Принципы регулирования государством инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время инновационная система в Российской Федерации находится в стадии становления. Переходный характер институционализации инновационной деятельности в Российской Федерации обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего инновационную деятельность обособленно, в отличие от научной и научно-технической сферы, а также деятельности по созданию объектов и реализации прав интеллектуальной собственности.
Цель данной работы: рассмотреть основные принципы регулирования государством инновационной деятельности, а так же основные проблемы, возникающие в сфере инновационной деятельности в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

innov_dejatelnost.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

2. Цели и основные направления  государственной поддержки инновационной  деятельности (далее - основные направления  государственной поддержки) определяются  в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, принимаемой Правительством Российской Федерации.

3. Государственная поддержка инновационной  деятельности может осуществляться  в следующих формах:

предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

предоставления образовательных услуг;

предоставления информационной поддержки;

предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;

формирования спроса на инновационную продукцию;

финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;

поддержки экспорта;

обеспечения инфраструктуры;

в других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

4. Поддержка инновационной деятельности  в формах, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, может осуществляться органами местного самоуправления.

5. Поддержка инновационной деятельности  может осуществляться юридическими  и физическими лицами в формах, не противоречащих законодательству  Российской Федерации.

Так же некоторые принцип поддержки инновационной деятельности отражены в налоговом кодексе:

1. Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) – предоставление отсрочки налоговых платежей с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, при: а) проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения производства; б) осуществлении внедренческой и инновационной деятельности; в) выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

2. Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) – от уплаты НДС освобождаются: выполнение НИОКР за счет средств бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов; выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

3. Льготы по земельному налогу предусмотрены для научно-исследовательских учреждений.

4. Уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат, связанных с изобретательством и рационализаторством.

 

    1. Создание правовой базы инновационных процессов

 

Важно не только формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную корректировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности. Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме. Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие как интеллектуальная собственность.

Право автора на изобретение, научную идею, разработки, новое изделие или новую технологию является интеллектуальной собственностью. Объектами интеллектуальной собственности могут являться:

1. Научно-техническая продукция, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции, модели, изобретения, разработки, проекты, новые изделия и т.д.;

2. Продукция информатики — программный продукт, радио- и телепрограммы и т.д.;

3. Продукты культуры. Понятие интеллектуальной собственности предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967г. Задача Всемирной организации интеллектуальной собственности состоит в содействии ее охране.

В России в соответствии со статьей 138 ГК РФ за гражданином и юридическим лицом признается исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, которая охраняется государством. Законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:

  • закон «Об авторском праве и смежных правах» (№ 53-53-1 от 9.07.1993 г.);
  • Патентный закон Российской Федерации (№ 3518-1 от 23.09.1992 г.);
  • закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (№ 35-20-1 от 23.09.1992 г.) и др.

В современном мире применяются три основных типа защиты интеллектуальной собственности: патенты, авторское право, товарный знак.

Патент на изобретение удостоверяет авторское право на изобретение, приоритет изобретения и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента. Никто не имеет права использовать изобретение без разрешения (лицензии) патентообладателя.

Отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (объекты промышленной собственности) регулирует Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3518-1.

Патентный закон РФ в первую очередь определяет объекты интеллектуальной собственности, подлежащие патентованию.

В соответствии с Законом единую политику в области охраны объектов промышленной собственности в РФ осуществляет Государственное патентное ведомство РФ, в частности, принимает к рассмотрению заявки на изобретения, проводит по ним экспертизу; осуществляет государственную регистрацию; выдает патенты, публикует официальные сведения; издает патентные правила.

Так же правовая база инновационной деятельности в РФ представлена рядом еще нескольких законодательных актов.

1. ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ. Определяет основные функции государственных структур управления в научно-технической сфере.

2. ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» от 23 декабря 1999 г. № 535-ФЗ. Определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности, включая стимулирование субъектов инновационной деятельности путем предоставления льгот и пр.

3. ФЗ «О статусе наукограда» от 07 апреля 1999 г. № 70-ФЗ. Регламентирует вопросы, связанные с порядком присвоения статуса наукограда, осуществлением государственного стимулирования научно-технической деятельности в наукоградах.

4. Патентный закон РФ. Определяет условия и порядок предоставления правовой охраны объектам промышленной собственности (изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам), а также определяет права и обязанности патентообладателей.

5. Закон об авторском праве  и смежных правах. Регламентирует вопросы, связанные с защитой прав на результаты творческой деятельности (музыкальные, литературные и художественные произведения). Закон охраняет права автора произведения и лиц, способствующих ознакомлению с ними широкой аудитории.

6. Указы Президента РФ «О мерах по развитию фундаментальной науки в РФ и статусе РАН», «О государственных научных центрах РФ».

 

7. Постановления Правительства  РФ

«О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок», «О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в РФ», «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу», «Об использовании результатов научно-технической деятельности».

 

    1. Кадровое обеспечение инноваций

 

Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к инновациям. 

Научно-техническая и экономическая составляющие инновационного общества формируются не только высокотехнологическими корпорациями, но и научно-образовательными организациями. Усилия высшей школы направлены на организацию научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, обеспечивающих подготовку специалистов и кадров высшей квалификации, на сохранение и развитие ведущих научно-педагогических коллективов вузов, привлечение и закрепление молодежи в сфере образования и науки, на развитие инновационной деятельности в системе профессионального образования.

Для успешного осуществления инновационных процессов рекомендуется с помощью подходящей организационной формы обеспечить участие следующих типов работников: 

- создателей инновационных проектов, которые занимаются поиском и подготовкой оптимального содержания инновационной политики, основанного на учете инновационных идей и потребностей, а также внутренних потребностей предприятия; 

- организаторов инновационной деятельности, которые воплощают идеи, проекты и замыслы на практике. Речь идет о работниках, способных довести инновационные проекты до инновационных планов, организовать необходимое ресурсное обеспечение перехода от инновационного плана и формулирование инновационных проектов и программ; 

- руководителей инновационных  проектов и программ, то есть  специалистов, непосредственно занимающихся  процессом внедрения новых изделий, включая подробное и квалифицированное  планирование, организацию, управление  и контроль за реализацией  инновационных мероприятий; 

- реализаторов инновационных проектов  и программ, то есть специалистов, которые на производственных  участках превращают инновационные  проекты и программы в конкретные  изделия и обеспечивают  успешную организацию их использования на практике. 

В некоторых случаях возникает потребность в носителях инновационных идей. Это, как правило, небольшие группы людей, которые занимаются анализом возможностей организации использования  новшеств, поиском инновационных идей и инициатив, которые учитываются в дальнейшем развитии предприятия. Деятельность носителей инновационных инициатив является своего рода информационным фильтром, так как обеспечивает своевременную ликвидацию искажений и риска, возникающих вследствие неверного, некачественного и неорганизованного воплощения идей и замыслов. 

 

1.6 Формирование научно-инновационной инфраструктуры

 

Государство обеспечивает деятельность информационных систем — одного из основных каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и др. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т.п.  Однако основными шагами государства по Формированию научно-инновационной инфраструктуры является создание техно-парков и инновационно технических центров.

Научно-технологический парк - это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения, предприятия промышленности, малые фирмы. При этом фирмы, входящие в технопарк, могут находиться на разных этапах развития инноваций - от начинающих до фирм с налаженным производством и стабильной рыночной «нишей». Нередко в структуре технопарка создается инкубатор бизнеса или инновационный центр. Инкубаторы организуются для того, чтобы обеспечивать благоприятные условия малым инновационным фирмам на самых ранних, рисковых стадиях развития их проектов, когда еще сложно определить вероятность успеха. Мировой опыт показывает, что инкубаторы обычно формируются вокруг университетов, потому что такое сотрудничество является не только престижным, дает источники и идеи для новых проектов, но и позволяет малым фирмам привлекать наиболее квалифицированный персонал. Инкубатор, как правило, располагается в отдельном здании, площади которого сдаются в аренду. Он предоставляет своим клиентам такие виды сервиса, как офисные услуги, связь, бухгалтерский учет, консультации по бизнесу - планированию, финансовому менеджменту, а также представляет интересы клиентов перед венчурными инвесторами.

При наличии технопарка ученым не обязательно покидать свои лаборатории или кафедры, поскольку в фирмах, реализующих их идеи, они могут работать по совместительству, а технопарк может также помочь с подбором квалифицированной команды менеджеров. Кроме того, ученый имеет право продать лицензию фирме парка и через дирекцию парка контролировать использование полученных фирмой прав. Возможны и другие варианты.

Информация о работе Принципы регулирования государством инновационной деятельности