Совершенствование форм и методов финансовой поддержки регионов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:33, реферат

Краткое описание

Целью работы является совершенствование форм и методов финансовой поддержки регионов в РФ. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:
– обоснование теоретических аспектов развития регионов РФ;
– определение основных направлений совершенствования форм и методов финансовой поддержки регионов РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ Федотова.docx

— 60.81 Кб (Скачать файл)

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Институт государственного и муниципального управления

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

Дисциплина: «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ  ФИНАНСЫ»

ТЕМА: «Совершенствование форм и методов финансовой поддержки регионов в РФ»

 

 

                                  Выполнил: студентка 5 курса з/о

     Специальность 0504

Федотова Е.А

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Колпино

2012

ВВЕДЕНИЕ

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в нашей  стране тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. В создавшихся условиях важную роль в экономике играет процесс становления регионов РФ как инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики.

Анализ экономической  ситуации в России со всей очевидностью свидетельствует о существенном повышении роли регионов РФ, представляющих собой важнейший стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост. В период трансформационных преобразований развитие регионов РФ способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка.

Вместе с тем регионам в России приходится сталкиваться с серьезными трудностями, среди которых можно выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что многие вопросы, связанные с деятельностью регионов РФ, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки.

Целью работы является совершенствование форм и методов финансовой поддержки регионов в РФ. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:

– обоснование теоретических аспектов развития регионов РФ;

– определение основных направлений совершенствования форм и методов финансовой поддержки регионов РФ.

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Основные  цели региональной политики в  Российской Федерации

Под региональной политикой в Российской Федерации  понимается система целей и задач  органов государственной власти по управлению политическим, экономическим  и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации1.

Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.

Регион может  совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов  Российской Федерации.

Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются2:

-обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

-обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

-выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

-предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

-приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

-максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

-становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

2. Развитие  федеративных отношений и роль  местного самоуправления

Сохранение  и укрепление единства и правового  пространства Российского государства  во многом зависит от успешного формирования федеративных отношений, организации  взаимодействия федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления.

 

  1. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

Решение задач  территориального развития требует  совершенствования механизма реализации региональной экономической политики. Дальнейшее развитие должны получить такие методы и формы государственного воздействия, как прогнозирование  и программирование.

При разработке общероссийских прогнозов и программ особое место должно быть отведено региональному аспекту. Это даст регионам необходимые ориентиры, позволяющие  им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры  социально-экономического развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и скорректировать  в прогнозируемой динамике общероссийского  и региональных рынков собственные  регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы3.

В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и  программ должны быть отражены вопросы  совершенствования региональной экономической  политики, в том числе возможные  изменения экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов и другие).

Важнейшими  исходными пунктами должны стать  прогнозирование платежеспособного  спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств  активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших  социально-экономических проблем  их развития.

Среди форм реализации региональной политики в настоящее  время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных  целевых программ социально-экономического развития регионов.

Перечни таких  федеральных целевых программ, подлежащих проработке, должны определяться при  подготовке общероссийских концепций  и программ на среднесрочную и  долгосрочную перспективу и входить  в состав этих документов.

Учет регионального  аспекта должен стать необходимым  звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки  экономики.

В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным  финансированием должны использоваться такие формы, как4:

-участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;

-размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

-поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;

-содействие активизации международных экономических связей регионов Российской Федерации;

-создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

-содействие малому и среднему бизнесу.

Ведущим в  области совершенствования финансовых и налоговых отношений между  Российской Федерацией и ее субъектами, а также между органами государственной  власти и органами местного самоуправления должен стать курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С этой целью необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

Это позволит уменьшить неоправданные встречные  финансовые потоки между бюджетами  различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки  регионов, способных обеспечить развитие собственными силами.

Для реализации задач региональной экономической  политики в бюджетно-налоговой сфере  необходимо обеспечить5:

-бездефицитность бюджетов большинства субъектов Российской Федерации путем изменения налоговой системы;

-законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

-возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации;

-сбалансированность бюджетов всех уровней, а также согласованные между Российской Федерацией и ее субъектами соответствующие расчетные принципы и методы;

-право - в пределах автономных финансовых ресурсов - самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;

-контроль  целевого расходования  средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

  1. ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ СУБЪЕКТАМ РФ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ

 

Способы передачи средств  из вышестоящих бюджетов:

1) отчисления в процентах  от налогов, закрепленных за  вышестоящим бюджетом;

2) дотации - для покрытия  текущих расходов;

3) субвенция - целевая  передача средств;

4) субсидия  - долевое финансирование целевых расходов;

5) бюджетные ссуды - в  случае кассовых разрывов бюджета.

6) бюджетные кредиты, предоставляемые  из бюджетов высшего уровня  в нижестоящие бюджеты

Недостатки всех перечисленных  видов финансовой помощи:

·         субъективизм в перераспределении бюджетных средств,

·         зависимость территориальных органов власти от вышестоящих,

·         наличие элементов иждивенчества у территориальных органов.

Все это требует совершенствования  методов предоставления финансовой помощи территориальным бюджетам. 

I. Межбюджетные трансферты  из федерального бюджета

Межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету.

В составе федерального бюджета  созданы:

1)   Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР);

2)   Фонд регионального развития;

3)   Фонд компенсации;

4)   Фонд софинансирования социальных расходов;

5)   Фонд реформирования региональных финансов;

1. Федеральный фонд финансовой поддержки регионов

Действует с 1994 г. Фонд образуется в составе федерального бюджета  в целях выравнивания бюджетной  обеспеченности субъектов РФ. Методика его распределения неоднократно изменялась.

Дотации из Фонда распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной  бюджетной обеспеченности которых  не превышает уровень, установленный  в качестве критерия выравнивания расчетной  бюджетной обеспеченности.

2. Объем дотаций из  Фонда, выделяемых субъекту РФ, рассчитывается в 2 этапа, причем  для каждого из них устанавливается  критерий выравнивания расчетной  бюджетной обеспеченности. Общий  объем дотаций из Фонда определяется  по формуле:

ФФПР  =Т1 +Т2                                 (12.2)

где ФФПР  - общий объем дотаций из Фонда субъекту РФ;  Т1  Т2  - объемы дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ на первом и на втором этапе соответственно.

На первом этапе объем  дотаций распределяется между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной  обеспеченности которых не превышает  уровень первого критерия выравнивания (85%). На II этапе объем дотаций распределяется между субъектами РФ, уровень расчетной  бюджетной обеспеченности которых  с учетом дотаций, распределенных на I этапе, не превышает уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания (100%).

2. Фонд регионального развития был создан в 2000 г. Он предназначен для аккумуляции инвестиционных ресурсов, направляемых в регионы. Средства фонда выделяются для финансирования федеральных программ развития регионов.

3. Фонд компенсации создан в 2001 г. Средства этого фонда в виде целевых субвенций направляются на финансирование федеральных мандатов (решений, принятых федеральными органами власти). Цель его - обеспечение равного доступа всех граждан к социальным гарантиям государства.

4. Фонд софинансирования социальных расходов был создан в 2002 году в составе федерального бюджета для частичного возмещения расходов территориальных бюджетов в связи с предоставлением населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Информация о работе Совершенствование форм и методов финансовой поддержки регионов в РФ