Развитие местного рынка труда на примере Краснодара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что трудовые или человеческие ресурсы являются основой развития экономики. Их роль в современных условиях возрастает, так как в условиях рынка нужно делать ставку именно на человека и его потенциал.
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях, а так же рассмотреть особенности функционирования и развития местных рынков труда на примере Краснодара.
С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования и функционирования рынка труда, во второй проблемы развития местных рынков труда на примере Краснодара.

Содержание

Введение………………………………………………………………………........…3
1. Понятие, значение и функции рынка труда………………………………….…..4
1.1 Понятие и значение рынка труда в современной экономической науке……………………………………………………………………………….….4
1.2 Функции рынка труда………………………………………………….………...6
2. Развитие местного рынка труда на примере Краснодара ………………………8
2.1 Общая характеристика рынка труда в Краснодаре …………………………..8
2.2 SWOT-анализ отрасли содействия занятости населения Краснодара…..………………………………………………………………………10
2.3 Приоритеты развития отрасли содействия занятости населения Краснодара…………………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………….............31
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ТРУДА.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо  расширить содействие безработным  гражданам и членам их семей в  переезде в сельскую местность за счет пересмотра Правительством Российской Федерации перечня возмещаемых затрат и размеров оказания финансовой помощи переселяющимся семьям, осуществлять профессиональное переобучение трудовых мигрантов по востребованным на рынке труда профессиям;

5) низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежь без практического опыта работы, женщины, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, инвалиды, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы и другие), обусловленная ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу гражданам

В сложном  положении на рынке труда находятся  наименее защищенные категории населения: женщины, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие матери, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, и другие.

Проблемами  трудоустройства женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком, при возвращении их на прежнее место работы или при новом трудоустройстве, являются:

потеря  профессиональных навыков и снижение конкурентоспособности;

социально-трудовая дезадаптация;

снижение  трудовой мобильности;

нежелание работодателей нести дополнительные издержки при трудоустройстве женщин (более низкая производительность труда, значительные потери рабочего времени, связанные с больничными листами  и отпусками (за свой счет) по уходу  за ребенком).

Возможные пути решения проблемы:

профессиональная  ориентация женщин;

увеличение  объемов профессионального обучения безработных женщин, имеющих малолетних детей, с целью повышения их конкурентоспособности  на рынке труда за счет бюджетных  средств.

К примеру, подпрограммой «Повышение занятости женщин, имеющих малолетних детей, их профессиональная подготовка и переподготовка в Краснодарском крае» в рамках проекта краевой целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Краснодарском крае» на 2008–2010 годы предусмотрены меры:

по  информированию женщин, имеющих малолетних детей, об услугах содействия трудоустройству  и возможности профессиональной переподготовки, повышения квалификации и профессионального обучения, а  также по изготовлению информационно-справочных и профориентационных материалов с ежегодными затратами краевого бюджета в сумме 0,1 млн рублей;

по  организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х  лет (2008-2010 г.г. – 1500 человек) с затратами  краевого бюджета на информирование женщин – по 90 тыс. рублей ежегодно, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации - 1,95 млн. рублей (2008 год), 4,25 млн. рублей (2009 год), 4,6 млн. рублей (2010 год) (приложение 3).

В рамках Закона Краснодарского края «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» по состоянию на 1 января в 2008 года заквотировано в 2282 крупных и средних предприятиях и организациях края 25,7 тысяч рабочих мест для инвалидов, отдельных групп молодежи, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, а также граждан, прошедших курс лечения от алкоголизма и наркомании.

За 2007 год в рамках квот работали 23 тысячи человек.

6) дифференциация территорий края по уровню регистрируемой безработицы, коэффициенту напряженности регистрируемого рынка труда и сезонный характер безработицы.

Региональный  рынок труда характеризуется  своей неоднородностью. Экономический  подъем, который в последние годы отмечается на Кубани, в силу объективных  причин происходит не во всех городах  и районах края.

Уровень регистрируемой безработицы в крае (отношение численности зарегистрированных безработных граждан к численности  экономически активного населения) составляет на 1 января 2008 года 0,8 %, что  аналогично показателю на начало 2007 года. В группу территорий с наиболее высоким уровнем регистрируемой безработицы входили Белоглинский, Крыловский и Новопокровский районы – по 2,1 %, Тихорецкий район – 2 %, Ейский, Лабинский и Павловский районы – по 1,7 %. Наименьший уровень безработицы отмечен в городах Краснодар – 0,1 %, Новороссийск и Сочи – по 0,2%.

В среднем  на одного незанятого гражданина, обратившегося  в органы службы занятости за предоставлением  государственных услуг, по состоянию  на 1 января 2008 года приходилось около 2 вакансий. Наибольшее число вакансий на одного незанятого гражданина зарегистрировано в городе Краснодаре – 9 вакансий, в городе Сочи – 4 вакансии, в городах Новороссийск, Анапа, в Славянском районе по 3 вакансии. А в сельских территориях отмечается нехватка рабочих мест. Так, в Новопокровском районе на одну вакансию претендуют 6 человек, в Белоглинском, Крыловском и Абинском – по 4 человека на одну вакансию. В отдельных хуторах и сельских округах вообще нет вакансий.

Средняя продолжительность безработицы  по состоянию на 01.01.08 г. составила 4,1 месяцев (в среднем по России – 6,2 месяца).

Немаловажным  фактором напряженности рынка труда  для Кубани является сезонный характер безработицы, связанный с работами на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях, предприятиях санаторно-курортной и туристско-рекреационной отрасли.

 

2.3 Приоритеты развития отрасли содействия занятости населения Краснодара

Конвенция МОТ в качестве приоритетной цели определила политику, направленную на содействие полной, продуктивной и  свободно избранной занятости.

Программой  социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 годы предусмотрено  принять конкретные меры для того, чтобы:

создать условия для более эффективного регулирования использования рабочей  силы;

развивать эффективную занятость населения, создать условия для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;

повысить  мобильность рабочей силы и обеспечить регулирование миграционных процессов  с учетом потребностей рынка труда;

обеспечивать  доступность и качество услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции;

модернизировать механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала;

создать условия для привлечения квалифицированных, легальных трудовых иммигрантов.

В Концепции  действий на рынке труда на 2008-2010 годы отмечено, что государственная  политика в области регулирования  рынка труда России будет направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.

Задачами  государственной политики в области  регулирования рынка труда являются:

содействие  в реализации прав граждан на свободное  распоряжение своими способностями  к труду, на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы;

обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение и  пресечение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;

содействие  обеспечению работодателей рабочей  силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Стратегической  целью деятельности государственной  службы занятости Краснодарского края является обеспечение защиты населения от безработицы посредством содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников.

Основными задачами государственной политики в области формирования и регулирования  рынка труда являются:

снижение  уровня безработицы по методологии МОТ;

содействие  сглаживанию имеющихся диспропорций в спросе и предложении рабочей  силы на рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе;

обеспечение доступности и качества государственных  услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы;

повышение удельного веса трудоустроенных  граждан в общей численности  граждан, обратившихся в органы службы занятости с целью трудоустройства;

не  допущение социальной напряженности  на рынке труда;

совершенствование материально-технической базы, развитие информационных технологий органов службы занятости.

Основные  приоритеты в деятельности органов  службы занятости:

повышение информированности граждан и  работодателей о тенденциях спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; о возможности получения государственных услуг по содействию в поиске работы и трудоустройстве граждан, а работодателей – в подборе необходимых работников;

обеспечение полноты и качества государственных  услуг, оказываемых населению и  работодателям, в области содействия занятости населения при эффективном использовании бюджетных средств;

развитие  и повышение качества системы  профессиональной подготовки безработных  граждан и профессиональной ориентации населения края в целях обеспечения  их конкурентоспособности на рынке труда и удовлетворения спроса предприятий и организаций края на квалифицированную рабочую силу;

совершенствование системы социального партнерства  на рынке труда, поиск новых направлений  взаимодействия по содействию трудоустройству  молодежи, граждан, проживающих в сельской местности, граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

упреждение  застойной и хронической безработицы.

Механизм  решения стратегических задач:

1. Снижение уровня общей безработицы по методологии МОТ

Стратегией  предусматривается снижение численности  безработных граждан по методологии  МОТ и соответственно уровня безработицы  по методологии МОТ с 6,5% от численности  экономически активного населения  края в 2007 году до 5% (естественный уровень) в 2020 году.

Повышение уровня занятости населения и  снижения уровня безработицы по методологии  МОТ может быть достигнуто за счет:

модернизации  экономики края и ввода новых  рабочих мест (2008-2010 гг. – 150 тысяч  рабочих мест);

превентивных  мер по предотвращению негативных последствий реструктуризации и банкротства предприятий, сопровождаемых значительным высвобождением рабочей силы;

повышения территориальной мобильности рабочей  силы;

реализации  мероприятий краевой целевой  программы «Содействие занятости населения Краснодарского края на 2008-2010 годы», утвержденной Законом Краснодарского края от 27 сентября 2007 года №1333-КЗ;

ежемесячного  мониторинга органами службы занятости  состояния рынка труда в городских  и сельских поселениях края, принятие оперативных мер по регулированию регистрируемого рынка труда;

совместной  деятельности органов службы занятости  и органов государственной статистики по улучшению качества проводимых выборочных обследований населения края по проблемам  занятости населения.

2. Содействие сглаживанию имеющихся диспропорций в спросе и предложении рабочей силы на рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе

Анализ  спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе показал, что экономика  края, как и прежде, испытывает большую потребность:

в рабочих  профессиях: каменщик, штукатур-маляр, облицовщик-плиточник, плотник, столяр, слесарь (различной специализации), тракторист и механизатор, продавец товаров (продовольственных и непродовольственных), электрик, электрогазосварщик, и т.д.;

в специалистах и служащих: медицинская сестра (различных  специализаций), инженер (различных  специальностей), мастер, механик, врач (различных специализаций) и преподаватель, и т.д.

Стратегическая  задача обеспечения экономики края квалифицированными кадрами может быть решена путем повышения эффективности функционирования рынка труда за счет координации совместных действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В начале 2008 года Краснодарстатом проведено «Выборочное обследование потребности в квалифицированных кадрах на период до 2010 года» в профессионально-квалификационном разрезе.

Департамент экономического развития Краснодара, департамент государственной службы занятости населения Краснодара, департамент образования и науки Краснодара на основании полученных Краснодарстатом данных, с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования края, а также с учетом программ ввода новых рабочих мест предусматривают проведение ежегодного мониторинга и разработки среднесрочного прогноза потребности предприятий и организаций края в квалифицированных кадрах в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах.

Для обеспечения  соответствия структуры профессионального образования потребностям рынка труда края органами образования предусматривается дальнейшая корректировка направлений и уровней профессиональной подготовки квалифицированной рабочей силы с учетом прогноза спроса и предложения квалифицированной рабочей силы на рынке труда.

Опережающее развитие профессионального образования  по отношению к социально-экономическому развитию региона с учетом потребностей рынка труда будет достигнуто через привлечение в сферу  профессионального образования  квалифицированных специалистов и совершенствование содержания и технологий профессионального образования.

Начальное и среднее профессиональное образование  сегодня отнесены к компетенции  субъектов Российской Федерации, что  должно позволить сориентировать образовательные  учреждения на предоставление образовательных услуг в соответствии с потребностями рынка труда.

Например, учитывая приоритетные направления  экономики края, к 2010 году планируется  расширение на 15% профессиональной подготовки и переподготовки кадров для санаторно-курортного комплекса, сервиса и потребительской сферы; агропромышленного комплекса; градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и др.

Информация о работе Развитие местного рынка труда на примере Краснодара