Пути совершенствования управления муниципальным водоснабжением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 05:45, курсовая работа

Краткое описание

Широкое внедрение средств вычислительной техники позволит решать задачи проектирования и эксплуатации сооружений систем водоснабжения на качественно новом уровне, обеспечивающем требования экономичности и надежности. К числу таких задач относятся гидравлические расчеты систем подачи и распределения воды, расчеты по защите водоводов от гидравлических ударов, выбора оптимальных режимов, расчеты отдельных сооружений и всей системы водоснабжения в целом, а также ряд других сложных задач.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты организации и функционирования системы водоснабжения муниципального образования…………………………………….5
1.1 Структура и принципы функционирования системы водоснабжения муниципального образования………………………………………………………5
1.2 Особенности организации системы водоснабжения на уровне муниципального образования……………………………………………………..10
2 Анализ системы управления муниципальным водоснабжением……………...17
2.1 Анализ исследования проблем муниципального водоснабжения…………..17
2.2 Особенности системы водоснабжения на территории муниципального образования г. Артем……………………………………………………………...22
3 Пути совершенствования управления муниципальным водоснабжением…...27
3.1 Направления совершенствования системы водоснабжения на территории муниципального образования г. Артем…………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка системы управления водоснабжения в Артемовском ГО.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ от 6 октября 2011 года устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления [8].

 

1.2 Особенности  организации системы водоснабжения  на уровне муниципального образования

Система водоснабжения населенного пункта должна обеспечивать получение в необходимом количестве воды из природных источников, при необходимости улучшение ее качества и передачу к месту потребления. Основное требование в работе системы водоснабжения - выполнение заданных функций при соблюдении высоких показателей надежности и экономичности.

Системой водоснабжения муниципального образования называется комплекс инженерных сооружений, предназначенных для забора воды из источника водоснабжения, ее очистки, хранения и подачи потребителям. Система водоснабжения должна обеспечивать снабжение водой данного объекта в требуемых количествах и требуемого качества без снижения установленных показателей своей работы [11, с.68].

Организация системы водоснабжения в муниципальных образованиях в основном основывается на функционировании муниципальных предприятий, в отдельных городах это акционерные общества.

Система управления муниципальным водоснабжением представлена на рисунке 1.

 

 

 

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству


 

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства



ОАО «Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство»


Рисунок 1 - Система управления муниципальным водоснабжением

 

Водоснабжение основано на использовании природного сырья - воды.

Источник водоснабжения должен отвечать следующим основным требованиям: обеспечивать бесперебойное поступление требуемого количества и качества воды с учетом роста потребности в водоснабжении; обладать достаточной мощностью; находиться на кратчайшем расстоянии от объекта водоснабжения.

Одним из основных показателей надежности работы системы служит вероятность безотказного функционирования в течение рассматриваемого периода времени. Под отказом системы водоснабжения следует понимать недопустимое снижение качества ее работы в результате следующих событий: отказ водоисточника (понижение уровня воды ниже допустимого, обледенения); аварии на водоводах или магистральных линиях сети, повреждение насосов, перерыв в подаче электроэнергии на насосную станцию; нарушение нормальной работы водоочистных сооружений, влекущее за собой ухудшение качества воды. Повышение надежности водопровода достигается структурным резервированием отдельных элементов системы. На территории населенного пункта обычно существуют различные категории водопотребителей, предъявляющих разные требования к количеству и качеству воды.

Вода расходуется потребителями на самые разнообразные нужды. Основными категориями потребителей являются: водопользование для хозяйственно-питьевых нужд населения - все расходы воды на питье, гигиенические нужды, приготовление пищи и т.д., кроме того, сюда входят расходы воды для обеспечения благоустройства городов и населенных пунктов, поливки улиц, зеленых насаждений и т.п.; водопользование для производственных целей на предприятиях промышленности, транспоа, сельского хозяйства; водопользование для целей пожаротушения; использование воды на собственные нужды водопровода - промывку фильтров, сети и т.п.

Все эти группы потребителей предъявляют различные требования к количеству, качеству и давлению воды. Поэтому при проектировании необходимо решать вопрос о целесообразности сооружения единой или раздельной систем водоснабжения. Для отдельных крупных промышленных объектов города, которые могут использовать неочищенную воду, целесообразно устраивать самостоятельные производственные водопроводы. Возможность объединения противопожарного водопровода с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом решают на основе технико-экономических расчетов. Обычно в городах устраивают единый хозяйственно-противопожарный водопровод. Он подает воду и для хозяйственно-питьевых нужд предприятий, расположенных на территории города, и для их технических нужд, если в технологических процессах используется вода питьевого качества.

Системы водоснабжения различают по виду обслуживаемого объекта, по назначению и по принципу расходования воды.

По виду обслуживаемого объекта системы водоснабжения делят на городские, поселковые, промышленные, железнодорожные, сельскохозяйственные и др.

В зависимости от системы водоснабжения бывают следующие: хозяйственно-питьевые, производственные, противопожарные, объединенные.

Хозяйственно-питьевые системы снабжают водой столовые, души, умывальники, уборные, прачечные и другие водопотребительские объекты хозяйственного назначения.

Производственные системы предназначены для подачи воды на технологические нужды. Технологическую воду используют для нагрева или охлаждения сырья и полуфабрикатов, в теплообменных аппаратах, для мойки тары, помещений и т.д. На производственные цели уходит большая часть поступающей на предприятие воды.

Противопожарные системы обеспечивают водой для тушения пожаров внутри предприятий и на его территории.

Противопожарный водопровод делят на внутренний и наружный. Внутренний устраивают в пожароопасных и взрывоопасных помещениях. Все подводки обеспечивают противопожарными средствами (шланги с брандспойтами, дренчерные и спринклерные установки).

Наружный водопровод на территории предприятия прокладывают под землей. Он может быть низкого или высокого давления. Низкое водопроводное давление поддерживают городская насосная станция, водопроводная башня, насосная станция второго подъема. Высокое давление создают специальные стационарные противопожарные насосы. Их устанавливают в помещениях предприятий.

Каждая система водоснабжения обеспечивается оперативным запасом воды. Этот запас хранят в подземных резервуарах. Количество оперативного запаса определяют исходя из норм расхода на тушение пожара. Требуемое давление в водопроводе создают водонапорная башня, пневматические установки или насосы второго подъема.

Систему водоснабжения, обслуживающую несколько крупных объектов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга, называют районной или районным водопроводом.

Иногда водопровод обеспечивают водой объекты, расположенные на участках территории с различной высотой. В таких случаях устраивают зонные системы водоснабжения. Для высоко расположенных участков насосы поддерживают высокое давление, которое не нужно для низко расположенных.

При наличии объединенных систем водоснабжения вода поступает на различные цели. Например, на предприятиях мясной и молочной (т.е. пищевой) промышленности на технологические нужды идет только питьевая вода. Это позволяет объединить хозяйственно-питьевую и производственную систему в одну общую. Такая общая система может служить и для противопожарных целей. В некоторых случаях сооружают частично объединенные системы водоснабжения - производственно-хозяйственные, когда для технологических целей применяют только питьевую воду, и хозяйственно-противопожарные. Кроме того, на предприятиях устраивают системы горячего водоснабжения.

Все системы внутреннего водоснабжения делят по принципу расходования воды на прямоточные, последовательно-повторные и оборотные.

В прямоточных системах воду из точек потребления (разные звенья технологического процесса, мойки оборудования и помещений, душевые, туалеты и т.д.) спускают в канализацию. Прямоточная система является самой распространенной и наименее экономичной. Значительную экономию воды дают последовательно-повторная и оборотная системы водоснабжения.

В соответствии с назначением объекта и требованиями, предъявляемыми к воде, а также по экономическим соображениям для всех указанных целей вода может подаваться одним водопроводом или для отдельных категорий водопотребителей могут быть устроены самостоятельные водопроводы. Обычно в городах предусматривают единый хозяйственно-противопожарный водопровод, который подает воду для хозяйственно-питьевых нужд промышленных предприятий города, иногда для технических нужд тех предприятий, где требуется вода питьевого качества. Для отдельных крупных промышленных предприятий города или для группы производств одного района, которые могут использовать неочищенную воду, целесообразно устраивать самостоятельные производственные водопроводы [12, с.82].

В городах обычно имеются предприятия, которые потребляют относительно небольшое количество воды непитьевого качества. Учитывая их разбросанность по территории города, оказывается экономически целесообразным снабжать их очищенной водой из сети городского водопровода, чем устраивать для них самостоятельные производственные водопроводы.

Противопожарные функции, как в населенном пункте, так и на территории промышленного предприятия чаще всего выполняет система хозяйственно-питьевого водопровода, характеризующегося большой разветвленностью водораспределительной сети. На промышленных предприятиях с локальной системой водоснабжения часто противопожарные функции возлагают на систему производственного водопровода, когда это допустимо по условиям снабжения водой производственных потребителей. Вместе с тем на некоторых (особо пожароопасных) предприятиях устраивают самостоятельные системы противопожарных водопроводов [13].

Система управления муниципальным водоснабжением является составляющей целой структуры, включающей в себя как федеральный, региональный, так и местный уровни.

Основная цель муниципального управления общегородским коммунальным хозяйством заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в соответствующих услугах.

В целом, задачи органов местного самоуправления в сфере общегородского коммунального хозяйства могут быть представлены в виде рисунка 2.

 

Рисунок 2 – Задачи органов местного самоуправления в сфере общегородского коммунального хозяйства

На федеральном уровне контроль осуществляет федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ системы  управления муниципальным водоснабжением

 

2.1 Анализ исследования  проблем муниципального водоснабжения

Схема водоснабжения Артемовского муниципального образования  на 2014-2023 годы  (далее – Схема водоснабжения), разрабатывается с целью удовлетворения спроса потребителей на услуги холодного и горячего водоснабжения.

Целью разработки Схемы водоснабжения является обеспечение для потребителей доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения  (далее - централизованные системы водоснабжения), в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развития централизованных систем водоснабжения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий на территории Артемовского муниципального образования, включая территории населенных пунктов– п. Апрельск, п. Артемовский, п. Маракан (далее, краткое обозначение - Артемовское Поселение).

Разработку Схемы водоснабжения необходимо осуществлять в соответствии:

- с требованиями Федерального  закона  от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";

- с требованиями Постановления Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения";

- с требованиями Федерального  закона  от 23.11.2012  № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»;

- с требованиями Федерального  закона  от 29.12.2012 № 190-ФЗ (Градостроительный кодекс РФ);

- с документами территориального  планирования Артемовского муниципального образования (городское поселение);

- с соблюдением требований нормативно  – правовых документов РФ, Иркутской  области, Артемовского муниципального  образования, с учетом иных программ  развития сетей инженерно –  технического обеспечения (Схема теплоснабжения Артемовского МО на 2014- 2028 годы);

-со Свидетельством о допуске  к работам по подготовке проектной  документации, которые оказывают  влияние на безопасность объектов капитального строительства за № СРО-П-081-3808053746-00269-6 от 23 января 2013г., выданной на основании решения Совета НП «Межрегиональное объединение проектировщиков (СРО), протокол №02/13 от 23 января 2013г. в порядке переоформления свидетельства № СРО-П-081-3808053746-00269-5 от 16 мая 2012г. выданном на имя ООО «Канвод».                                                     

Схема водоснабжения разрабатывается  на срок 10-ти лет, по  2023 год 

Разработчик  схемы: 

Совместно с представителями  Заказчика взаимодействует с гарантирующим поставщиком холодной и горячей воды (ООО «ТеплоВодоРесурс, постановление  Главы № 119 от 29.10.2013 г.), администрацией Артемовского Поселения по  сбору и предоставлению исходной  информации.

Содержание разделов:

Раздел 1.

«Технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения»

 

а) описание системы и структуры водоснабжения поселения и деление территории поселения на эксплуатационные зоны;

б) описание территорий поселения не охваченных централизованными системами водоснабжения;

в) описание технологических зон водоснабжения, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения;

г) описание результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения, включая:

-описание состояния существующих  источников водоснабжения и водозаборных сооружений;

-описание существующих сооружений очистки и подготовки воды, включая оценку соответствия применяемой технологической схемы водоподготовки требованиям обеспечения нормативов качества воды;

-описание состояния и функционирования  существующих насосных централизованных станций, в том числе оценку энергоэффективности подачи воды, которая оценивается как соотношение удельного расхода электрической энергии, необходимой для подачи установленного объема воды, и установленного уровня напора (давления);

-описание состояния и функционирования водопроводных сетей систем водоснабжения, включая оценку величины износа сетей и определение возможности обеспечения качества воды в процессе транспортировки по этим сетям;

-описание существующих технических  и технологических проблем, возникающих при водоснабжении поселений, городских округов, анализ исполнения предписаний органов, осуществляющих государственный надзор, муниципальный контроль, об устранении нарушений, влияющих на качество и безопасность воды;

-описание централизованной системы  горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, отражающее технологические особенности указанной системы;

д) описание существующих технических и технологических решений по предотвращению замерзания воды применительно к территории распространения вечномерзлых грунтов;

е) перечень лиц, владеющих на праве собственности или другом законном основании объектами централизованной системы водоснабжения, с указанием принадлежащих этим лицам таких объектов (границ зон, в которых расположены такие объекты).

Раздел 2.

«Направления развития централизованных систем водоснабжения»

 

а) основные направления, принципы, задачи и целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения;

б) различные сценарии развития централизованных систем водоснабжения в зависимости от различных сценариев развития поселения;

Раздел 3.

«Баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды»

а) общий баланс подачи и реализации воды, включая анализ и оценку структурных составляющих потерь горячей, питьевой, технической воды при ее производстве и транспортировке;

б) территориальный баланс подачи горячей, питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения (годовой и в сутки максимального водопотребления);

в) структурный баланс реализации горячей, питьевой, технической воды по группам абонентов с разбивкой на хозяйственно-питьевые нужды населения, производственные нужды юридических лиц и другие нужды поселений и городских округов (пожаротушение, полив и др.);

г) сведения о фактическом потреблении населением горячей, питьевой, технической воды исходя из статистических и расчетных данных и сведений о действующих нормативах потребления коммунальных услуг;

д) описание существующей системы коммерческого учета горячей, питьевой, технической воды и планов по установке приборов учета;

е) анализ резервов и дефицитов производственных мощностей системы водоснабжения поселения;

ж) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды на срок не менее 10 лет с учетом различных сценариев развития поселения, рассчитанные на основании расхода горячей, питьевой, технической воды в соответствии со СНиП 2.04.02-84 и СНиП 2.04.01-85, а также исходя из текущего объема потребления воды населением и его динамики с учетом перспективы развития и изменения состава и структуры застройки;

з) описание централизованной системы горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, отражающее технологические особенности указанной системы;

и) сведения о фактическом и ожидаемом потреблении горячей, питьевой, технической воды (годовое, среднесуточное, максимальное суточное);

к) описание территориальной структуры потребления горячей, питьевой, технической воды, которую следует определять по отчетам организаций, осуществляющих водоснабжение, с разбивкой по технологическим зонам;

л) прогноз распределения расходов воды на водоснабжение по типам абонентов, в том числе на водоснабжение жилых зданий, объектов общественно-делового назначения, промышленных объектов, исходя из фактических расходов горячей, питьевой, технической воды с учетом данных о перспективном потреблении горячей, питьевой, технической воды абонентами;

м) сведения о фактических и планируемых потерях горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке (годовые, среднесуточные значения);

н) перспективные балансы водоснабжения и водоотведения (общий - баланс подачи и реализации горячей, питьевой, технической воды, территориальный - баланс подачи горячей, питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения, структурный - баланс реализации горячей, питьевой, технической воды по группам абонентов);

о) расчет требуемой мощности водозаборных и очистных сооружений исходя из данных о перспективном потреблении горячей, питьевой, технической воды и величины потерь горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке с указанием требуемых объемов подачи и потребления горячей, питьевой, технической воды, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам с разбивкой по годам;

п) наименование организации, которая наделена статусом гарантирующей организации.

Раздел 4.

«Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения»

 

а) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения с разбивкой по годам;

б) технические обоснования основных мероприятий по реализации схем водоснабжения, в том числе гидрогеологические характеристики потенциальных источников водоснабжения, санитарные характеристики источников водоснабжения, а также возможное изменение указанных характеристик в результате реализации мероприятий, предусмотренных схемами водоснабжения и водоотведения;

в) сведения о вновь строящихся, реконструируемых и предлагаемых к выводу из эксплуатации объектах системы водоснабжения;

г) сведения о развитии систем диспетчеризации, телемеханизации и систем управления режимами водоснабжения на объектах организаций, осуществляющих водоснабжение;

д) сведения об оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета воды и их применении при осуществлении расчетов за потребленную воду;

е) описание вариантов маршрутов прохождения трубопроводов (трасс) по территории поселения и их обоснование;

ж) рекомендации о месте размещения насосных станций, резервуаров, водонапорных башен;

з) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения;

и) карты (схемы) существующего и планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.

по утверждению срока ввода в эксплуатацию новых мощностей.

Раздел 5.

«Экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения»

а) на водный бассейн предлагаемых к строительству и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения при сбросе (утилизации) промывных вод;

б) на окружающую среду при реализации мероприятий по снабжению и хранению химических реагентов, используемых в водоподготовке (хлор и др.).

Раздел 6.

«Оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения»

 

 

 

 

 

 

- включает в себя с разбивкой по годам:

-оценку стоимости основных мероприятий  по реализации схем водоснабжения;

-оценку величины необходимых  капитальных вложений в строительство  и реконструкцию объектов централизованных систем водоснабжения, выполненную на основании укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, либо принятую по объектам - аналогам по видам капитального строительства и видам работ, с указанием источников финансирования.

Раздел 7.

«Целевые показатели развития

централизованных систем водоснабжения»

 

 

 

Содержит значения целевых показателей на момент окончания реализации мероприятий, предусмотренных схемой водоснабжения, включая целевые показатели и их значения с разбивкой по годам.

К целевым показателям деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, относятся:

а) показатели качества соответственно горячей и питьевой воды;

б) показатели надежности и бесперебойности водоснабжения;

в) показатели качества обслуживания абонентов;

г) показатели эффективности использования ресурсов, в том числе сокращения потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды) при транспортировке;

д) соотношение цены реализации мероприятий инвестиционной программы и их эффективности - улучшение качества воды;

е) иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Раздел 8.

«Перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию».

Содержит перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.

Информация о работе Пути совершенствования управления муниципальным водоснабжением