Развитие экономической основы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Муниципальный сектор складывается из предприятий и учреждений разных форм собственности и разной отраслевой принадлежности. Для городских муниципалитетов характерна индустриальная структура хозяйства. В поселках городского типа и малых городах сложилась моноотраслевая структура хозяйства; как правило, в них находится одно градообразующее предприятие. В крупных муниципалитетах сформированы многоотраслевые хозяйственные комплексы, часто с набором взаимосвязанных предприятий.
В крупнейших городах в настоящее время идет активный процесс формирования постиндустриальной структуры хозяйства. Градообразующую базу составляют деятельность сервисных предприятий, управленческая, торгово-распределительная, финансово-банковская

Содержание

Введение
1. Нормативно-правовое обеспечение экономической основы муниципального хозяйства………………………………………………………4
2. Муниципальная собственность и полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом……………………………………………………………………..12
3. Направления развития экономической основы муниципального хозяйства……………………………………………………………………...…29
Заключение ……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовое Экономика муниципального сектора.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Для муниципального предприятия определяются следующие показатели экономической эффективности деятельности (плановые и отчетные) (табл. 4).

 

Таблица 4 - Показатели экономической эффективности предприятия

Показатель

Унитарные

Открытые

 

предприятия

акционерные

   

обшества

Выручка от продажи товаров, про-

   

дукции, работ, услуг (за вычетом

   

НДС, акцизов и аналогичных обя-

   

зательных платежей)

+

+

Чистая прибыль

+

+

Прибыль, подлежащая перечис-

   

лению в местный бюджет

+

-

Дивиденды, подлежащие пере-

   

числению в местный бюджет

-

+

Чистые активы

+

+


 

Законодательство не устанавливает обязательного независимого аудита для унитарных предприятий, создания на предприятии каких-либо контрольных органов.

В России существуют огромные возможности для развития бизнеса, ориентированного на удовлетворение местных потребностей, без ликвидации муниципальных предприятий. В этом весьма заинтересованы органы местного самоуправления; проявляя инициативу в этом направлении, они могут получать дополнительные доходы и меньше зависеть от бюджетов других уровней.

Предприниматели используют государственные ресурсы (землю, леса, водные источники, дороги, электроэнергию и т.д.); плата за них возможна в разных формах, не только в виде налоговых платежей, и никогда не станет окончательной, так как потребности общества постоянно меняются. Если бизнес успешен, то выигрывает и муниципальная казна.

При наличии местного самоуправления муниципальный и частный сектор нуждаются друг в друге. Частный сектор становится элементом, субъектом муниципального хозяйства, экономическим ресурсом, а не конкурентом, и должен поддерживаться местным самоуправлением, если он действует в интересах населения.

Каждое муниципальное образование предпочитает опираться на собственные ресурсы, службы, чтобы было с кого спрашивать за результаты работы. Государственная власть может не принимать мер по укреплению экономической базы местного самоуправления, но, видимо, не может отказать ему в праве решать эту задачу самостоятельно.

Привлечение частных фирм к обслуживанию населения в мировой практике распространено и считается заурядным явлением. Частные фирмы привлекаются в традиционно контролируемые органами местной власти сферы городского хозяйства на основе передачи муниципального имущества в аренду или доверительное управление, приватизации предприятий.

Одна из организационных форм реализации местным самоуправлением социальных функций - муниципальное учреждение. Это некоммерческие организации, на них не распространяется требование рыночной доходности, они финансируются за счет местных и региональных бюджетов, платных услуг населению по смете исходя из предполагаемых затрат на содержание. их продукция коллективные блага (здоровье граждан, доступность образования, общественная безопасность и т.д.).

Муниципальные учреждения создаются для достижения социальных, благотворительных культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Создавая муниципальные учреждения, органы местного самоуправления закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления и осуществляют их полное или частичное финансирование.

Источниками формирования имущества муниципального учреждения в денежной и иных формах служат:

    • регулярные и единовременные поступления из местного бюджета;
    • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
    • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
    • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
    • доходы, получаемые от собственности муниципального учреждения;
    • другие не запрещенные законом поступления.
    • Органы местного самоуправления могут оказывать муниципальным Учреждениям экономическую поддержку в разной форме, в том числе путем предоставления:
    • льгот по уплате налогов, сборов и платежей муниципальным учреждениям, созданным в образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта;
    • иных льгот, в том числе полного или частичного освобождения от платы за пользование муниципальным имуществом;
    • льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим муниципальным учреждениям материальную поддержку.

Рыночная среда постепенно принуждает учреждения (школы, больницы и т.д.) совершенствовать формы работы. С одной стороны, недостаток бюджетного финансирования заставляет их повышать роль платных услуг, с другой - учреждения мало заинтересованы в рациональном использовании средств, ограничены в самостоятельности распоряжения ими. Поэтому сметное финансирование все больше, заменяется финансированием муниципального заказа.

 

 

 

 

 

 

3. Направления развития  экономической основы муниципального  хозяйства

Развитие местного предпринимательства.

В муниципальных образованиях развиваются разные формы и виды бизнеса, в том числе муниципальное, государственное, частное, кооперативное предпринимательство. По отраслевой направленности предпринимательство может быть промышленным, сельскохозяйственным, строительным, инвестиционным, финансовым и т.д. Естественно, что улучшению социального обслуживания способствует развитие высокодоходных видов бизнеса в сфере реального сектора и финансовых операций. Несмотря на то что каждое направление бизнеса ориентируется на специфические рынки, следует собственной стратегии, все направления связаны общими условиями функционирования, используют местные земельные и другие природные ресурсы, энергетические источники, коммунальную инфраструктуру, дороги внутреннего назначения и т.д.

В пределах своей компетенции органы местной власти могут регулировать предпринимательство в интересах обеспечения эффективного комплексного социально-экономического развития территории, местного хозяйства.

Основными критериями эффективности взаимоотношений с бизнесом служат новые рабочие места, налоговые поступления в бюджет. Количество и качество рабочих мест, повышение налогового потенциала - главные критерии размещения новых производств на территории муниципального образования.

Муниципальные образования конкурируют за размещение на территории эффективных предприятий, создавая инвесторам благоприятные условия аренды земельных участков, развития инфраструктуры и других форм содействия. Льготируют в первую очередь предпринимателей, создающих новые рабочие места, принимающих выполнение муниципальных заказов на наиболее выгодных для населения условиях.

Взаимоотношения с бизнесом осуществляются по двум направлениям: административно-правовое регулирование и деловое сотрудничество. К основным мерам административно-правового регулирования относятся:

    • планирование развития муниципального хозяйства;
    • установление правил землепользования, отвода земельных участков под строительство и другие нужды;
    • лицензирование отдельных видов деятельности;
    • выдача обязательных предписаний, в том числе по режимам работы предприятий;
    • регулирование цен и тарифов на товары и услуги;
    • предоставление налоговых льгот, взимание штрафов.

Деловое сотрудничество включает поддержку бизнеса в расчете на ответную отдачу в интересах населения. Для этого используются прямые и косвенные методы поддержки и муниципально-частного партнерства.

К формам прямой поддержки относятся:

    • субсидии;
    • премии за расширение рабочих мест;
    • скидки с арендной платы;
    • ссуды на льготных условиях для при обретения основных
    • средств.
    • К формам косвенной поддержки:
    • гарантии по займам;
    • создание консультационных служб и центров;
    • развитие инфраструктуры;
    • размещение муниципального заказа.

Прямые методы поддержки заключаются в непосредственном участии местного самоуправления своими финансовыми и другими ресурсами в формировании доходности предприятий. Они не могут носить регулярный и массовый характер, так как требуют средств, которых у муниципальных образований не хватает и на более неотложные нужды, хотя «потери» от поощрения инвестиций, снижения ставки процента окупаются быстрым сроком окупаемости, рабочими местами, налогами в казну (подоходный и др.), новой налоговой базой. Но отдачи от вливаний в частный бизнес может и не произойти, нередко в рамках программ поддержки бизнеса предоставляются льготы, а взамен местное самоуправление получает несовершенную конкуренцию и фирмы-банкроты. Поэтому на первый план выходит косвенная поддержка, связанная с меньшим риском.

Так, деловое сотрудничество развивается по линии использования муниципальной собственности, финансирования муниципальных объектов и инвестиционных проектов (через выпуск ценных бумаг, гарантии займов), создания зон с льготным режимом предпринимательства, развития производственной и социальной инфраструктуры, мелиорации земель, благоустройства территорий, отводимых под городские нужды.

Развитие инфраструктуры за счет бюджета, подготовка кадров, специалистов и т.д. снижают издержки на бизнес у его собственников. В строительстве автомобильных дорог, междугородных перевозках, утилизации бытовых отходов оправдывает себя передача объектов муниципальной собственности в пользование без арендной платы и с поступлением части прибыли и амортизационных отчислений в бюджет муниципального образования.

По отношению к проблемным предприятиям используются как предписания, штрафы, так и субсидии, подготовка кадров, участие в разработке иной концепции развития.

Уровень эффективности экономики в целом, темпы технологического прогресса определяются крупными корпорациями. Советская власть активно способствовала концентрации производства, Россия унаследовала гигантские (не по меркам Запада, там еще крупнее) вертикально интегрированные компании.

Наиболее значимые преимущества малых предприятий в следующем:

в малом (до 500 чел.) предприятии каждый ощущает свой вклад в общее дело, видит результат; в крупном человек не чувствует себя значимым, его ответственность мала (1/1000,1/10000);

малые менее бюрократичны, легче приспосабливаются к изменяющимся условиям (в США их называют газелями, т.е. быстрыми); персонал в них, как правило, моложе, инициативнее;

появление или отделение малого предприятия 0;1' крупного сопровождается поиском нового бизнеса, инноваций, выходом на новых клиентов и поставщиков, развитием конкуренции;

в многочисленных малых городах, где нет крупных объектов приложения труда, малое предпринимательство часто становится для населения одним из немногих источников получения средств к существованию;

крупные предприятия, как правило, не имеют резервов увеличения рабочих мест; наоборот, для них характернее их сокращение, которое компенсируется малым бизнесом, прежде всего, в сфере услуг.

Малые и средние предприятия способны эффективно использовать современные технологии, применять достижения научно технического прогресса, они мобильны и быстро приспосабливаются к рыночным условиям, размещаются в небольших городах и населенных пунктах с относительно недорогими трудовыми ресурсами, невысокой платой за арендуемые помещения.

В настоящее время Правительство РФ активизирует поддержку малого предпринимательства по разным направлениям; некоторые из них могут кардинально изменить ситуацию.

Так, федеральный бюджет предоставляет средства на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Средства предоставляются на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на финансирование:

    • создания и развития инфраструктуры поддержки субъектов
    • малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
    • поддержки субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
    • развития системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
    • создания и развития инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.

Информация о работе Развитие экономической основы муниципального хозяйства