Соотношение понятий местное и муниципальное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Муниципальное хозяйство в современной российской научной литературе трактуется, прежде всего, как совокупность предприятий и учреждений (определенной их части ила всех) на территории муниципального образования. При этом акцент делается на том, что предприятия и учреждения выступают объектом управления со стороны муниципалитета в определенных законом формах. Таким образом, категория «муниципальное хозяйство» стоит в одном ряду с такими категориями, как «муниципальное образование», «муниципальная собственность», «муниципальная власть».

Содержание

1 Соотношение понятий местное и муниципальное хозяйство…………………………………3
2 Муниципальная экономическая политика……………………………………………………...5
3 Управление муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями………..8
4 Муниципальная политика в сфере ЖКХ ………………………………………………………14
5 Отрасли социального сектора муниципальным хозяйством …………………………………16
6 Муниципальная социальная политика ………………………………………………………...19
Список использованных источников…………………………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

муниц.хоз..doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1 Соотношение  понятий местное и муниципальное  хозяйство…………………………………3

2 Муниципальная  экономическая политика……………………………………………………...5

3 Управление  муниципальными предприятиями и  муниципальными учреждениями………..8

4 Муниципальная  политика в сфере ЖКХ ………………………………………………………14

5 Отрасли социального  сектора муниципальным хозяйством  …………………………………16

6 Муниципальная  социальная политика ………………………………………………………...19

   Список  использованных источников…………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Соотношение понятий местное и муниципальное хозяйство

В основе развития местного сообщества, как правило, лежат  экономические процессы, хотя толчком  могут служить изменения в  других областях жизни. Поэтому экономическую  деятельность местного сообщества можно описать через понятие «местное хозяйство».

Муниципальное хозяйство в современной российской научной литературе трактуется, прежде всего, как совокупность предприятий и учреждений (определенной их части ила всех) на территории муниципального образования. При этом акцент делается на том, что предприятия и учреждения выступают объектом управления со стороны муниципалитета в определенных законом формах. Таким образом, категория «муниципальное хозяйство» стоит в одном ряду с такими категориями, как «муниципальное образование», «муниципальная собственность», «муниципальная власть». По вертикали эта категория соотносится с такими понятиями, как «государственное хозяйство», «государственная собственность», «государственная власть» и «частное хозяйство», «частная собственность». Если в центре исследования стоит вопрос о достижении такого соотношения ответственности и полномочий по вертикали, которое позволяет муниципалитету эффективно решать задачи, связанные с удовлетворением потребностей населения муниципального образования, то категория муниципальное хозяйство вполне адекватна такому исследованию.

В качестве главных  хозяйствующих субъектов муниципального образования выступают местные  органы самоуправления и предприятия. Для рыночного анализа местного сообщества никак нельзя обойтись без третьего, важнейшего субъекта – домохозяйств. Введение в систему этого элемента значительно меняет картину социально-экономического взаимодействия внутри сообщества.

Наконец, нельзя не отметить, что самоуправление связано  не только с деятельностью муниципалитета, но и с самодеятельностью членов местного сообщества, которая, конечно, не должна нарушать принятые законы, но которую в то же время неразумно и невозможно регламентировать законодательно.

Местное хозяйство – прежде всего, хозяйственная деятельность – процесс, связанный c преобразованием материальной среды, среды обитания. Субъектами местного хозяйства выступают домохозяйства, предприниматели, органы местного самоуправления, представительства от местного населения в виде различного рода общественных или профессиональных организаций. Цель хозяйства – благоустройство, социальное благосостояние местного сообщества.

На основе современных  подходов к исследованию развития местных  сообществ можно дать развернутое  определение местного хозяйства.

Местное хозяйство  – взаимодействие предприятий различных  форм собственности, домохозяйств, местного правительства на основе общности социальных и экономических интересов, исторически  сложившегося единого экономического, культурного и информационного пространства со специфической комбинацией факторов производства, достаточных для осуществления хозяйственной деятельности, которые обеспечивают нормальные для данной общности занятость и доходы и соответствующий им уровень удовлетворения потребностей населения в индивидуальных и общественных жизненных благах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Муниципальная экономическая  политика

Политика в  целом - есть комплекс мер по поставке и реализации определенных целей  с использованием рычагов власти. Иногда говорят, что политика - это искусство возможного. Политика может осуществляться на любом уровне - от государства до семьи. Город или иное муниципальное образование, его жители, органы местного самоуправления тоже могут ставить перед собой и реализовать определенные цели. В этом смысле можно вести речь о муниципальной политике.

Термин «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях.

Иногда он употребляется  как синоним понятий «муниципальное хозяйство» (совокупность хозяйствующих  субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или «местное хозяйство» (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства).

Муниципальную экономику можно рассматривать  также как часть национальной экономики, как раздел экономической  науки, как учебную дисциплину.

Каждое из этих значений верно в своем аспекте. С позиций муниципального управления будет использоваться следующее определение. Муниципальная экономика - это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.

Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами  и экономическими процессами на территории - важнейший компонент муниципальной  деятельности. Именно использование экономических ресурсов территории позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика - это экономика оказания муниципальных услуг.

Муниципальная экономическая политика - система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним.

Экономические ресурсы - многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике эти функции существенно видоизменились и расширились. Так, местные органы и прежде выполняли функцию экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территории, однако в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности методы анализа, прогнозирования и комплексного планирования социально-экономического развития территории существенно изменились.

Инвестиционную  деятельность местная власть осуществляла только в рамках утвержденных на вышестоящих  уровнях планов и в пределах централизованно  выделенных ассигнований. Теперь появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные (кредитные) ресурсы. Появились и новые функции: управление муниципальным имуществом, налоговое, тарифное, ценовое регулирование, экономическое регулирование предпринимательской деятельности (раньше такая деятельность просто отсутствовала), внешнеэкономическая деятельность.

Сводное финансовое планирование развития территории в  современных условиях стало на порядок  сложнее, так как оно должно учитывать многоканальность формирования и использования финансовых ресурсов территории: прибыль всех хозяйствующих субъектов, платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, централизованные средства, дотации и субвенции, доходы от приватизации, аренды, займов, инвестиционных проектов, внешнеэкономической деятельности и т. п.

Учитывая перечисленные  функции, можно выделить следующие  основные направления муниципальной  экономической политики:

-управление муниципальным имуществом;

-финансовая политика - управление муниципальными финансами;

-промышленная политика - взаимодействие с немуниципальными хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования;

-налоговая, тарифная, ценовая политика;

-инвестиционная политика;

-управление межмуниципальными и международными экономическими связями муниципальных образований и др.

Экономическая политика муниципального образования  может изменяться в зависимости  от многих факторов: географического  положения, отраслевой структуры градообразующей сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий центр, научный центр, культурный центр и т. д.), социально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части и т. п.

 

 

 

Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации направлений и методов экономической  политики муниципального образования  служит одним из важнейших условий  его развития.

Предстоящие изменения  в российском законодательстве характеризуются «уходом» всех уровней публичной власти, включая муниципальную, из сферы экономики. Федеральным законом 2003 г., в отличие от Федерального закона 1995 г., установлен исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Из него исключаются объекты, не предназначенные для исполнения функций местного самоуправления как органа публичной власти. В связи с этим муниципальная экономическая политика должна будет претерпеть существенные изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Управление  муниципальными предприятиями и  муниципальными 

   учреждениями

 

К муниципальным  хозяйствующим субъектам, составляющим муниципальный сектор экономики, относятся  муниципальные унитарные предприятия (МУП) и муниципальные учреждения.

 Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Разновидностью унитарного является казенное предприятие, которое создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

 Муниципальное  учреждение - это организация, созданная  органом местного самоуправления  для осуществления управленческих, социально-культурных или иных  функций некоммерческого характера  и финансируемая им полностью  или частично. Наряду с муниципальными учреждениями, муниципальные образования вправе создавать некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Муниципальные образования вправе выступать учредителями хозяйствующих субъектов в следующих организационно-правовых формах:

- коммерческие - открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, муниципальные унитарные предприятия;

- некоммерческие - муниципальные учреждения, некоммерческие  партнерства, фонды и автономные  некоммерческие организации.

 Правовой основой деятельности  муниципальных предприятий и  учреждений являются нормы Гражданского  кодекса РФ и Федерального  закона "О государственных и  муниципальных унитарных предприятиях". Особенность управления названными  хозяйствующими субъектами состоит в том, что переданное им в управление муниципальное имущество является неделимым, а руководители предприятий и учреждений обладают определенной степенью самостоятельности в управлении им. Муниципальное имущество, переданное муниципальным предприятиям и учреждениям, выделено из состава муниципальной казны и находится у муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, а у муниципальных учреждений и казенных предприятий - на праве оперативного управления.

 Право хозяйственного  ведения предполагает, что собственник имущества (муниципальное образование) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность. Предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

 Право оперативного  управления предполагает, что казенное  предприятие или учреждение обладает  правами владения, пользования и  распоряжения муниципальным имуществом  только в соответствии с целями  своей деятельности и заданиями собственника (муниципального образования). Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Таким образом, право оперативного управления является для хозяйствующего субъекта значительно более ограниченным, чем право хозяйственного ведения.

 Муниципальное унитарное  предприятие (МУП) - самостоятельный  хозяйствующий субъект с правами  юридического лица. На основе  использования муниципального имущества  такое предприятие производит  и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Как коммерческая организация оно обязано работать рентабельно. В 2004 году в Российской Федерации насчитывалось около 45 тысяч муниципальных унитарных предприятий.

Информация о работе Соотношение понятий местное и муниципальное хозяйство