Развитие экономической основы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Муниципальный сектор складывается из предприятий и учреждений разных форм собственности и разной отраслевой принадлежности. Для городских муниципалитетов характерна индустриальная структура хозяйства. В поселках городского типа и малых городах сложилась моноотраслевая структура хозяйства; как правило, в них находится одно градообразующее предприятие. В крупных муниципалитетах сформированы многоотраслевые хозяйственные комплексы, часто с набором взаимосвязанных предприятий.
В крупнейших городах в настоящее время идет активный процесс формирования постиндустриальной структуры хозяйства. Градообразующую базу составляют деятельность сервисных предприятий, управленческая, торгово-распределительная, финансово-банковская

Содержание

Введение
1. Нормативно-правовое обеспечение экономической основы муниципального хозяйства………………………………………………………4
2. Муниципальная собственность и полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом……………………………………………………………………..12
3. Направления развития экономической основы муниципального хозяйства……………………………………………………………………...…29
Заключение ……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовое Экономика муниципального сектора.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов, изымается органами местного самоуправления.

Недвижимость (недвижимая вещь, недвижимое имущество) это участок территории с принадлежащими ему природными ресурсами (почвой, водой и другими минеральными и растительными ресурсами), а также зданиями и сооружениями.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимости относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные о6ъекты и все, что прочно связано с землей, т.е. те о6ъекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимости относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. К недвижимости может быть отнесено и другое имущество (квартира, предприятие и т.д.).

Применительно к муниципальному образованию в составе не

движимости можно выделить следующие группы активов:

    • земельный участок;
    • жилое помещение (дом, квартира, комната);
    • нежилое помещение;
    • предприятие; здания и сооружения.

Земельный участок является объектом права собственности. Собственник земельного участка вправе продать его, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду, а также распоряжаться им другими способами (передача в доверительное управление, взнос в уставный капитал акционерного общества или товарищества и др.). Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требования о назначении земельного участка.

Жилым признается помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям и предназначенное для проживания граждан. К жилым помещениям относятся: жилые дома, квартиры в многоквартирных домах, жилые комнаты и/или иные помещения, предназначенные для проживания и признающиеся жилыми в соответствии с национальными традициями народов, населяющих Российскую Федерацию, закрепленными законодательством субъектов РФ.

Не допускается размещение в жилых домах промышленных производств. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятия, учреждений или организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод жилого помещения в нежилое осуществляется в порядке, определенном жилищным законодательством.

Нежилые помещения могут быть приобретены в собственность на основании законодательных, нормативных актов.

Законодательством предусмотрена приватизация недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. В нормативных актах определены: круг субъектов, имеющих право приватизировать недвижимость; порядок продажи и определение цены, по которой могут быть проданы указанные объекты; основания отказав продаже жилья недвижимости. В соответствии с законодательством Российской Федерации допускается продажа с аукциона или по конкурсу только незанятых (неиспользуемых) объектов нежилого фонда, в том числе и предназначенных для реконструкции, продажа других объектов нежилого фонда в этом порядке не допускается.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, долги, право на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права.

Муниципальное предприятие как организационно-правовая форма является унитарным и принадлежит муниципальному образованию. Функции собственника исполняет орган местного самоуправления. Собственник волен направлять функционирование своих предприятий по любому пути в рамках законодательства.

Как учредитель предприятия муниципальное образование имеет право:

на создание предприятия, его реорганизацию и ликвидацию;

на определение предмета и целей деятельности предприятия;

на назначение руководителя предприятия;

на контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Деятельность предприятий, связанная с социальным обслуживанием, выходит за рамки классического предпринимательства, конкуренции за привлечение капиталов и дополняется, в частности, необходимостью обслуживания населения без расчета на получение максимальной прибыли. Предприятие применяет рыночные механизмы, опыт управления частными предприятиями, что способствует повышению эффективности использования ресурсов муниципального сектора. Но прибыль здесь, прежде всего, служит средством достижения более высоких целей.

Учитывая такую специфику, законодательство регламентирует учреждения муниципального предприятия. В соответствии с Законом «О государственных и муниципальных предприятиях» №1161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. они представлены в табл. 3.

Таблица 3 - Случаи, обусловливающие учреждение муниципального предприятия

Муниципальное предприятие

Муниципальное казенное предприятие

1. Использование имущества, приватизация  которого запрещена

1. Преобладающая или значительная  часть продукции, работ, услуг предназначена  для нужд муниципального образования

2. Осуществление деятельности в  целях решения социальных задач (в том числе реализации товаров  и услуг по минимальным ценам)

2. Производство товаров, выполнение  работ, оказание услуг, реализуемых  по установленным ценам в целях  решения социальных задач

 

3. Осуществление отдельных дотируемых  видов деятельности и ведение  убыточных производств


 

Случаи учреждения новых муниципальных предприятий весьма ограничены. Имущества, приватизация которого запрещена, осталось немного, и его правовое положение регулируется федеральными актами. Муниципальному предприятию, создаваемому для реализации товаров и услуг по минимальным ценам, трудно функционировать без дотаций. Фактически все случаи затрагивают функционирование предприятия на бесприбыльной основе, что автоматически привязывает его к бюджетным дотациям и противоречит ГК РФ, квалифицирующему муниципальные предприятия как коммерческие, а коммерцию без прибыли представить сложно. С другой стороны, Законом «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливается обязанность учредителя - муниципального образования принимать меры к предупреждению банкротства муниципального предприятия.

Муниципальные предприятия действуют во всех отраслях городского хозяйства, оказывая услуги, создавая рабочие места, получая доходы для собственного развития и муниципальной казны. Но многие из них дотируются из местных и региональных бюджетов, и говорить о прибыльности муниципальных предприятий в целом не приходится. При этом казенные предприятия мало чем отличаются от учреждений, их можно условно считать коммерческими.

С учетом реальности социально-экономической ситуации случаев создания муниципальных предприятий должно быть больше. Они необходимы для:

заполнения ниши рынка, т.е. при отсутствии на рынке предприятий какого-либо профиля, слабой активности частного капитала, наличии неудовлетворенного спроса;

ликвидации монополии на местном рынке какого-либо производителя и товара;

снятия напряженности на рынке труда;

быстрой реализации выгодного проекта.

Эти случаи тем более необходимы для решения чисто социальных задач муниципального образования, поскольку здесь необходимость производства диктуется интересами не только получения прибыли, но и общественной полезности, платежеспособного спроса, социальной справедливости, влияния на окружающую природную среду.

При создании новых муниципальных предприятий невозможно не учитывать присутствия на рынке частных предприятий и последствий их деятельности для местного населения. Ряд видов услуг выгоднее оставить для рыночного предпринимательства. И прежде чем принять решение о создании муниципального предприятия, органы местного самоуправления должны изучить возможности частного сектора. Даже в случае появления на рынке частной монополии в жизненно важных сферах (электро-, водоснабжение и др.) необязательно принуждать ее к реорганизации, можно той же цели достигнуть регулированием цен, поставок.

По уровню правовой и хозяйственной самостоятельности муниципальные предприятия и учреждения делятся на три группы:

1) не наделенные ни правовой, ни хозяйственной самостоятельностью; они имеют собственные органы  управления, но по существу являются подразделениями местной администрации, их доходы и расходы интегрированы в местный бюджет, функционируют на основе указаний органов местного самоуправления. Муниципалитет функционирует как одно предприятие, координируя действия подразделений;

2) имеющие хозяйственную самостоятельность, юридический статус; они выведены из структуры администрации, но наиболее важные решения по вопросам их деятельности принимает администрация; в местном бюджете отражаются лишь результаты финансовой деятельности. Выручка, как правило, не покрывает издержек, так как цены устанавливают региональные и местные власти (предприятия транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства). Источниками их финансирования служат средства потребителей услуг, местного бюджета. В крупных городах, промышленных центрах, на густонаселенных территориях эти предприятия могут самостоятельно зарабатывать деньги для улучшения обслуживания населения;

3) действующие полностью на коммерческой  основе; эти предприятия выводятся  из организационной структуры  администрации, передаются в доверительное управление менеджерами и реализуют продукцию по рыночным ценам (предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительные, торговли, общественного питания). Могут иметь организационно-правовую форму акционерного или другого хозяйственного общества, учрежденного местным самоуправлением, в котором ему принадлежит контрольный пакет акций.

Такие предприятия имеют юридический статус, свободу действий, работают на массового потребителя, в том числе за пределами местного рынка; это переходная форма к частному предприятию.

Муниципальное образование всегда может перевести предприятие на самоокупаемость в сочетании с предоставлением дотации потребителям (адресная поддержка). По мере коммерциализации, повышения доли платных услуг устраняется граница, с одной стороны, между муниципальными предприятиями и учреждениями, а с другой - между муниципальными и частными предприятиями.

Несмотря на свободу действий в отношении своего предприятия муниципальное образование обязано соблюдать законодательство, которым гарантируются определенные права, как предприятию, так и его руководителям.

Муниципальные предприятия функционируют, как правило, на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения предоставляет полномочия по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника, любым движимым имуществом, в том числе деньгами, по своему усмотрению, в том числе сдачей в аренду, залогом, меной, продажей, передачей в доверительное управление. Право владения и пользования по своему усмотрению распространяется на недвижимое имущество (без права распоряжения). Распоряжение недвижимым имуществом возможно с согласия собственника. Реально эти полномочия единолично осуществляются руководителем предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде.

В соответствии с ГК РФ вмешательство собственника вне установленного круга полномочий в деятельность предприятий, которым имущество было передано в хозяйственное ведение, считается неправомерным. Собственник может изъять лишь неиспользуемое по назначению имущество и распорядиться им по усмотрению.

Муниципальное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам предприятия за исключением последствий банкротства, вызванного вмешательством местного самоуправления. В этом случае возникает субсидиарная ответственность по его обязательствам. Такую же ответственность муниципальное образование несет при недостаточности имущества своего казенного предприятия.

С согласия собственника муниципальное предприятие может быть участником коммерческих и не коммерческих организаций, распоряжаться принадлежащими ему акциями, долями в хозяйственных обществах или товариществах.

В соответствии с ГК РФ органом управления в муниципальных предприятиях является директор, Т.е. коллегиальные органы управления исключаются. Руководитель предприятия управляет финансовыми потоками, в том числе самостоятельно принимает решения об использовании прибыли.

Информация о работе Развитие экономической основы муниципального хозяйства