Совершенствование форм и методов финансовой поддержки регионов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:33, реферат

Краткое описание

Целью работы является совершенствование форм и методов финансовой поддержки регионов в РФ. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития регионов РФ;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов финансовой поддержки регионов РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ Федотова.docx

— 60.81 Кб (Скачать файл)

5. Фонд реформирования региональных финансов создан в 2002 г. для финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ в регионах. Источником формирования фонда являются средства займа в ВБРР и средства федерального бюджета. 

II. Межбюджетные трансферты  из региональных бюджетов

В составе региональных бюджетов для оказания финансовой помощи созданы:

1)   региональные фонды финансовой поддержки поселений;

2)   региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

3)   региональные фонды муниципального развития;

4)   региональные фонды софинансирования социальных расходов;

5)   региональные фонды компенсаций.

В бюджетах муниципальных  районов - районные фонды финансовой поддержки поселений.

Разработаны «Методические  рекомендации субъектам РФ и муниципальным  образованиям по формированию межбюджетных отношений» (Приказ №243 Министерства финансов РФ от 27.08.04).

1. Региональные фонды финансовой поддержки:

1) Региональный фонд  финансовой поддержки поселений (ФФПП) образуется в составе бюджета субъекта РФ с целью выравнивания бюджетной обеспеченности поселений по исполнению полномочий по решению вопросов местного значения поселений.

2) Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) (ФФПР) создается в составе бюджета субъекта РФ с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) по исполнению своих полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов.

3) Районный фонд финансовой поддержки поселений образуется в составе бюджета муниципального района с целью выравнивания бюджетной обеспеченности поселений по исполнению своих полномочий по решению вопросов местного значения поселений. Это выравнивание является дополнительным к выравниванию с использованием средств из регионального ФФПП.

2. Фонд муниципального развития

Создается в составе бюджета  субъекта РФ. Цель фонда - способствовать социально-экономическому развитию, повышению  обеспеченности населения объектами  социальной и инженерной инфраструктуры. При определении объема фонда  муниципального развития (ФМР) учитывается  и уровень обеспеченности граждан  объектами социальной сферы, и уровень  бюджетной обеспеченности.

3. Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР)

Создается в составе бюджета  субъекта РФ. Основное назначение фонда - содействие и поддержка социально  значимых мероприятий, относящихся  к полномочиям органов местного самоуправления, путем софинансирования за счет средств бюджета субъекта РФ с учетом выполнения получателями рекомендуемых стандартов предоставления определенных бюджетных услуг.

4. Региональный фонд компенсаций

Образуется в составе  бюджета субъекта РФ на очередной  финансовый год с целью финансового  обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных  полномочий РФ и субъекта РФ. В случае наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями РФ средства на их исполнение (субвенции) зачисляются  в Федеральный фонд компенсаций  и поступают в бюджет субъекта РФ, с последующим зачислением  в региональный фонд компенсаций (РФК).

5. Субвенции из местных бюджетов в фонды финансовой поддержки. Могут взиматься с наиболее высоко обеспеченных муниципальных образований с целью перераспределения этих средств малообеспеченным, муниципалитетам. «Отрицательные трансферты», выплаченные из бюджетов поселений, зачисляются в региональный ФФПП. «Отрицательные трансферты» из бюджетов муниципальных районов (городских округов) зачисляются в региональный ФФПР. Перечисление субвенции (не более 50%) в бюджет субъекта РФ может быть, если расчетные налоговые доходы местных бюджетов в два раза и более превышают средний по всем муниципальным образованиям уровень в расчете на одного жителя. 

III. Субвенции территориям

1. Субвенции территориям  из федерального и региональных бюджетов бывают двух видов: текущие и инвестиционные.

Текущие субвенции вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов закрепленных за ними общегосударственных социальных расходов (текущих расходов на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населения, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию). Инвестиционные субвенции предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений (на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территории подлежащие первоочередному финансированию).

2. Субвенционное финансирование из внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды, осуществляющие субвенционное финансирование, создаются по решению Федерального Собрания РФ, с целью привлечения дополнительных средств на финансирование мероприятий государственной региональной политики, направленных на сближение уровней социально-экономического развития регионов РФ, оздоровление окружающей среды, регулирование миграции населения, ликвидацию последствий стихийных бедствий. Средства фондов формируются за счет перечисления федеральных средств из внебюджетных источников; кредитов и займов, в том числе иностранных; прочих поступлений.

 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНОВ В РФ

 

В современных условиях существенно  возрастает самостоятельность регионов в оказании социально значимых услуг, усиливается роль эффективного управления финансовыми потоками на территориальном  уровне. Одним из приоритетов саморазвития субъектов Федерации становится устранение социально-экономической  дифференциации, прежде всего, за счет собственных ресурсных возможностей, а не за счет финансовой помощи из вышестоящих  бюджетов.

В связи с этим актуализируется  проблема оптимизации сочетания  стратегии управления экономикой регионов с теми задачами, которые ставят перед собой другие экономические  субъекты. Регионализация реформ напрямую связывается с обеспечением финансовой устойчивости территорий, которая, в  свою очередь, напрямую зависит от эффективности  финансовой помощи в регионах, результативности реализации всего спектра его функций6.

Необходимость совершенствования  системы финансовой помощи на региональном уровне обусловлена концентрацией финансовых и материальных ресурсов конкретной территории для их более эффективного использования. Каждому типу региона должен соответствовать тип механизма финансовой помощи. Таким образом, финансовая помощь  должна быть обусловлена спецификой развития региона.

Для «высокоразвитых» и «развитых» регионов, характеризующихся в целом  достаточно высоким хозяйственным  потенциалом, высоким уровнем социального  и политического развития, высокой  результативностью управления, целесообразно  реализовывать поддерживающий механизм контроля7.

Несмотря на то, что первые два типа регионов (финансово-экономические  центры, сырьевые экспорто-ориентированные) образуют группу бесспорных лидеров, высокоразвитых регионов, они же в основном являются и донорами бюджетной системы. В этих регионах сосредоточены огромные интеллектуальные, экспортные и соответствующие финансовые ресурсы. Критерием выделения развитого типа регионов стали повышенные показатели развития рыночных услуг в сочетании с достаточно развитой промышленностью.

Развитые регионы с  элементами постиндустриального развития представляют практически все крупные  районы России:

- Поволжье (Самарская, Нижегородская области, Татарстан),

-Юг (Ростовская область), Урал (Свердловская область),

-Сибирь (Новосибирская область).

Как ни парадоксально, промышленный кризис и трудности трансформации  отчасти законсервировали развитие этих регионов, но помогли сохранить  часть научно-инженерных кадров. Именно здесь есть потенциал инновационного развития в процессе модернизации страны8.

Развитые регионы с  опорой на обрабатывающую и добывающую промышленность в своем развитии должны стремиться углубить переработку  сырья, повысить конкурентоспособность  отраслей промышленности. Внимание следует  уделять также развитию «верхних этажей» сферы услуг.

Типы регионов с диверсифицированной  экономикой, с опорой на обрабатывающую и добывающую промышленность образуют группу развитых – одну из двух крупных  групп, формирующих лицо нашей страны. В группу развитых регионов входят промышленные и некоторые, сформировавшиеся в условиях советской индустриализации. Вместе с лидерами они сохраняют  огромный промышленный потенциал и  человеческий капитал. Это та часть  страны, в которой есть потенциал  гражданского общества и демократии9.

Все вышеперечисленно обуславливает необходимость поддержания в данных регионах высокого уровня предварительного, текущего и последующего финансовой помощи, обеспечения повышения объема бюджетных средств, охваченных контролем; приоритетность применения методов контроля, направленных на анализ инновационной активности региона, причин и условий специализации; повышения прозрачности бюджетного процесса, доступности для населения результатов контроля10.

Для «среднеразвитых» регионов, характеризующихся наличием необходимой  ресурсной базы, достаточным уровнем  развития  промышленности, сельского хозяйства и третичного сектора, но сильно дифференцированной экономикой, достаточной результативностью управления, целесообразен стимулирующий механизм финансово-бюджетного контроля.

Среднеразвитые регионы  подразделяются на промышленно-аграрные и аграрно-промышленные. Различия между двумя типами среднеразвитых регионов не исчерпываются географической зональностью: разлом между аграрными и промышленными территориями затрагивает и социальное развитие, и институты, и ментальность населения, и ход модернизации в целом.

Поэтому среди аграрно-промышленных оказались как достаточно успешные регионы, большое значение АПК для  которых объясняется благоприятными природными условиями (Краснодарский  край, Волгоградская, Саратовская области), так и ряд периферийных регионов нечерноземной и переходной зон  без мощной промышленной базы (Псковская, Кировская области, Марий Эл, Чувашия). К среднеразвитым промышленно-аграрным регионам отнесено большинство нечерноземных  областей Центральной России, а также  ряд регионов Сибири и Дальнего Востока.

Среднеразвитые регионы  могут быть с наибольшим основанием названы собирательным портретом  России со всей ее национальной спецификой и всеми трудностями. В будущем  им, как и развитым регионам, в  первую очередь предстоит повышать конкурентоспособность ведущих  отраслей, ориентироваться на выполнение производственных функций, вымываемых из Москвы и Санкт-Петербурга, а также  на привлечение внешних инвесторов.

Создание условий для  локализации на территории региона  не только новых производств, но и  фирм третичного сектора (финансовой отрасли, деловых услуг) также способно стать  важным компонентом политики регионального  развития.

Приоритетной целью финансовой помощи в среднеразвитых регионах может стать повышение эффективности контроля по направлениям реализации имеющегося финансово-бюджетного потенциала региона, выявление возможных причин  разбалансированности консолидированных бюджетов региона, поиск «резервов» повышения бюджетной эффективности, увеличения «бюджетной емкости». Данные цели предполагают широкое применение в деятельности методов структурного анализа бюджетов, анализа эффективности использования бюджетных средств, направленных на развитие инвестиционной и конкурентной сред, развитие малого бизнеса в регионе и т.п11.

Для «менее развитых» регионов, которые, с одной стороны, характеризуются  слабым экономическим развитием, сильнейшей нехваткой финансовых ресурсов, оттоком  населения, а, с другой стороны, неэффективным  управлением, которое может выражаться в виде недоиспользования имеющихся  ресурсов, – целесообразна реализация механизма активации. В рамках данного механизма необходимо формирование комплексной системы мер, реализуемых в виде программы действий по усилению предварительного, текущего и последовательного финансово-бюджетного контроля, направленной на повышение устойчивости региона, сбалансированность его развития, повышения качества жизни населения, роста социальной защищенности, роста.

 Приоритетной целью  контроля в таких регионах  должно стать снижение дотационности консолидированных бюджетов региона. Данная группа регионов внутренне достаточно неоднородна и состоит из двух типов регионов: сырьевых и аграрных.

Менее развитые сырьевые регионы  – несколько особый тип регионов России. Их характеризуют низкие значения душевой добавленной стоимости  всех отраслей, но добывающая промышленность смотрится на этом фоне относительно благополучно. Также для них характерны повышенные значения занятости в добывающих отраслях. Следует обозначить важную методическую деталь: сырьевые депрессивные регионы, по развитию сельского хозяйства удовлетворяющие критериям среднеразвитых аграрно-промышленных регионов, переносились в эту группу12.

Выделенный тип объединяет очень специфические территории, бурно развивавшиеся в советский  период, но оказавшиеся в кризисе  после перехода к рыночной экономике  из-за чрезвычайно высоких издержек освоения. В результате эта группа по некоторым показателям приближается к среднеразвитым, но с точки зрения развития, ограниченных возможностей самостоятельного решения проблем и государственной политики выделена в четвертую группу (также по социальным показателям). Их будущее связано с модернизацией горнодобывающей индустрии, развитием транспорта и телекоммуникаций.

Информация о работе Совершенствование форм и методов финансовой поддержки регионов в РФ