Совершенствования системы управления муниципальным образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта заключается в исследовании структуры управления города Невинномысска.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации местной власти, понятие, сущность, структуру, функции, цели объектов и субъектов муниципального управления;
проанализировать систему управления города Невинномысска Ставропольского края;
определить оптимальную структуру управления муниципальным образованием;
дать конкретные предложения по совершенствованию структуры управления муниципальным образованием;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 293.29 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

 

Актуальность  курсового проекта «Совершенствования системы управления муниципальным образованием» заключается в том, что все мы живем в отдельно взятом муниципальном образовании, и от того насколько  совершенна система управления зависит качество нашей жизни.

Одной из основных целей социально-экономической  политики, проводимой органами государственного управления в стране, является развитие муниципальных образований, но оно невозможно без создания эффективной, отвечающей современным требованиям системы муниципального управления, способной совершенствоваться под воздействием внешних и внутренних факторов во благо экономического процветания своей территориально-хозяйственной системы. В настоящее время ведется активная работа в области институционального регулирования системы местного самоуправления, а также правового обеспечения деятельности муниципальных образований, особое место в этом процессе принадлежит активизации экономической функции муниципального управления. Трансформация муниципального управления в социально ориентированное - длительный и сложный процесс. Его развитию уделяется большое внимание на всех уровнях. В настоящее время проводится административная реформа, и с 1 января 2009 года вступил в силу в полном объеме Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ, регламентирующий вопросы организации местного самоуправления, в том числе связанных  с определением структуры органов местного самоуправления. Также следует учитывать, что в переходный период муниципальной реформы местная власть оказывается недостаточно подготовленной для осуществления своих функций. Среди причин такого состояния муниципальной власти немаловажное значение имеет и проблема недостаточного количества квалифицированных кадров.

В то же время нельзя забывать о концептуальных составляющих института местного самоуправления в Российской Федерации, где одним из основных принципов является принцип самостоятельности местного самоуправления, который включает в себя, в том числе, и самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления населением. Отметим также, что вопросы формирования структуры органов местного самоуправления являются частью проблемы, связанной с определением баланса между существующими процессами централизации и децентрализации в сфере функционирования местного самоуправления.

Цель  курсового проекта заключается в исследовании структуры  управления города Невинномысска.

Для достижения этой цели решаются следующие  задачи:

  • рассмотреть теоретические основы организации местной власти, понятие, сущность, структуру, функции, цели   объектов и субъектов муниципального управления;
  • проанализировать  систему  управления города Невинномысска Ставропольского края;
  • определить оптимальную структуру управления муниципальным образованием;
  • дать конкретные предложения по совершенствованию структуры  управления муниципальным образованием;
  • предложить оценку эффективности отдела стратегического планирования.

Объектом  курсового проекта является организация местной власти, управление муниципальным образованием.

Предметом исследования является структура  управления  города Невинномысска Ставропольского края.

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы организации местной власти

 

 

1.1 Теоретический аспект системы местного самоуправления

 

 

Организационная структура аппарата управления - форма  разделения труда по управлению муниципальным  образованием. Каждое подразделение  и должность создаются для  выполнения определенного набора функций  управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение  подразделений и должностей и  характер связи между ними.

Различают связи: 

  • функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),
  • межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов  организационных структур управления: [3,с.193]              

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • матричная;
  • дивизиональная;
  • множественная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство  нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная  организационная структура реализует  тесную связь административного  управления с осуществлением функционального  управления рисунок 1.1.

Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

Рисунок 1.1 - Функциональная структура управления

 

 

На  рисунке 1.1 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).

В этой структуре нарушен принцип  единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают  помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно  не подчинены функциональным руководителям  высших ступеней управления. Она применялась  наиболее широко рисунок 1.2.

  Иногда такую систему называют  штабной, так как функциональные  руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рисунке 1.1 функциональные начальники составляют штаб директора).

 

Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные 
подразделения; ОП - подразделения основного производства.

Рисунок 1.2 – Линейно-функциональная структура  управления

 

 

Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рисунок 1.3. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

Рисунок 1.3 – Дивизиональная структура управления

 

 

Матричная структура (рисунок 1.4, 1.5) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

Рисунок 1.4 – Матричная структура управления, ориентированная на продукт

 

 

Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.

 

 

1.2. Функции муниципального управления

 

 

Под функциями муниципального управления понимаются основные направления деятельности органов местного самоуправления по регулированию общественных территории. Они обусловлены природой местного самоуправления, его целями, к достижению и выполнению которых стремится деятельность органов местного самоуправления.

Некоторые авторы, такие как, А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков, выделяя функции  муниципального управления, в первую очередь ориентируются на назначение органов местного самоуправления и проводят их деление на органы общего и специального назначения. Таким образом, можно параллельно выделить и соответственные функции - общие и специальные.

Анализ  законодательства о местном самоуправлении [2,с.26] закрепляющего полномочия органов местного самоуправления, позволяет выделить следующие основные функции местного самоуправления:

1) Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.

2) Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами.

3) Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

4) Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах,

5) Отнесенных к ведению муниципальных образований.

6) Охрана общественного порядка и окружающей среды.

7) Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством. [6, с. 153]

Так же под функциями местного самоуправления понимается:

1. Формирование нормативно-правовой  базы местного самоуправления. Это, прежде всего работа с Уставом муниципального образования и создание условий для усиления регулирующей роли органов муниципального управления.

Сбалансированное  решение задач местного самоуправления требует установления четких правил деятельности со всеми местными ресурсами, вне зависимости от форм собственности.

  Развитая муниципальная нормативно-правовая  база - важнейшее средство в    освоении предметов ведения местного самоуправления.

  При отсутствии развернутой законодательной  базы местного самоуправления, положения Устава муниципального образования выступают как основания для судебной защиты прав местного самоуправления.

2. Формирование базы социально-технических  нормативов. Одной из ключевых  задач, решение которых необходимо  для нормальной организации муниципального  управления, является определение  социальных норм, по которым муниципальное образование предоставляет различные услуги населению за счет своего бюджета. Эта задача очень хорошо понимается управленцами из производственной сферы, поскольку ни один производственный процесс нельзя построить без описания составляющих его процедур и операций, а также определения стоимости каждой из них. Однако в практике муниципального управления мы научились обходиться без нормативно-технической базы. Из-за этого невозможно разработать нормативно-расчетный бюджет, организовать планирование деятельности, нормативное финансирование бюджетных расходов, соотнести качество услуг, которые предоставляются населению, с возможностями бюджета. Замещение муниципальных нормативов государственными или региональными, как правило, ведет к росту расходов, не отражающих специфики конкретного муниципального образования и его возможностей.

3. Анализ внешней и внутренней  ситуации, как условие гибкого  реагирования структуры муниципального управления на изменения. Безусловно, аналитическая работа - дорогое удовольствие, и не каждое муниципальное образование может себе позволить содержать аналитические подразделения. Однако, если муниципальное образование не способно обеспечить аналитическое сопровождение своей деятельности, оно вынуждено заимствовать цели и задачи на вышестоящих уровнях управления, у других муниципальных образований. На практике это означает, что деятельность структур муниципального управления будет слабо ориентировано на собственную социально-экономическую ситуацию, а в тех областях, где структура муниципального управления не имеет своих целей, их заместят цели Администрации Субъекта Федерации. [6, c. 260]

4. Планирование работы как условие  согласования действий подразделений Администрации по используемым ресурсам и во времени. Система планирования, пронизывающая все уровни управления, является гарантом прозрачности деятельности подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы. Этому способствуют унифицированные требования к разработке планов работы.

Планы должны лечь в основу оперативных  совещаний, оценки деятельности подразделений и их руководителей, анализа объема исполняемых функций и т.д..

5. Контроль за исполнением нормативно-правовых актов и нормативных    предписаний внутри структуры управления и в подведомственной муниципальной сфере. Главные инструменты выполнения этой функции — наблюдение, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых планов.

Эффективно  поставленный контроль обязательно  должен быть ориентирован на результат, быть объективным, своевременным, экономичным и простым.

  Существующие недостатки контроля за выполнением задач муниципального    управления заключены в их ведомственном характере. Это нарушает важнейший принцип муниципального управления.

Система контроля обязательно должна быть перекрестной. Ни в коем случае нельзя сосредотачивать  все контрольные функции в  одном специальном контрольном подразделении.

На  этом основании, следует проинвентаризировать все процессы, которые требуют контроля. Сюда, в частности, необходимо отнести: контроль в рамках системы делопроизводства, контроль за качеством управленческой работы,    контроль за хозяйственной деятельностью, контроль за распределением и использованием финансовых ресурсов, нормативный контроль, технический    контроль. И каждым из этих видов контроля должно заниматься профильное    подразделение Администрации.

6. Регламентация собственной деятельности  и деятельности в    подведомственной сфере, как условие для обеспечения нормального функционирования всей структуры муниципального управления. Любая система управления может нормально функционировать, если все ее основные функциональные связи описаны в терминах процедур и операций.

Соблюдение  данного требования позволяет установить четкие границы между уровнями иерархии управления и горизонтальные связи  между подразделениями.

На  этом каркасе строится организация  документопотоков, распределение    обязанностей, ответственности и прав, появляется система единых требований к руководителям одного уровня.

В администрациях муниципальных образований  чаще всего нет четкой иерархии управления. Заместители главы, руководители управлений, комитетов и отделов обладают различным уровнем прав и ответственности, выполняют    различный набор функций, несмотря на принадлежность определенной управленческой иерархии. Заместитель главы может выполнять задачи начальника отдела, а начальник отдела - задачи заместителя главы.

Информация о работе Совершенствования системы управления муниципальным образованием