

 

Отсутствие  государственных законов, как правило, компенсируется другими гражданскими или общественными институтами, формирующими мотивацию необходимости ведения муниципального хозяйства на научно обоснованных и проверенных практикой методиках.

 

С точки зрения оптимального соотношения  достаточно большой автономии муниципальных образований, особенно городов, в части планирования собственного развития и влияния на эти процессы государства, наибольший интерес, представляет опыт муниципального планирования в Австрии, Бельгии, Испании и Германии.

 

Так, например, в Германии стратегические планы развития Мюнхена, Дрездена, Берлина, Штутгарта и других значительно отличаются как по целям, так и по средствам их реализации. Вместе с тем, все они разрабатывались и реализуются в полном соответствии с Федеральным законом о муниципальном планировании, который определяет не только минимальное содержание плана, но и алгоритм его разработки, а также инструменты его реализации.

 

В законе достаточно детально прописаны  процедуры уведомления субъектов  муниципального планирования о плановых решениях, оценки влияния муниципальных планов на планы хозяйствующих субъектов, порядок оценки соответствия плановых решений целям муниципального планирования, установленным законом, обязательность соблюдения решений муниципального планирования всеми его субъектами. В законе прописана также и система консультирования разработчиков муниципальных планов с промышленной и торговой палатами ФРГ, профсоюзными объединениями, природоохранительными ассоциациями и т.д.

 

Ряд процедур, обеспечивающих устранение противоречий между экономическими и социальными целями муниципального планирования, разработан и контролируется Федеральным административным судом ФРГ.

 

В то же время, согласно федеральному законодательству Германии, высший уровень власти не отвечает за текущее муниципальное планирование, но, согласно Конституции, он в обязательном порядке должен следить за достижением общей цели улучшения качества жизни в стране.

Информация о работе Стратегическое планирование развития муниципального образования