Принципы регулирования государством инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время инновационная система в Российской Федерации находится в стадии становления. Переходный характер институционализации инновационной деятельности в Российской Федерации обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего инновационную деятельность обособленно, в отличие от научной и научно-технической сферы, а также деятельности по созданию объектов и реализации прав интеллектуальной собственности.
Цель данной работы: рассмотреть основные принципы регулирования государством инновационной деятельности, а так же основные проблемы, возникающие в сфере инновационной деятельности в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

innov_dejatelnost.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

 


 


ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

(По дисциплине: «Правовое обеспечение

инновационной деятельности»)

 

Введение

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении.

Инновация — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продукции, работ, услуг и их разнообразие. При этом используется огромное количество первичных ресурсов и энергии, растет отрицательное воздействие современного производства и потребления на окружающую среду, увеличиваются затраты на утилизацию завершивших свой жизненный цикл производств. Технологии новых поколений ориентированы на наращивание их прогрессивных преимуществ и удержание в заданных границах влияния отрицательных факторов социально-экономического развития.

Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты – ведь известно, что на долю новых и усовершенствованных продукций и технологий в ведущих странах мира приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП).

В условиях распространения процессов глобализации положение каждого отдельного предприятия все больше зависит от трудно определяемого и еще более трудно обеспечиваемого качества, именуемого конкурентоспособность. При этом среди факторов, определяющих конкурентоспособность, все большее значение придается качеству инновационной деятельности.

На макро же уровне инновации обеспечивают не только увеличение ВВП, но и его качественное, прогрессивное изменение. Не вызывает сомнения, что рост экономики в Российской Федерации во многом зависит от активизации инвестиционной деятельности в сфере новых технологий и выработки механизма ее реализации.

Очередной этап развития мировой экономики обусловлен радикальными переменами, связанными с масштабным применением инноваций в области производственных технологий. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами (повышением эффективности производства, ростом объема выпуска наукоемкой продукции) определяется в современных условиях экономическая мощь страны.

Не смотря на то что, в настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные макроэкономические тенденции, общий уровень экономики Российской Федерации похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.

После изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть.

В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства.

В настоящее время инновационная система в Российской Федерации находится в стадии становления. Переходный характер институционализации инновационной деятельности в Российской Федерации обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего инновационную деятельность обособленно, в отличие от научной и научно-технической сферы, а также деятельности по созданию объектов и реализации прав интеллектуальной собственности.

Цель данной работы: рассмотреть основные принципы регулирования государством инновационной деятельности, а так же основные проблемы, возникающие в сфере инновационной деятельности в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Основные принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Организационной формой разработки государственной инновационной политики могут служить взаимодействующая совокупность министерств и ведомств, ответственных за различные сферы научно-технического, инновационного и экономического потенциалов, а также общественные организации субъектов научной деятельности и потребителей инновационной продукции – субъектов сферы производства. Данные о фактическом состоянии инновационной сферы могут быть получены через систему статистической отчетности и СМИ, а сведения о конфликтных ситуациях – через судебную систему и арбитражные суды. Определенную роль в получении данных о состоянии инновационной сферы играют каналы личного общения.

Сопоставление фактического состояния инновационной сферы и целей государственной инновационной политики осуществляется органами государственного управления, субъектами инновационной деятельности и отдельными специалистами.

Не соответствующая целям государственной инновационной политики ситуация является проблемной и требует специального анализа, выполняемого органами государственного управления или отдельными исследовательскими организациями. Разработка вариантов разрешения проблемной ситуации должна происходить в рамках стратегий с учетом законов, определяющих хозяйственное устройство и допустимые методы его изменения. В принятии конкретных решений по проблемным ситуациям принимают участие органы государственного управления либо решения согласовываются с ними.

Определение результатов реализации государственной инновационной политики осуществляется в ходе получения сведений о поведении субъектов инновационной деятельности и соотношения этих данных с целями политики. Это приводит к выявлению отклонений между фактическими и желаемыми результатами.

Определение целей политики государства базируется на принципах и механизме реализации этой политики. К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся: 
1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации.  
2. Координация инновационной деятельности.

3. Стимулирование инноваций.  
4. Создание правовой базы инновационных процессов.  
5. Кадровое обеспечение инноваций.

6. Формирование научно-инновационной  инфраструктуры.  
7. Институциональное обеспечение инновационных процессов.

8. Региональное регулирование инновационных процессов.  
9. Регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Далее рассмотрим каждый из принципов регулирования инновационной деятельности подробнее.

 

    1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации

 

Финансирование инновационной деятельности включает финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и затрат, связанных с организацией производства новых видов продукции, услуг, внедрением новой техники и технологии, которые в меньшей части представляют текущие расходы предприятия и в большей - капитальные вложения, финансируемые за счет соответствующих источников. Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты различные предприятия и организации (научно-исследовательские, проектно-конструкторские, опытные, испытательные, экспериментальные организации, предприятия различных отраслей, внедренческие фирмы), важно обеспечивать последовательное финансирование всех ее этапов (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), создание головного образца, серийное производство нового вида товара) и всех участников. Решению этой задачи способствуют разработка и надлежащее финансирование инновационных программ, проектное финансирование (кредитование), создание специальных институтов (организаций), финансирующих инновационную деятельность, инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов.

Финансирование НИОКР производится только по договорам, контрактам, утвержденным сметам. Средства федерального бюджета направляются на финансирование НИОКР на безвозвратной и возвратной основе. На возвратной основе финансируются высокоэффективные прикладные научно-технические разработки, выполняемые в рамках федеральных целевых программ и проектов, международных целевых программ и проектов, заказов Минпромнауки России, министерств и ведомств. Затраты на НИОКР финансируются либо непосредственно из федерального бюджета, либо из бюджетных фондов: Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. НИОКР, выполняемые научными организациями по программам (заказам) субъектов РФ, финансируются за счет средств бюджетов территорий. 

Затраты на НИОКР финансируются также за счет средств внебюджетных фондов: отраслевых и межотраслевых, формируемых за счет добровольных отчислений: предприятий и организаций в размере до 1,5 проц. себестоимости реализуемой продукции; Российского фонда технологического развития Минпромнауки России, формируемого за счет перечислений министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями, ассоциациями и другими объединениями 25 проц. суммы средств, поступающих в образованные ими отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР, и других источников. НИОКР за счет отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов финансируются на безвозвратной основе, а за счет Российского фонда технологического развития - на возвратной основе. Для финансирования высокоэффективных НИОКР научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации используют кредиты банков. Международные научно-технические программы, НИОКР, выполняемые по заказам иностранных фирм предприятиями смешанной формы собственности, финансируются (наряду с другими источниками) за счет средств иностранных инвесторов. Отдельные фонды, организации (отечественные и иностранные) предоставляют гражданам и юридическим лицам гранты на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

 

    1. Координация инновационной деятельности

 

Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Особенностью инновационной деятельности является ее значительное разнообразие.

Таким образом, при разработке реализации инновационного процесса принимают участие работники различных специальностей, квалификации, культуры. Этим и определяется сложность координации инновационной деятельности. 
По некоторым оценкам, доля рабочего времени в цикле создания образца новой техники не превышает 20-25 %. Остальное время уходит на согласование и увязку, разрешение возникающих проблем. Таким образом, повышение эффективности координации приводит к снижению длительности инновационного цикла и к повышению доходности инновации.

Существует три "переломных" точки в инновационном процессе, где необходима эффективная координация - переход от науки к проектированию, переход от проектирования к производству нового продукта и переход от производства к сбыту. 
Кроме того, в инновационной деятельности предприятия необходимо скоординировать работу участников двух неграничащих между собою фаз - фазы разработки и фазы сбыта, то есть разработчиков с одной стороны и менеджеров по сбыту - с другой. Это связано с тем, что представления о том, какой должен быть инновационный продукт разработчика и менеджера по сбыту чаще всего не совпадают.

Ввиду этого можно выделить следующие методы координации:

1. Создание специальных координирующих структур - советов, комитетов, в которые входят представители подразделений, принимающих участие на разных фазах инновационного процесса;

 

2. Создание системы референтов и консультантов; полная доступность рабочей информации.

3. Создание системы отчетов, то есть документов, отражающих результаты работы подразделений в установленных "контрольных точках". Доступность, открытость этих отчетов для менеджеров и ведущих специалистов всех подразделений; высокая интенсивность плановых коммуникаций;

4. Поощрение высшим руководством неплановых неформальных коммуникаций; стажировки и ротация. Например, конструктор может некоторое время поработать в службах сбыта и маркетинга;

5. Участие персонала в завершении или начале смежной фазы. Например, представители производственных цехов (представители фазы производства) участвуют в изготовлении опытных образцов нового изделия (фаза НИОКР) или представители опытно- конструкторского бюро (представители фазы НИОКР) участвуют во внедрении нового изделия в цехах серийного производства; (2)

 

1.3 Стимулирование инноваций

 

Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.

Основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности изложены в главе 4.1 Федерального закона Ф.З. от 23.08.1996 № 127 – ФЗ. В статье 16.2 описаны субъекты и основные формы поддержки инновационной деятельности:

1. Государственная поддержка инновационной  деятельности может осуществляться  субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Принципы регулирования государством инновационной деятельности