Реформирование государственной службы как способ регулирования управленческих аномалий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Проблема масштабной коррупции, характеризующаяся многообразием и высокой организованностью ее форм (подкуп, лоббизм, повальное мздоимство, олигополия, политическая и транснациональная коррупция, завуалированные хищения и злоупотребления, совершаемые чиновниками, и т.п.) - вот с чем столкнулась Россия на пути к интеграции в мировое сообщество. В нашей стране появились социальные "болезни" высокоразвитых стран, в отношении которых они уже накопили опыт противодействия и к которым нам необходимо выработать собственный национальный "иммунитет", иначе Россия лишится своей экономической и внешнеполитической независимости и влияния.

Содержание

Введение 3
1. Основания для коррупции в системе государственного управления 6
1.1 Системные дисфункции государственной службы 6
1.2 Коррупция как явление, имеющее тяжкие социальные последствия 9
2.Реформирование государственной службы как способ регулирования управленческих аномалий 13
2.1 Внедрение механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти 13
2.2 Технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции 16
Заключение 22
Практическая часть 24
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.работа по коррупции.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Коррупция представляет собой опаснейший вид социальной патологии, поражающий систему государственного и муниципального управления. Сложность  преодоления коррупции заключается  в том, что она реализуется  в сфере действия сверхактивных  факторов мотивации поведения людей - богатства и власти. Происходящий в коррупционном процессе саморегулируемый обмен материальными ресурсами и информацией (управленческим решением) наделяет ее способностью самоорганизации и, следовательно, устойчивого самосохранения.

Большая и длительно  сохраняющаяся распространенность любого негативного социального  явления непременно вызывает «привыкание» к нему и формирует отношение  как к неизбежности и даже норме  жизни.

Коррупция увеличивает  диспропорцию социальной структуры  общества, усиливает имущественную дифференциацию граждан, социальную напряженность.

Социальная цена коррупции  и прямая стоимость коррупционной  сделки зависят от уровня управления, на котором принимается решение, подвергаемое продаже. Чем выше этот уровень, тем тяжелее и распространеннее негативные социальные последствия, больше коррупционный риск и, соответственно, компенсирующая его цена подкупа.

Итак, проблема коррупции  в России далеко переступила этические  и правовые границы. Это не просто отсутствие морали или игнорирование этических ценностей, приводящее высокопоставленных государственных чиновников и лидеров бизнеса к взяточничеству и обману общественности. Главный корень проблемы и его разветвления заключаются в отсутствии реально действующих институтов жизнеспособного гражданского общества, включая: правовые нормы, независимую судебную систему, публичный аудит, способные к принципиальному расследованию средства массовой информации и многое другое.

Во многом производными от экономических являются политические причины и условия коррупционной преступности. Среди этих причин российские криминологи справедливо называют:

отчуждение большинства  населения от власти, в частности  от управления государственной и  муниципальной собственностью, от правотворчества  и правоприменения, которыми фактически воспроизводятся основания зависимости граждан от чиновников;

отсутствие эффективного парламентского контроля за проявлениями коррумпированности высших должностных  лиц государства;

разрушение прежней  системы негосударственного (главным образом, политического, партийного) контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, почти не компенсированное новыми средствами.

Что касается социально-психологического аспекта детерминации коррупционной  преступности, то здесь также присутствует несколько очень специфичных для России криминогенных обстоятельств, среди которых специалисты традиционно отмечают многовековые традиции мздоимства и лихоимства на российской государственной службе и во многом связанную с этим психологическую готовность большой части населения к подкупу государственных служащих для реализации своих законных и незаконных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Реформирование государственной  службы как способ регулирования  управленческих аномалий

 

2.1 Внедрение  механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти

        Реформирование государственной службы предусмотрено в рамках проводимой реформы, которая предусматривает оптимизацию функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти.

Применение всех технологий борьбы с коррупцией должно включать в себя комплекс политико-идеологических, правовых, организационно-технических, социально-экономических  мер:

К комплексу политико-идеологических мер можно отнести меры, направленные на обеспечение прозрачности принятия решений государственными органами всех уровней и органами местного самоуправления; реформирование процедуры  аукционов, предоставления квот, заказов и т.д.; правовое воспитание и культурно-просветительскую работу для осознания обществом ущерба от коррупции, признания государством и обществом того, что коррупция - это угроза национальной безопасности.

Среди конкретных мер можно выделить следующие: четкое разграничение функций принятия решений, реализации решений, контроля, предоставления услуг между соответствующими государственными органами; сокращение прямого вмешательства государственных органов в экономику, прежде всего в части, касающейся разрешительных функций; информационная поддержка антикоррупционнных мер, публикация соответствующих материалов, доступно изложенных в наиболее доступных для населения источниках; обеспечение доступа любого гражданина к необходимой для его деятельности и не являющейся секретной административной информации; формирование положительного образа российского чиновника и государственной службы, повышение престижа государственной службы; активное привлечение общественных организаций, средств массовой информации, ассоциаций журналистов, профсоюзов, аналитических центров;

В рамках правовых мер наиболее четко  реализуется работа с текущим  законодательством по приведению его  в соответствие с нормами антикоррупционной  политики. Правовые меры противодействия  коррупции должны предполагать следующее: противодействие коррупции должно состоять в совершенствовании экономического законодательства и законодательства о государственной службе; ориентация законодательства на борьбу, главным образом, с коррупцией, а не с коррупционерами; введение дисциплинарной или административной ответственности (а при определенных условиях - и уголовной) за совершение деяний, создающих условия для коррупции либо коррупционных правонарушений; уменьшение диспозитивных норм законодательства в целях уменьшения у чиновников возможности выбора вариантов поведения; ограничение иммунитетов высших должностных лиц государства для обеспечения расследования и привлечения к ответственности виновных в совершении коррупционных преступлений; рассмотрение вопроса об установлении в качестве основной меры наказания за коррупционное действие запрещения работать в государственных организациях и потери всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба; введение персональной ответственности должностных лиц в сфере распоряжения средствами и имуществом; продолжение наращивания (в качественном плане) действенной системы финансового контроля, представление коррупции как серьезной проблемы национальной безопасности; совершенствование взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации и общественными организациями в вопросах обеспечения достоверной и всесторонней информации о деятельности органов государственной власти; конфискация имущества корыстных преступников, которая могла бы явиться источником доходов, необходимых для обеспечения достойного уровня жизни граждан.

Массив организационно-технических  мер может предусматривать создание единой службы, занимающейся антикоррупционной  политикой; улучшением материального  обеспечения государственных служащих; проведением взвешенной кадровой политики, в том числе особой работой по подготовке и приему граждан на государственную службу.

Среди конкретных мер  можно выделить следующие: создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на уровне федерального центра и в регионах; проведение непредвиденных проверок деятельности государственных служащих, в том числе особым независимым органом; создание благоприятных условий для граждан, которые обращаются с жалобой на того или иного чиновника; обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях; введение процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер каждые 3 года; разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих «точках»; одной из наиболее действенных форм воспитания государственных служащих, особенно впервые принятых, должна стать пропаганда высших ценностей нашего общества и неприятия любых, даже, казалось бы, самых безобидных проявлений коррупции; упразднение различных внебюджетных фондов, осуществляющих выплаты чиновникам; существенное увеличение денежного содержания государственных служащих; отладка механизмов прохождения службы с учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и «политических назначенцев»; организация системы поощрений, при которой чиновнику было бы выгодно и в материальном, и в моральном планах вести себя честно и эффективно; реорганизация системы государственной службы в целях значительного сокращения непомерно разросшегося государственного аппарата; изменение административно-правовых отношений в системе государственной службы на началах конституционного принципа равенства всех перед законом и судом; создание системы возмещения вреда, который причинен лицам в результате коррупционных деяний, для чего организовать специальный фонд, куда перечисляется определенный процент от жалования чиновника; ратификация международных договоров и конвенций.

В рамках социально-экономических  мер представляется необходимым выполнение следующих действий: уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета внедрение современных форм отчетности, которые облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде, что особенно важно для борьбы с низовой коррупцией; коммерциализация части социальных (в том числе коммунальных) услуг, ибо введение в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг; введение реальной зависимости системы предоставления основных услуг населению от самого населения через его влияние на формирование эффективного местного самоуправления; использование опыта международных и национальных специализированных агентств и развитие международного сотрудничества.

На основе возможных  механизмов противодействия коррупции  должны выстраиваться технологии противодействия  коррупции.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Технологии  деятельности по предупреждению  и пресечению коррупции

      Изучение проблемы курсового проекта позволяет выделить конкретные направления, связанные с определением приемов и методов, обеспечивающих эффективное противодействие коррупции.

Технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции  политико-идеологического характера  предусматривают:

введение открытых конкурсов на государственные заказы и закупки (там, где это невозможно, должны применяться жесткие спецификации и стандарты на продукцию и услуги);

информационная поддержка  антикоррупционнных мер, публикация соответствующих  материалов, доступно изложенных в наиболее доступных для населения источниках;

все материалы, связанные  с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке  делать доступными для общественности;

для доступа граждан  к информации о работе государственных и муниципальных органов недостаточно закрепления права граждан на информацию в ст. 29 Конституции РФ, необходимо принять специальные законы, устанавливающие порядок доступа к информации, находящейся в государственных органах;

создание специальной  государственной программы, в рамках которой через центры по информированию граждан обеспечен доступ любого гражданина к административной информации;

внедрение информационной системы, позволяющей гражданам  и частным структурам иметь доступ к информации о состоянии рассмотрения заявок, обращений, жалоб, других документов, о должностных лицах и службах, которые занимаются их вопросами;

формирование негативного  отношения общества к коррупции  посредством просветительской работы с несовершеннолетними, создания художественных фильмов и другой медиапродукции;

избавление от распространения  вредного мифа «воруют все», создающего дополнительный благоприятный фон  для распространения коррупции;

распространение среди  населения информации с комментариями юриста и психолога о том, как поступать при нарушении прав; распространение правовой грамотности среди населения;

использование в формировании надлежащего общественного мнения средств массовой информации, обеспечение  свободы СМИ в получении и  распространении информации о коррупции;

внедрение правила, согласно которому в случае серьезных подозрений о наличии коррупции среди  сотрудников определенного департамента или учреждения руководство этого  учреждения прибегает к использованию  различных средств профилактики.

Правовые технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции должны включать:

пересмотр уголовного законодательства и ответственности за коррупцию (установление запретов на занятие  в дальнейшем государственных должностей, конфискация имущества и др.);

запрет амнистии на лиц, осужденных за коррупционные преступления, увеличение сроков для снятия или  погашения судимости;

установление достаточного срока для рассмотрения коррупционных  правонарушений, для более тщательного  рассмотрения дел и обеспечения неотвратимости наказания для лиц, совершивших коррупционное правонарушение;

установление возможности  ограничения права на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений в отношении определенного круга лиц, находящихся на государственной службе, поскольку деятельность чиновника является публичной;

введение в практику законотворческой деятельности обязательного  проведения криминологической экспертизы крупных законопроектов в области антикоррупционной политики;

отмена презумпции невиновности в отношении чиновников, расходы  которых значительно превышают  доходы;

установление жесткого финансового контроля над доходами и имуществом должностных лиц  и членов их семей, декларирование доходов государственными служащими и членами их семей, изучение деятельности членов семей, занятых в предпринимательстве, на предмет использования «властного ресурса» в целях семейного обогащения;

нормативное закрепление  правила, согласно которому государственный служащий в случае возникновения сомнений в правомерности полученного от руководителя для исполнения распоряжения должен незамедлительно в письменной форме сообщить об этом своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение, и потребовать письменного подтверждения распоряжения;

расширение составов коррупционных преступлений, имеющихся  в УК РФ (фаворитизм, непотизм, конфликт интересов, создание благоприятных  условий для политических партий, незаконное обогащение по большей части неизвестны российскому уголовному законодательству, не всегда перечисленные деяния охватываются составами преступления, предусмотренными в ст. 285 и 286 УК РФ).

Технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции  организационно-технического характера:

создание независимого органа для проведения антикоррупционной  политики, взаимодействующего с органами безопасности и внутренних дел, с  совещательным органом при Президенте РФ и наделенного особыми чрезвычайными  полномочиями. Данный орган должен действовать на началах коллегиальности и создаваться парламентом;

Информация о работе Реформирование государственной службы как способ регулирования управленческих аномалий