Система органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:31, реферат

Краткое описание

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… 2

Понятие и признаки государственного органа. Понятие системы органов государственной власти …………………………………………...… 3
Принципы системы органов государственной власти ……………. 7
Виды органов государственной власти ……………………………. 10
Система органов государственной власти ………………………… 12

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 67.65 Кб (Скачать файл)

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

Система органов государственной  власти субъектов Федерации устанавливается  ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя  Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной  власти, установленными федеральным  законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Система органов государственной  власти


Несмотря на то что органы государственной  власти весьма разнообразны, в своей  совокупности они представляют собойединую систему, олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Существует несколько вариантов  систематизации органов государственной  власти.

1. Федеративная форма территориального  устройства России обусловливает  разделение всей совокупности  ее органов государственной власти  на две системы и существование  относительно независимых друг  от друга федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов  РФ.

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной  власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов  различных ветвей государственной  власти, которое, исходя из разграничения  законодательных, исполнительных и  судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдсржск и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Надо отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных  органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном  акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса  законов о федеральных органах  государственной власти». Им предусматривалось  принятие 48 федеральных конституционных  законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным  Собранием РФ, Правительством РФ, всеми  органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки  в Государственной Думе.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов  государственной власти органы государственной  власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных  органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации  органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной  власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной  власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним  могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные  палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом  об основных гарантиях избирательных  прав формируются и функционируют  избирательные комиссии субъектов  РФ (ст. 23 указанного Закона).

Как указал Конституционный Суд  РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ и конкретизируя  их, федеральный законодатель ограничен  в своем усмотрении конституционными положениями об организации власти в Российской Федерации как демократическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной  власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя  Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

2. В демократических государствах  органы государственной власти  строятся на основе принципа  разделения власти. В соответствии  со ст. 10 Конституции РФ государственная  власть в России осуществляется  на основе ее разделения на  законодательную, исполнительную  и судебную. Сообразно этому на  федеральном уровне и на уровне  субъектов РФ выделяются законодательные,  исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства1. В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

В отечественной системе государственной  власти есть органы, которые не вписываются  в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с  особым статусом». В юридической  литературе высказываются мнения о  существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и  других ветвей власти, функционирующих  одновременно с законодательной, исполнительной и судебной.

3. Организационно-правовая связь  между органами государственной  власти, относящимися к различным  государственно- территориальным уровням  и ветвям власти, неодинакова.  Она может строиться на децентрализованных  или централизованных началах. Децентрализованной системой, объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным  Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или  нижестоящей инстанциями и в  своей совокупности представляют собой  децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи  друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Отдельные виды органов государственной  власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

Непосредственно в Конституции  РФ высшими органами названы Верховный  Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный  Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции  Конституционного Суда РФ Верховный  Суд РФ и Высший Арбитражный Суд  РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических  споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным  в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые  судьи, являющиеся органами власти субъектов  РФ, включены в иерархически выстроенную  систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции  в рамках своей компетенции.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Д.Б. Катков Е.В. Корчигов «Конституционное право России»
  2. Е.И.Козлова О.Е.Кутафин «Конституционное право России»
  3. Попова А. В. «История государства и права России» 
  4. Чиркин В.Е. «Конституционное право. Россия и зарубежный опыт»
  1. Афонина А.В. «Правоведение»

  1. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов. Под редакцией О.Е.Кутафина. Том 1.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Собрание Законодательства Российской Федерации NN 21, 47 за 1995г, N 16 за 1996г., NN 1, 20, 22, 38, 51 за 1997г.
  4. Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин. Конституционное право России, 2000.
  5. Российская юридическая энциклопедия. 1999

Информация о работе Система органов государственной власти