Расчет объема капитальных вложений, необходимых для обеспечения запланированного развития ЖКХ города на ближайшие пятилетие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: произвести расчет объема капитальных вложений, необходимых для обеспечения запланированного развития ЖКХ города на ближайшие пятилетие.
Реализация поставленной цели определила решение следующих задач:
- рассмотреть элементы муниципального хозяйства;
- показать организационную специфику муниципального хозяйства

Вложенные файлы: 1 файл

ЭГМС.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)


Введение

В настоящее время  возрастает актуальность изучения управления развития муниципального хозяйства. Это  обусловлено объективными экономическими причинами и процессами, происходящими  в муниципальных образованиях. Во-первых, на территории муниципальных образований, помимо предприятий и учреждений муниципальной формы собственности, функционируют предприятия, организации и учреждения иных форм собственности, деятельность которых так или иначе связана с социально-экономическим развитием муниципальных образований, с удовлетворением потребностей местного сообщества. Во-вторых, наряду с имуществом находящимся в муниципальной собственности и средствами местного бюджета, на территории муниципальных образований значительна доля частной и государственной собственности в виде имущественных объектов и финансовых средств, которые также косвенно способствует решению вопросов местного значения, составляют экономическую основу местного самоуправления. Это обусловливает изучение проблем, связанных не только с управлением муниципальной собственностью, но и рассмотрение вопросов воздействия органов местного самоуправления на хозяйственную деятельность предприятий, организаций и учреждений не муниципальной формы собственности, изучение организационно-правовых форм вовлечения данных предприятий, организаций и учреждений, а также их имущества в решение вопросов местного значения.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий в населённых пунктах, создающий удобства и комфортабельность проживания и нахождения в них людей путём предоставления им широкого спектра услуг. Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей.

Цель: произвести расчет объема капитальных вложений, необходимых  для обеспечения запланированного развития ЖКХ города на ближайшие  пятилетие.

Реализация поставленной цели определила решение следующих  задач:

- рассмотреть элементы  муниципального хозяйства;

- показать организационную  специфику муниципального хозяйства;

- дать понятие комплексного  социально-экономического развития  муниципального хозяйства;

- провести анализ управления  развитием муниципального хозяйства  в муниципальном образовании;

-отразить в диаграммах  основные показатели развития отдельных подотраслей ЖКХ города на конец пятилетия по сравнению с исходным уровнем;

- сделать вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Структура и порядок  деятельности администрации муниципального образования в основном связаны с необходимостью решения задач управления муниципальным хозяйством.

Прежде всего, необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и  по какому основанию можно их классифицировать. Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает следующий подход:

Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и  учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную  деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

Жилищно-коммунальное хозяйство  является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена. Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города. 
ЖКХ города - это самостоятельная сфера в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы. Экономику городского хозяйства зачастую отождествляют в ЖКХ, тем самым, подчеркивая первостепенность для местных властей задач обеспечения населения теплом, водой, электричеством перед другими вопросами. Эта важнейшая сфера, накопленная множеством проблем, представляет собой благодарное поле для инноваций и применения специального экономического инструментария.

ЖКХ в России – многоотраслевой  комплекс, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры зданий различного назначения и создающий удобства и комфортность проживания или нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг:

Жилищно-коммунальное хозяйство  в широком смысле подразумевает:

  • Энергоснабжение: электроснабжение — обеспечение поставки электричества; газоснабжение — обеспечение поставки газа; теплоснабжение — обеспечение поставки горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ; энергосбережение.
  • Водоснабжение и водоотведение: водопровод — прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты, в том числе для последующего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления; канализация — отведение сточных вод.
  • Вентиляция и централизованное кондиционирование воздуха.
  • Лифтовое хозяйство.
  • Слаботочные сети (системы коммуникации и контроля): радиотрансляционная сеть; телевизионная антенна и кабель; телефонная сеть; компьютерная сеть; домофон; видеонаблюдение в местах общего пользования; технические средства вневедомственной охраны.
  • Вывоз мусора: мусоропровод; утилизация и переработка отходов.
  • Молниезащита здания.
  • Системы пожарной безопасности (пожарная лестница, сигнализация, средства пожаротушения)
  • Капитальный ремонт зданий.
  • Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания).
  • Текущая уборка и санитарно-эпидемиологическая обработка мест общего пользования (в том числе дератизация и дезинсекция).
  • Содержание придомовых территорий (благоустройство).

Состояние основных фондов ЖКХ характеризуется высокой  степенью износа. С начала экономических реформ в России 1990-х годов инвестиции в основные фонды были резко сокращены. По состоянию на 2010 год в целом по ЖКХ нормативный срок отслужили более 60 % основных фондов. По оценке президента Дмитрия Медведева, ЖКХ стоит на грани «катастрофы». Только на приведение изношенных фондов до нормативного состояния требуется более 6 трлн руб., по признанию властей, «этих средств на сегодня у государства нет».

В отрасли с каждым годом увеличивается аварийность. Так, за отопительный сезон 2009—2010 годов в ЖКХ зафиксировано более 18,7 тысяч технологических нарушений и мелких аварий, по сравнению с прошлым годом рост составил 27 %.Как отметил министр регионального развития Виктор Басаргин, «их основные причины носили техногенный характер, в основном из-за ветхости основных фондов, и только 15 % произошли из-за, так называемого „человеческого фактора“».По признанию министра, «средства, которые затрачиваем на устранение аварийных и чрезвычайных ситуаций, сопоставимы с теми средствами, которые расходуются на подготовку отопительного сезона».

В 2003 году проректор Государственной  академии повышения квалификации и  переподготовки кадров для строительства  и жилищно-коммунального хозяйства  России Елена Румянцева подвергла  сомнению достоверность ряда цифр официальной  статистики. Так, по её словам показатель обеспеченности россиян жильем растёт во многом из-за того, что «Госкомстат меняет методику оценки жилищного фонда, включая в него все новые объекты (гостиницы-приюты, дома для престарелых, помещения служебного пользования и пр.)». Госкомстат, по её мнению, занижает реальные цифры износа по сравнению с оценками Госстроя.

Практика регионов России показывает, что цены на поставку услуг  естественных монополистов оказываются  искусственно завышены путем увеличения уровня рентабельности, увеличения уровня амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд. В связи с этим, необходимым является проведение аудиторских проверок тарифов на услуги естественных монополистов, а также включение в состав регионально-энергетической комиссии представителей управляющих компаний жилищного фонда. Большую роль в ценовом регулировании имеют местные органы власти, которые должны своими решениями способствовать снижению цен на услуги путем установки минимального уровня рентабельности, обязательным конкурсным распределением подрядов на поставку сырья, материалов и ремонтные работы в пределах своей компетенции. Возможно заключение трехстороннего договора между монополистом, управляющей компанией и местным органом власти, в котором было бы отражено, что управляющая компания возмещает затраты на услуги монополистов на уровне тарифа для населения. Разницу берет на себя бюджет, что побудит органы власти вести более тщательный контроль за ростом тарифов и проводить мероприятия по энергоресурсосбережению.

Организация ресурсосбережения в жилищном фонде может дать наибольший эффект снижения цен на услуги монополистов. К тому же внедрение энергоресурсосбережения позволит поднять удельную долю возмещения населением затрат на содержание и обслуживание жилья без увеличения тарифа. В организации ресурсосбережения стоит выделить два момента: организация повсеместного учета потребления ресурсов путем установки коммерческих узлов учета; внедрение новейших ресурсосберегающих технологий.

Для достижения целей  реформы ЖКХ в области финансирования необходимо:

- ежегодно в бюджете  муниципального образования предусматривать  защищенную статью для предоставления  компенсаций и льгот на оплату  ЖКУ; 

- проработать систему  векселеоборота в жилищно-коммунальном  хозяйстве, подразумевающую выпуск  векселя, предназначенного для уменьшения кризиса неплатежей в системе ЖКХ и ухода от взаимозачетов;

- ввести жилищный ваучер  на оплату субсидий, который затем  может использоваться жителем  для оплаты ЖКУ, и далее использоваться  для взаиморасчета предприятиями  ЖКХ между собой и бюджетом. Это позволит высвободить значительные финансовые средства;

- проработать систему  городского займа под обеспечение  недвижимостью;

- разработать программу  привлечения внебюджетных инвестиций.

- необходимо создавать  и развивать предприятия, совместные предприятия, которые бы работали на систему ЖКХ; вновь созданные, или существующие предприятия, вкладывающие инвестиции в развитие жилищно-коммунального хозяйства, или при выпуске новой продукции для ЖКХ освободить от уплаты налогов на время окупаемости инвестиций;

- более полно использовать  дополнительные источники финансирования  за счет доходов от рекламы,  нахождения на объектах муниципальной  собственности чужой собственности,  привлечения арендаторов в части  ремонта фасадов, благоустройства территории и т.д;

- внедрить систему  оперативного учета движения  денежных средств и систему  учета текущей дебиторской и  кредиторской задолженности. Проводить  отбор и экономический анализ  инвестиционных проектов, направленных  на развитие жилищно-коммунального хозяйства;

- эффективно использовать  временно свободные средства  для получения дополнительной  прибыли и, в частности, разрешить  использование временно свободных  целевых бюджетных средств в  течение года по усмотрению  службы единого заказчика с  предоставлением отчетов в конце года об их использовании по назначению;

- разработать положение  о дифференцированной плате за  жилищные и коммунальные услуги, предусмотрев в нем дифференциацию  платы в зависимости от этажности,  состояния дома, отдаленности от  центра, расположения его вдоль улицы или внутри квартала.

Тариф на теплоэлектроэнергию  должен состоять из двух частей: собственно стоимости энергии и ее транспортировки, причем стоимость транспортировки - величина постоянная, а стоимость  самой энергии определяется на конкурсной основе. Для сокращения затрат служба заказчика может покупать энергию напрямую у производителей, которые должны предоставить калькуляцию, расшифрованный тариф с указанием своих реальных издержек.

Решение задачи касающейся совершенствования системы управления ЖКХ включает в себя два основных направления:

- формирование многообразия  собственников жилищной сферы; 

- демонополизация обслуживания  муниципального жилого фонда  и формирование рынка услуг. 

Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

ЖКХ, исходя из функциональных особенностей, включает в свой состав виды деятельности по оказанию следующих услуг:

- промышленно- индустриального  характера;

- строительство и ремонт  дорог, тротуаров, мостов, тоннелей  и берегозащитных сооружений  и т.п.;

- содержание и ремонт  жилых домов, включая лифтовое  хозяйство, уборку и благоустройство придомовых территорий;

- бани, прачечные, гостиницы,  учет недвижимости;

- транспортные услуги.

В рамках проводимой реформы  ЖКХ предусмотрено создание товариществ  собственников жилья (ТСЖ). При идеальных  условиях функционирования товариществ имеется ряд преимуществ для собственников квартир. Так, с созданием ТСЖ:

  • появляется возможность иметь дополнительные доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в общедолевой собственности (технический этаж, подвал, колясочная и т.п.), рационального использования земельного участка, предоставления рекламных площадей и др.;
  • возникают условия для экономного расходования воды, тепла, электрической энергии за счет установки узлов учета и применения энергосберегающих технологий;
  • смета ТСЖ на год утверждается общим собранием, что позволяет установить размер ежемесячной квартплаты для каждого домовладельца. Следовательно, члены товарищества могут проконтролировать как стоимость, так и качество оказываемых услуг. Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрена форма контроля за финансовой деятельностью правления или управляющей структуры - проведение ревизионной проверки.

Информация о работе Расчет объема капитальных вложений, необходимых для обеспечения запланированного развития ЖКХ города на ближайшие пятилетие