Стратегическое планирование развития муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 34.25 Кб (Скачать файл)

 

Для каждого сценарии должны быть указаны: преимущества, недостатки, риски.

 

Конечный  результат этапа анализа:

 

формулировка  гипотез, относительно возможных направлений  развития города, позволяющих максимально использовать сильные стороны, определение желаемого будущего города;

 

выявление наиболее острых проблем, сдерживающих развитие;

 

выдвижение  нескольких формулировок стратегической цели развития на ближайший период.

 

2.  Разработка Стратегического плана  – этап целеполагания

 

Выбор цели стратегического плана города должен основываться на результатах анализа. Таким образом, и появляется Главная цель или перспектива.

 

Главная цель (перспектива) должна включать следующие  четыре элемента:

 

Временное измерение;

 

Оригинальное  «продаваемое» предложение (продвижение  брэнда, сделанного в городе);

 

«Движущие силы»;

 

Флагманские проекты.

 

Под перспективой подразумевается ясная  генеральная цель или картина  желаемого будущего, которая понимается, поддерживается и реализуется всем городским сообществом.

 

3.  Разработка Стратегического плана  – формирование стратегических  направлений и выбор приоритетов

 

Выбор приоритетов развития проходит на основе результатов анализа с учетом максимального влияния на достижение сформулированной главной цели при минимальных затратах. Как правило, стратегические направления должны способствовать реализации конкурентных преимуществ города. Рекомендуемое количество направлений – 3–6, целей – 10–15, проектов – 20–40. Обычно формируются следующие направления:

 

– улучшение общих условий для бизнеса,

 

– развитие определенных групп отраслей и производств,

 

– развитие инфраструктуры,

 

– реформирование городских общественных служб (муниципальные службы социальная сфера).

 

Чем более специфичны применительно  к данному городу стратегические направления, тем лучше. Стратегический план должен быть максимально привязан к месту и времени. Короткий и конкретный стратегический план, включающий небольшое количество направлений и проектов, реально дающих сильный импульс развитию города лучше длинного и аморфного плана.

 

При разработке стратегического плана  целесообразно двигаться от направлений к проектам, но если не удается быстро определиться с выявлением и утверждением направлений, можно сосредоточиться на инициировании и отборе проектов, которые затем группируются по направлениям.

 

Оценка  и последующий отбор инвестиционных проектов для финансирования за счет средств бюджета города и заемных средств производятся на основе трех групп показателей, отражающих:

 

социальную  эффективность расходования средств;

 

бюджетную эффективность расходования средств;

 

эффективность использования городских ресурсов и привлечения частных инвестиций в процессе реализации проекта.

 

Одним из инструментов обсуждения и отбора окончательных решений может  быть общегородская конференция, в ходе которой участникам предоставляется возможность обсудить, проголосовать, заполнить оценочные листы. Организация такой конференции позволяет участникам, разбитым на малые группы, детально ознакомиться с выдвигаемыми проектами и ранжировать их, что дает объективные основания для формирования экспертами итоговых текстов.

 

4.  Мониторинг стратегического плана

 

Основной  целью мониторинга является обеспечение  реализации и постоянное поддержание актуальности Стратегического плана.

 

В ходе мониторинга Стратегического  плана решаются следующие задачи:

 

стимулировать реализацию плана в целом и  отдельных программ и проектов,

 

оценить степень достижения главной цели и целей Стратегического плана, дать информацию для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей,

 

оценить степень реализации мер, дать информацию для уточнения и корректировки мер,

 

поддержать  в рабочем состоянии структуры  стратегического планирования.

 

Мониторинг  Стратегического плана включает в себя три составные части:

 

Мониторинг  внешней среды развития города. Базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях и регионах, имеющих стратегическое значение для города.

 

Мониторинг  общих результатов реализации Стратегического  плана, степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей. Распадается на три подблока – а) мониторинг достижения главной цели, б) мониторинг продвижения по стратегическим направлениям, в) мониторинг достижения целей. Мониторинг осуществляется группой аналитиков. Итоги мониторинга подводятся два раза в год в аналитических отчетах фиксированной структуры, с выводами о степени достижения целей и необходимости корректировки Стратегического плана.

 

Мониторинг  процесса реализации проектов (мониторинг усилий и частных результатов).

 

 

2.  Концепция социально-экономического  развития городского округа «Город  Чита»

 

 

Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической  ситуации включает в себя:

 

1  Историко-географическую справку,

 

2  Оценку уровня жизни – это  демография и занятость населения,  уровень жизни населения.

 

3  Оценку социальной сферы городского  округа: образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, экология, экономика городского округа, промышленность, строительство, транспорт, связь, жилищная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство, потребительский рынок, малый бизнес, инвестиционная деятельность.

 

4.  Анализ внешнеэкономической деятельности

 

5.  Финансы муниципального образования.

 

6  Муниципальное имущество и земельные  ресурсы городского округа.

 

7  Муниципальные предприятия в  экономике городского округа.

 

8  Предприятия жилищно-коммунального  хозяйства.

 

9  Предприятия розничной торговли,  аптечной сети.

 

10  Анализ структуры управления  городским округом «Город Чита».

 

Анализ  внутренней среды развития городского округа

 

При анализе внутренней среды городского округа «Город Чита» оцениваются  конкурентные преимущества и недостатки города с учетом тенденций развития внешней среды до 2022 г. (Таблица №1).

 

 

Таблица 1. Конкурентные преимущества и недостатки

 

Оцениваемая группа факторов внутренней среды

 

Преимущества

 

Недостатки

 

География и геополитическое положение Приграничное к странам Азии. Удаленность от основных мировых центров военных и национальных конфликтов, зон распространения международного терроризма. Расположение на пересечении ЖД, автомобильных, воздушных транспортных магистралей. Малонаселенное окружение. Отдаленность от наиболее важных деловых центров Европы. Неблагоприятн. климатические и гидрогеологические условия. · Неудовлетворительное состояние окружающей среды.

Население и демографическая ситуация Большая численность населения (наличие емкого рынка труда и потребления). Относительно высокий образовательный и культурный уровень. Низкая социальная, национальная и религиозная конфликтность. Старение населения, низкая продолжительность жизни. Большая имущественная дифференциация. Дефицит квалифицированной рабочей силы.

Пространственная  организация и ее административное регулирование Наличие территориальных резервов для строительства жилья, общественно-деловых и производственных объектов Наличие кадастровой оценки земли. Значительная дифференциация между отдельными районами города в плотности жилой застройки и общественно-деловых и производственных объектов.

Политическая  и правовая среда 

Приверженность  большинства населения демократическим  ценностям.

 

Отсутствие  серьезных политических конфликтов. Развитая правовая база в сфере рынка недвижимости.

 

Усиление  диспропорции в объеме полномочий и  предметов ведения между городским и федеральным уровнями власти. Недостаточно эффективное инвестиционное законодательство.

Городская среда и инфраструктура Транспортный узел международного значения. Относительно высокий уровень инженерного и энергетического обеспечения жилищного фонда и нежилого фонда. Разнообразие видов жилья. Активный жилищный рынок. Наличие пригородных рекреационных зон. Разнообразие видов общественного транспорта. Физический износ большинства зданий и инфраструктуры в центре. Дефицит инженерно подготовленных для нового строительства территорий. Недостаток мощностей по утилизации и переработке отходов. Слабое развитие дорожно-транспортной сети, несоответствующее возрастающим нагрузкам.

Экономика Многоотраслевая структура экономики. Высокий уровень развития финансово-банковской инфраструктуры, высокий кредитный рейтинг. Наличие современной торговой сети и емкого потребительского рынка. Конкурентоспособность ряда производств. Высокий туристский потенциал. Значительный износ основных производственных фондов. Недостаточно высокая экспортная ориентированность экономики. Низкий уровень доходов населения. Отставание в темпах развития от ряда ведущих российских регионов и городов.

Социальная  сфера Относительно развиты системы образования, здравоохранения, социальной помощи, организаций культуры. Активное развитие негосударственного сектора в системах образования и медицины. 

Недостаточное финансирование и слабая материальная база учреждений этих систем.

 

Высокий уровень преступности.

 

 

Анализ  сочетания внешних и внутренних факторов

 

Анализ  сочетания внешних и внутренних факторов развития городского округа «Город Чита» позволяет сделать следующий прогноз:

 

Многоотраслевая структура экономики в сочетании  с высоким темпом институциональных и структурных реформ в России создают предпосылки для успешного развития конкурентоспособных отраслей.

 

Рост  инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку города, успешная защита прав собственности позволяют произвести модернизацию основных фондов.

 

Приграничное  положение города, его близость к  странам Азии, в сочетании с  ростом международной торговли будут способствовать развитию города как важнейшего транспортного и торгового узла Россия – Азия.

 

Наличие памятников истории и культуры, рекреационных  зон в сочетании с ростом туризма должны быть использованы для увеличения посещаемости города туристами и развития туристической инфраструктуры в городе.

 

В целом во внешней и внутренней среде города содержится значительный потенциал успешного развития. Поэтому деятельность всего городского сообщества и, особенно, власти должна быть целенаправленно ориентирована на использование имеющихся преимуществ и благоприятных возможностей одновременно с исправлением обнаруженных недостатков и предупреждением потенциальных угроз.

 

Проблемы  и конкурентные преимущества социально-экономического развития городского округа

 

Оценка  современного состояния экономики  и социальной сферы города (Приложение №1 SWОТ-анализ) позволяет выделить ряд конкурентных преимуществ городского округа «Город Чита», создающих условия для его социально-экономического развития:

 

статус  областного центра;

 

близость  к динамично развивающимся азиатским  рынкам – выгодное экономико-географическое расположение для установления внешнеэкономических связей с Китаем и Монголией;

 

выгодное  географическое расположение на пересечении  важнейших коммуникаций (железнодорожных, водных, автомобильных, авиационных, информ-х): Транссибирская железнодорожная магистраль, кроссполярные воздушные маршруты между Северной Америкой, Северо – и Юго-Восточной Азией); международный аэропорт (аэропорт Чита является аэропортом федерального значения и связывает областной центр с более 20-ю городами России и зарубежьем); федеральная автодорога «Амур»;

 

наличие рекреационных ресурсов.

 

наличие свободных производственных площадей с инженерным обеспечением;

 

удачное градостроительное решение застройки  города, позволяющее расширить его границы без существенной реконструкции и сноса;

 

высокий уровень развития электросвязи, в  том числе и высокий уровень  проникновения мобильной связи;

 

наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

 

развитая  транспортная система городского округа;

 

значительный  научно-образовательный комплекс специальных  и высших учебных заведений;

 

наличие развитой финансово-кредитной системы;

 

наличие традиций и международного авторитета в сфере культуры, искусства, спорта и сохранения духовных ценностей;

 

туристическая привлекательность городской среды, его истории, архитектуры.

 

Несмотря  на имеющиеся положительные тенденции, в развитии экономики и социальной сферы города имеются проблемы и ограничения, которые необходимо преодолеть в перспективе и трансформировать их в положительные факторы развития.

 

К основным факторам, сдерживающим социальное и экономическое развитие города, можно отнести:

Информация о работе Стратегическое планирование развития муниципального образования