Проблемы активизации местного населения в решении местных вопросов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ проблем активизации населения в решении вопросов местного значения.
Задачи работы:
Рассмотреть правовые основы для привлечения населения к осуществлению местного самоуправления.
Рассмотреть формы участия населения в решении вопросов местного значения
Изучить способы и методики привлечения жителей к решению вопросов местного значения
Рассмотреть методы проектирования деятельности по привлечению населения к решению вопросов местного значения
Проанализировать практику организации работы с населением на примере муниципального образования Кильмезское городское поселение, выявить проблемы и эффективные решения.

Содержание

Введение 3
1. Правовые основы участия населения
в решении вопросов местного значения 5
2. Формы участия населения в решении
вопросов местного значения 9
3. Привлечение жителей к решению
вопросов местного значения 14
4. Проектирование деятельности по привлечению
населения к решению вопросов местного значения 17
5. Организация работы с населением на
примере муниципального образования
Кильмезское городское поселение 23
Заключение 26
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая основы местного самоуправления.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

- обсуждение вопросов местного значения;

- информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

- осуществление территориального общественного самоуправления.

В качестве итогов проведения собраний, конференций могут быть обращения к органам и должностным  лицам местного самоуправления, а также избрание лиц, уполномоченных представлять граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами, местного самоуправления. Обращения, принятые собранием или конференцией граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и  про ведения собрания и конференции  граждан, избрания делегатов на конференцию, а также полномочия собрания или конференции определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги собрания, конференции граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Для назначения собрания или конференции граждан необходимо решение либо представительного органа муниципального образования, если инициатива проведения принадлежит населению или самому представительному органу, либо главы муниципального образования, если инициатива принадлежит ему.

Опрос граждан - это форма участия населения в решении вопросов местного значения. Опрос проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. В опросе принимают участие граждане, обладающие избирательным правом.

Обращения граждан – это направленные в государственный орган или должностному лицу письменные или устные предложения, заявления или жалобы.

Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества

Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц

Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В ст. 33 Конституции РФ право на обращение закреплено как  право гражданина. В реальной жизни это право имеют также иностранцы и лица без гражданства (ч. 3 ст.62 Конституции РФ).

Порядок рассмотрения обращений  граждан регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

3. Привлечение  жителей к решению вопросов  местного значения

 

Проблемы привлечения граждан к решению вопросов местного значения остро стоят перед органами местного самоуправления.

Одной из таких проблем, тормозящих развитие местного самоуправления, является недостаточная активность населения, нежелание людей принимать участие в решении вопросов местного значения, ходить на муниципальные выборы, референдумы, обращаться с правотворческой инициативой к должностным лицам и органам местного самоуправления, участвовать в публичных слушаниях, собраниях и конференциях и т. п. 

Эта проблема порождает другую - имеется целый ряд вопросов местного значения, при решении которых без активного участия самих граждан невозможно организовать какую-либо деятельность:

    1. организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
    2. создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
    3. оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения;
    4. привлечение граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений,
    5. оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 года  №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Участие населения  в местном самоуправлении – это различные способы и формы активности граждан, стремящихся влиять на уровне местного сообщества на структуры управления, процесс принятия решений.

Из возможных мотивов  участия граждан в процессах местного самоуправления нужно выделить два, которые непременно надо учитывать при работе по привлечению жителей к решению вопросов местного значения:

Политические мотивы - в их основе лежат представления о необходимости участия в политической жизни, ощущение причастности (политическое самосознание, чувство гражданского долга участия).

Инструментальные, «рационально - эгоистические» мотивы - люди принимают участие в муниципальном самоуправлении, видя в этом средство решения собственных проблем (повышения статуса, престижа, доходов, уровня жизни, удовлетворения психологических потребностей в общении, в ощущении своей силы и значимости).

Основой любого процесса жизни муниципалитета является инициатива населения. Этот аспект определяет цель, средства и результат.

Создание  условий для участия жителей в местном самоуправлении - главная цель организации работы с населением. Для того, чтобы организовать участие населения в решении вопросов местного значения, требуется создать следующие условия:

Правовые: нормативно-правовые акты по формам и процедурам участия жителей в местном самоуправлении. При этом муниципальные правовые акты по формам участия жителей в местном самоуправлении должны соответствовать требованиям законодательства и быть доступны для жителей.

Организационные: наличие структур (специалистов), регламентов деятельности, материально-технического обеспечения. 

Информационные: своевременная, доступная и полная информация о планируемой и осуществляемой деятельности и возможностях и формах для участия жителей.

Также необходимо стимулировать активность населения, применяя такие формы поддержки и стимулирования активности жителей, как муниципальные гранты, звания, премии, конкурсы и прочее.

Составляющей частью общественно-политической структуры местного общества являются политические партии и общественные объединения, которые выступают катализаторами социальных процессов и оказывают определённое влияние на общественное мнение. Органы местного самоуправления должны  тесно сотрудничать с ними  по вопросам социально-экономического развития территории и жизнеобеспечения населения, так как подобное взаимодействие способствует формированию гражданского мира и согласия, снижению социальной напряжённости, обеспечению общественного правопорядка.

Формы и методы взаимодействия исполнительной власти муниципального района и представителей гражданского общества разнообразны: совещания, собрания, встречи,  «дни открытых дверей» в органах местного самоуправления;. «круглые» столы, конференции, общественные форумы, съезды представителей органов территориального общественного самоуправления, «неделя местной демократии», информационные часы по актуальным вопросам местного самоуправления с приглашением представителей политических партий и общественных объединений; научно-практические конференции с участием священнослужителей РПЦ и многие другие совместные мероприятия.

Привлечение населения, общественных объединений, других организаций  к решению вопросов местного значения помогает эффективнее решать многие проблемы муниципалитета, обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество и взаимодействие, ориентированные  на совместное решение проблем.

 

 

 

4. Проектирование  деятельности по привлечению  населения к решению вопросов  местного значения

 

Процесс проектирования вероятного или логического будущего и предполагаемых будущих состояний есть стратегическое планирование.  Данный процесс необходим для познания того, как достичь своих целей,  как использовать  знания,  чтобы направить логическое будущее  к  более  желаемому,  и  затем  построить  эти действия. Любые  планы имеют три общих   элемента –   начальное состояние, цель (конечное состояние) и  процессы,  связывающие  эти  два состояния.  Цель  проектирования  -   соединение  этих  элементов для того,  чтобы с наименьшими   затратами   достигнуть   наибольшей   эффективности.

Для того чтобы привлечь население и гражданские организации в процессы решения вопросов местного значения, необходимо ответить на вопрос «Куда и зачем привлекать?». При разработке любого вида деятельности нужно сначала определить, что может в этой работе сделать население (различные его группы), а только потом определять задачи для органов местного самоуправления.

На начальном этапе проектирования решений интеллектуальный потенциал населения необходим для получения информации:

  1. о потребностях и интересах граждан и гражданских организаций;
  2. о возможных путях:

- удовлетворения потребностей и интересов граждан,

- решения возникающих проблем.

Поэтому привлечение  института гражданского общества необходимо и на этапе проектирования деятельности по активизации населения, поскольку в соответствии с системным подходом каждый имеет своё видение проблемы, своё мнение по поводу её решения, исходя из интересов тех социальных слоёв, представителями которого является та или гражданская организация или гражданин.

«Качество происходит не от контроля, а от совершенствования  процесса», как говорил один из классиков управленческой науки. Можно бесконечно говорить об общественной экспертизе, общественном контроле, но если не усовершенствовать процесс проектирования деятельности, то это ничего нового не даст.

В процессе проектирования и осуществлении деятельности по вовлечению населения в решение  вопросов местного значения необходимо соблюдать следующие принципы:

    1. Участие населения нужно организовывать и стимулировать.
  1. Меры стимулирования должны быть адекватны интересам конкретной целевой группы, которую предполагается привлечь.
  2. Деятельность  нужно осуществлять с учетом того, что интересы различных целевых групп не одинаковы, а часто и противоречивы.
  3. С каждой группой жителей нужно говорить на «их языке», с учетом уровня их подготовленности к участию в местном самоуправлении.
  4. Всячески поддерживать самоорганизацию, так как значительно проще работать с организованными группами жителей.
  5. Принципиально важна работа с  лидерами
  6. Применять новые формы работы с населением, поскольку привычные для органов местного самоуправления формы работы плохо подходят для жителей.

К процессу проектирования, принятия и осуществления решений по вопросам местного значения необходимо привлекать как население, так и различные некоммерческие организации:

-представительские  организации,

-«надзорные»  организации,

-сервисные организации,

-экспертные  организации.

Представительские организации – это организации, основной мотив которых во взаимодействии с органами власти

  1. артикуляция,
  2. защита,
  3. лоббирование
  4. интересов своих членов или целевых групп.

Среди представительских  организаций можно выделить следующие  группы:

Профессиональные  организации:

    1. Саморегулируемые организации,
    2. Профсоюзные организации,
    3. Организации профессиональных сообществ.

«Демографические» организации, к которым относятся организации, сформированные по:

    1. гендерному принципу,
    2. возрастной принципу,
    3. национальному принципу,
    4. территориальному принципу (землячества).

Информация о работе Проблемы активизации местного населения в решении местных вопросов