Предмет и метод образовательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:40, реферат

Краткое описание

Признавая образовательное право комплексной отраслью права, необходимо проанализировать специфику тех отношений, которые оно регулирует, и способов воздействия на них, т. е. предмета и метода отрасли. Предмет комплексной отрасли права не является однородным (впрочем, то же можно сказать и о предмете многих самостоятельных отраслей).

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по правоведению.docx

— 88.23 Кб (Скачать файл)

                          1.Предмет и метод образовательного  права. 
Признавая образовательное право комплексной отраслью права, необходимо проанализировать специфику тех отношений, которые оно регулирует, и способов воздействия на них, т. е. предмета и метода отрасли. Предмет комплексной отрасли права не является однородным (впрочем, то же можно сказать и о предмете многих самостоятельных отраслей). 
В нем можно выделить следующие основные группы общественных отношений:  
1) отношения между органами государственной власти и образовательными учреждениями по поводу управления образованием (лицензирования их деятельности, аттестации и аккредитации и т. д.). Эти отношения регулируются нормами административного права; 
2) отношения по финансовому обеспечению деятельности образовательных учреждений ( в том числе – по бюджетному финансированию), которые регулируются нормами финансового права; 
3) отношения, связанные с созданием образовательных учреждений, их реорганизацией и ликвидацией. Они регулируются нормами гражданского права; 
4) отношения между образовательным учреждением и преподавателями, регулируемые нормами трудового права. Принцип единства и дифференциации правового регулирования труда проявляется в этой сфере таким образом, что помимо общих правил, регулирующих труд всех работников, устанавливаются специальные правила, позволяющие учесть особенности труда отдельных категорий работников. Работники образовательных учреждений могут быть поделены на следующие группы: профессорско-преподавательский (педагогический ) состав, учебно-вспомогательный персонал (методисты, лаборанты) и технический персонал (уборщицы, рабочие). Специальные правила регулирования трудовых отношений установлены только для преподавателей образовательных учреждений, поскольку они осуществляют воспитательные функции, основные функции образовательного учреждения. Например, для них установлены дополнительные основания увольнения, льготы в области режима труда и отдыха и т. д. Остальные две категории работников образовательных учреждений подчиняются общим правилам регулирования трудовых отношений.  
5) отношения между образовательным учреждением и обучающимися (их законными представителями) по поводу поступления, приема в образовательные учреждения, организации учебного процесса, аттестации и т. д. В этом блоке можно увидеть внутреннее деление. Например, некоторым категориям граждан предоставляются льготы при поступлении в учреждения профессионального образования (инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей и др.), предоставляются социальные стипендии. Таким отношения включаются в предмет права социального обеспечения. Получили большое распространение отношения по возмездному оказанию образовательных услуг, которые регулируются нормами гражданского права.  
В эту группу отношений можно включить и собственно педагогические, которые, как отмечалось выше, составляют ядро предмета правового регулирования образовательного права. Для надлежащего упорядочения таких отношений и осуществляется межотраслевая координация и кооперация правовых норм в системе образования. Сразу оговоримся, что мы придерживаемся узкой трактовки педагогических отношений. Широкий подход к системе педагогических отношений можно увидеть, в частности, в работах В.И. Шкатуллы. Из предложенного им перечня видов педагогических отношений, по нашему мнению, следует исключить отношения по поводу определения различного рода правил организации образовательного процесса (например, по разработке и утверждению учебных планов, правил итоговой аттестации обучающихся и т. п.). Представляется, что эти правовые связи можно отнести к управленческим, поскольку в них реализуется комплекс полномочий образовательных учреждений по установлению определенных норм организации образовательного процесса. В таких отношениях не участвуют обучающиеся. Необходимым признаком педагогических отношений можно признать участие в них обучающегося либо его законных представителей. Во-вторых, эти отношения складываются в рамках, «внутри» образовательного процесса. В-третьих, они направлены на обучение и воспитание обучающегося. Поскольку организация учебного процесса предполагает подчинение обучающихся требованиям внутреннего распорядка учебного заведения, можно говорить об административно-правовом компоненте в этих отношениях. Но правовая природа педагогических отношений не может быть сведена к администрированию, она гораздо богаче. Именно педагогические отношения отличаются наибольшей спецификой по сравнению со всеми остальными связями, которые попадают в сферу действия образовательного права. Для регулирования педагогических отношений необходимы специфические правовые нормы, а в ряде случае они регулируются также и нормами профессиональной педагогической этики. Нельзя отрицать наличия в таких отношениях координационных, горизонтальных связей. Наиболее ярким примером здесь могут быть отношения между обучающимся и педагогом, который должен обеспечить заинтересованный, творческий подход ученика к освоению образовательной программы, создать благоприятную психологическую обстановку для организации учебного процесса. Преподаватель в данном случае, выполняя свои трудовые обязанности, одновременно реализует обязанности образовательного учреждения. При это учреждение, будучи работодателем, несет ответственность за действия преподавателя, предпринятые им при осуществлении обязанностей по трудовому договору (ст. 1068 ГК РФ). Таким образом, педагогическими можно признать отношения между обучающимся и образовательным учреждением (педагогом, преподавателем, воспитателем), возникающие в рамках образовательного процесса в целях обучения и воспитания обучающегося.  
Метод образовательного права представляет собой оригинальную комбинацию различных способов и приемов регулирования соответствующих общественных отношений. Для этого применяются три общеправовых способа правового регулирования: дозволение, запрет, позитивное обязывание. Широко применяются такие способы, как рекомендование и стимулирование (поощрение). Метод любой отрасли права оценивается по следующим критериям:

  1.  
    характер общего юридического положения субъектов (правоспособность, дееспособность, компетенция, отношения между собой, подчиненность, соподчиненность, равноправие);
  2.  
    основания возникновения правоотношений;
  3.  
    характер юридических последствий для субъектов права.

 
Что касается первого критерия, существуют важные особенности правового положения субъектов образовательного права. Для образовательных учреждений как юридических лиц это – специальная правоспособность, предполагающая наличие у него лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Для несовершеннолетних обучающихся правоспособность возникает в разное время для разных видов образования. Возрастной критерий имеет весьма условное значение, поскольку переход на более высокие уровни образования связан с овладением программой предыдущего уровня, а не с достижением определенного возраста (дети- вундеркинды). Так, пункт 2 ст. 19 Закона об образовании предусматривает, что обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения возраста восьми лет. По заявлению родителей учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей для обучения в более раннем возрасте. Применительно к дееспособности действуют общие правила, установленные гражданским законодательством. Но есть группы отношений, в которых обучающиеся участвуют самостоятельно, а не через представителя, независимо от наличия у них дееспособности. Наиболее показательным примером являются отношения школьного самоуправления и подобные. Например, ребенок-первоклассник может участвовать в классном собрании, в выборах старосты класса (если это предусмотрено уставом школы или положением о школьном самоуправлении). Необходимо подчеркнуть, что эти отношения не носят имущественного характера. Их можно определить как организационные отношения, или отношения самоуправления. Можно спорить о правовом характере таких связей (хотя, на наш взгляд, они являются правоотношениями, поскольку их участники обладают взаимными правами и обязанностями, предусмотренными в правовых нормах или допускаемыми ими), но отрицать их важность для осуществления процесса социализации личности ребенка, думаем, не решится никто.  
^ Основанием возникновения правоотношений чаще всего служит юридический состав, т. е. совокупность юридических фактов. Например, это могут быть документы о результатах вступительных испытаний, решение комиссии о рекомендации к зачислению, приказ ректора о зачислении в вуз и др. Таким образом, обязательным юридическим фактом для возникновения образовательных правоотношений является административный акт (приказ администрации вуза о зачислении и т. д.), но может быть наряду с ним и договор об оказании образовательных услуг. Полагаем, что такой договор регулируется нормами гражданского права (а именно главой 39 ГК РФ). Предметом договора является образовательная услуга. Но сложность характеристики договора обусловлена тем, что во взаимном положении сторон договора есть признаки и равенства, и подчинения. Здесь имеет место ситуация, подобная той, что возникает при заключении трудового договора: в момент заключения стороны независимы друг от друга, но затем обучающийся подчиняется правилам внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации, должен сдавать экзамены и т. д. Таким образом, помимо обязанностей по оплате услуг у обучающегося в такого рода отношениях существует и комплекс обязанностей, связанных собственно с получением образования. Важно подчеркнуть, что обязанности по оплате обучения могут возлагаться на законного представителя обучающегося (если он выступает стороной договора) или организацию, которая заключила договор о подготовке специалиста с профессиональным образованием. Но обязанности личного и организационного характера (подчинение требованиям внутреннего распорядка, соблюдение распоряжений администрации, выполнение образовательной программы и т. д.) могут и должны быть реализованы самим обучающимся. 
Особенности названного договора некоторые ученые рассматривают как основание для признания его особым видом договоров, не регулируемым нормами гражданского права. Так, В.И. Шкатулла полагает, что договор на образование (по его терминологии), не охватывается нормами гражданского, административного, трудового права. Не вызывает возражений, что административное и трудовое право не регулируют эти отношения, но «отстранить» гражданское право от их регулирования вряд ли возможно. В.И. Шкатулла мотивирует свою позицию так. «Договоры с участием потребителей-граждан относятся к категории публичных и на них распространяется режим, установленный ст. 426 ГК РФ, – режим публичного договора... Договор на образование не регулируется гражданским правом в силу следующих причин:

  1.  
    в соответствии со ст. 426 ГК РФ публичный договор заключает только коммерческая организация, а образовательное учреждение не является таковой;
  2.  
    содержанием договора возмездного оказания услуги является совершение действий исполнителем по заданию заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги (ст. 779 ГК РФ). По договору возмездного исполнения услуги обязанность заказчика ограничивается лишь оплатой услуг. В договоре об образовании услуги исполнителя – образовательного учреждения или индивидуального педагога (ст. 48 Закона РФ «Об образовании») одновременно сопровождаются работой обучающегося по освоению образовательной программы»21.

 
Договор возмездного оказания образовательных  услуг нельзя признать публичным, и  не столько потому, что образовательное  учреждение не является коммерческой организацией. Главная причина заключается  в том, что такой договор может  быть заключен не с каждым обратившимся гражданином, а только с тем, кто  отвечает установленным в законодательстве условиям (например, имеет определенный образовательный уровень, документы  об образовании, способен освоить образовательную  программу, выдержал вступительные  испытания и т. п.). Несмотря на специфичность  обязанностей получателя образовательной  услуги, в аналогичной ситуации оказывается и гражданин, заключивший договор о предоставлении медицинской услуги. Он тоже должен соблюдать внутренний распорядок лечебного учреждения (если проходит курс лечения в стационаре), выполнять предписания и назначения врача и т. д.  
 
В.И. Шкатулла признает ошибочным мнение о том, что договор возмездного оказания услуг может применяться в сфере образования лишь за пределами отношений бесплатного образования. С его точкой зрения трудно согласиться, поскольку в системе дошкольного и общего образования за плату могут оказываться лишь услуги, не предусмотренные основной образовательной программой (исключение составляют негосударственные образовательные учреждения), в то время как в системе профессионального образования на возмездной основе могут предоставляться услуги, входящие в содержание основных образовательных программ. В связи с этим вряд ли целесообразно заключение договора в тех случаях, когда обучение финансируется за счет бюджетных средств. Кстати, практика идет именно по такому пути. Доводы В.И. Шкатуллы о том, что заключение договора между образовательным учреждением и обучающимся в письменной форме позволит демократизировать отношений в образовании, повысить качество образования, более полно обеспечить право на образование, создать условия для его защиты, а также повысить контроль за работой школы, представляются не вполне убедительными. Все названные цели могут быть достигнуты и через существующие сегодня механизмы самоуправления, ведомственного и общественного контроля и др.  
 
Вместе с тем, учитывая значительную специфику договоров об оказании образовательных услуг, необходимо согласиться с предложением В.И. Шкатуллы о дополнении Закона РФ «Об образовании» главой «Договор на образование», в котором можно отразить виды таких договоров, содержание, порядок заключения и расторжения, точнее, те особенности, которые не урегулированы Гражданским кодексом. Это позволит не только более четко урегулировать возникающие отношения, но и унифицировать применяемые в разных образовательных учреждениях правила, тем самым обеспечив равенство граждан в сфере образования и реализацию их прав. Кроме того, это еще раз убедительно продемонстрирует стремление государства упорядочить отношения в области образования, усилить контроль за деятельностью образовательных учреждений по оказанию платных услуг. Здесь должен быть реализован принцип сочетания частно-правовых и публично-правовых принципов регулирования.  
 
^ Характер юридических последствий для субъектов образовательного права неоднороден. Могут возникать как позитивные последствия (повышение образовательного уровня, получение диплома и т. д.), так и негативные (лишение лицензии, отчисление из учебного заведения и т. д.). Особенности юридических санкций в образовательном праве обусловлены тем, что в отношении детей неприменимы санкции, действующие в отношении совершеннолетних. Меры принуждения, главным образом, применяются с целью реализовать функции воспитания. Основными методами воздействия на поведение и сознание детей являются убеждение, поощрение22.  
 
Главной целью образовательного процесса является достижение обучающимся заданного уровня образования, повышение его культуры, подготовка к определенной профессиональной деятельности. Поэтому основным субъектом образовательного права является именно обучающийся. По нашему мнению, это обстоятельство в како-то степени влияет на выбор способов и приемов правового регулирования. В первую очередь речь идет о стимулировании. Оно может осуществляться как позитивными, так и негативными методами. Позитивным стимулированием служит поощрение обучающихся за достижение высоких результатов в учебной, научной и общественной деятельности. Поощрение применяется и к другим субъектам образовательного права, в частности, педагогам. Например, ежегодно проводятся конкурсы на звание «Лучший учитель года», существуют конкурсы грантов на поддержку тех или иных проектов в области образования, науки и культуры и т. д. Негативное стимулирование достигается за счет привлечения к ответственности обучающихся и преподавателей. Важно учитывать, что к обучающимся не обязательно применяются меры дисциплинарной ответственности. Достаточно эффективными могут быть и меры морального воздействия, применяя которые, педагог не должен нарушать право обучающегося на достоинство личности, неприкосновенность. В данном случае происходит взаимодействие, взаимное усиление правовых норм и норм профессиональной педагогической этики.  
 
Таким образом, метод образовательного права объединяет в себе черты императивного и диспозитивного регулирования. В качестве оснований возникновения образовательных отношения выступают административные акты и договоры. Для метода рассматриваемой отрасли характерно специфическое взаимное положение субъектов педагогических правоотношений (наличие как подчиненности, так и элементов равенства), обусловленных необходимостью формирования механизмов сотрудничества педагогов и обучающихся в достижении целей воспитания и образования.

                    2.Аттестация обучающихся. 
^ Аттестация обучающихся, как один из элементов образовательного процесса, представляет собой оценку освоения обучающимся программы учебной дисциплины или ее части (раздела, темы и т. д.). Аттестация подразделяется на несколько видов: текущую, промежуточную и итоговую. Текущая аттестация (ее иногда называют текущим контролем знаний) в большей степени актуальна для общеобразовательных учреждений. Она предполагает оценку знаний, продемонстрированных обучающимся в течение четверти или семестра. Можно сказать, что текущая аттестация направлена не только оценивать знания, но и задавать обучающимся ориентиры для дальнейшей подготовки. На основе текущей аттестации преподаватель имеет возможность скорректировать методику преподнесения материала, если будут обнаружены проблемы с его восприятием у всех или у большинства учеников. Для системы профессионального образования текущая аттестация имеет меньшее значение, поскольку возможность контролировать знания студентов по отдельным темам курса существует у преподавателя только на практических и семинарских занятиях, коллоквиумах, лабораторных работах, промежуточных зачетах. Однако учебные занятия в названных формах организуются не по всем дисциплинам учебного плана, а только по наиболее важным. Кроме того, преподаватель, проводящий указанные виды занятий, вправе самостоятельно выбирать методику оценки знаний, и администрация вуза или факультета обычно не требует от него отчета по данному вопросу. Важно и то, что текущая аттестация обеспечивается только на очной форме обучения. Организовать ее на других формах обучения (заочной, очно-заочной) весьма проблематично в связи с отсутствием регулярных занятий или незначительным количеством отводимых часов. 
^ Промежуточная аттестация означает оценку освоения программы учебной дисциплины за определенный календарный промежуток (за четверть, полугодие, учебный год, за семестр). В течение учебного года она организуется в обычном порядке в каждой четверти и в первом полугодии (в общеобразовательных учреждениях, к примеру), а также по завершении осеннего семестра в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Промежуточная аттестация проводится как переводная в конце учебного года. По ее результатам, а также с учетом предшествующих промежуточных аттестаций обучающийся переводится на следующий этап обучения (на следующий курс или в очередной класс). Например, обучающиеся в общеобразовательном учреждении, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года (т. е. не имеющие академических задолженностей), переводятся в следующий класс. Условно могут быть переведены в следующий класс также обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам. По усмотрению их родителей (иных законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.  
Порядок и формы проведения промежуточной аттестации, ее периодичность, система оценок определяются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся. Целесообразно разработать и принять соответствующий локальный нормативный акт, регулирующий вопросы проведения промежуточной аттестации. Необходимо подчеркнуть, что на практике иногда промежуточную аттестацию в образовательных учреждениях называют текущей. Полагаем, что эти терминологические различия не являются принципиальными, хотя единообразие понятий, применяемых для обозначения аналогичных процессов в общеобразовательных и профессиональных учреждениях было бы не лишним.  
Рассмотрим общие правила проведения промежуточной аттестации в средних специальных и высших учебных заведениях, которые установлены Типовыми положениями о них. Прежде всего определяется максимальное количество форм контроля в течение учебного года. Так, в учреждениях среднего профессионального образования количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации студентов по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения не должно превышать 8 в учебном году, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации студентов при обучении по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессионального образования по названным формам обучения устанавливается учебным заведением самостоятельно. Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов. 
Как правило, экзаменационной сессии предшествует так называемая зачетная неделя, во время которой студентам предоставляется возможность сдавать зачеты по изучаемым в данном семестре предметам с освобождением от учебных занятий либо без такового. К экзаменам допускаются только студенты, сдавшие все зачеты и выполнившие все письменные работы, предусмотренные учебным планом. Могут предъявляться и дополнительные требования(например, посещение не менее 50 % коллоквиумов, лабораторных работы и практических занятий при обучении по очной форме). Студенты-заочники допускаются к экзаменам при условии выполнения всех предусмотренных контрольных и курсовых работ (иных письменных заданий). При составлении расписания экзаменов необходимо предусматривать достаточное для подготовки время. Зачеты и экзамены проводятся в соответствии с учебным планом и программой учебной дисциплины, утвержденной кафедрой или ученым советом. Студентам могут быть предложены примерные перечни экзаменационных и зачетных вопросов, если такое решение приняла кафедра или это предусмотрено локальным нормативным актом. Явившись на зачет или экзамен, студент должен предъявить преподавателю зачетную книжку, в противном случае он не может быть допущен к сдаче зачета или экзамена. Во время экзамена студентам можно пользоваться учебной программой дисциплины, а с разрешения преподавателя – справочниками, словарями, другими материалами. Форму экзамена определяет преподаватель, при необходимости по согласованию с заведующим кафедрой. Это может быть устная форма (студент готовится к ответу по избранному билету, а затем отвечает устно, в том числе на уточняющие и дополнительные вопросы, преложенные преподавателем); письменная форма (студент готовит письменный ответ по билету, преподаватель после проверки письменной работы выставляет оценку, а в случае необходимости .может предложить еще и собеседование по билету); контроль с помощью компьютерных тестовых программ и др. У преподавателя должна бать зачетная или экзаменационная ведомость, которую он аккуратно заполняет, проставляя оценки «зачтено», «не зачтено», «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Если студент на зачет или экзамен не явился, то в ведомости необходимо сделать соответствующую пометку «не явился». Если студент отказался от ответа, проставляется неудовлетворительная оценка (или «не зачтено»), которая в зачетную книжку не заносится. Ведомость сдается в деканат в день приема зачета или экзамена.  
Если студент имеет не более двух академических задолженностей (включая зачеты и выполнение курсовой работы), ему предоставляется возможность повторной сдачи соответствующих дисциплин. Следует подчеркнуть, что пересдача во время основной сессии не допускается. Для этого организуется так называемая дополнительная сессия. Устанавливаются общие дни пересдачи. В эти дни все преподаватели обязаны явиться на работу для приема зачетов и экзаменов. Деканат готовит для пересдачи экзаменационные и зачетные ведомости, в которые вносятся фамилии студентов, не явившихся на зачеты и экзамены или получивших неудовлетворительные оценки. Таким студентам могут быть выданы направления для повторной сдачи. Если студент не представил преподавателю направление и его фамилии нет в ведомости, он к сдаче экзамена или зачета не допускается.  
Разрешается не более двух пересдач по одному предмету, причем последнюю пересдачу может принимать комиссия, сформированная проректором по учебной работе или деканом на основании личного заявления студента, в котором должны быть указаны мотивы (например, студент считает, что экзаменатор необъективен при оценке его знаний и т. д.). Студент, пересдававший экзамен или зачет дважды и получивший неудовлетворительную оценку либо имеющий задолженности по трем и более дисциплинам, подлежит отчисления за академическую неуспеваемость. Для студентов, не ликвидировавших академические задолженности в период дополнительной сессии по уважительным причинам, декан или его заместитель могут установить индивидуальный срок их ликвидации.  
 
^ Итоговая аттестация – это оценка освоения образовательных программ определенного уровня, по результатам которой выдается документ, подтверждающий определенный образовательный ценз. Государственная итоговая аттестация является обязательной для таких уровней образования, как основное общее, среднее (полное) общее и для всех видов профессионального образования. Правила ее проведения на указанных уровнях образования регулируются специальными нормативными актами. Вместе с тем, соблюдаются и некоторые общие принципы ее проведения. Среди них можно назвать следующие:

  1.  
    ^ Обязательность государственной итоговой аттестации. Ни один обучающийся не может быть освобожден от итоговой аттестации. Не прошедший итоговую аттестацию учащийся или студент не может быть признан завершившим обучения и ему не может выдаваться документ, подтверждающий уровень образования. Государственная итоговая аттестация не может заменяться оценкой уровня подготовки на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
  2.  
    ^ Допуск к государственной итоговой аттестации получают только те обучающиеся, которые полностью освоили образовательную программу соответствующего вида и уровня. Условием допуска к итоговой аттестации является, таким образом, отсутствие академических задолженностей.
  3.  
    ^ Соблюдение процедурных требований при проведении государственной итоговой аттестации (формирование государственных аттестационных комиссий, порядок проведения экзаменов, предоставление выпускникам необходимой информации и т. д.).
  4.  
    По результатам итоговой аттестации выдаются документы об образовании.

 
Государственная итоговая аттестация на конкретных уровнях образования  характеризуется определенными  особенностями.  
 
Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ было утверждено приказом Минобразования от 3 декабря 1999 г. Она проводится в виде письменных и устных экзаменов. Форму проведения письменных экзаменов устанавливает Министерство образования РФ, устных экзаменов – само общеобразовательное учреждение. К государственной (итоговой) аттестации допускаются обучающиеся IX классов, освоившие образовательные программы основного общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения, а также обучающиеся, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету учебного плана с условием обязательной сдачи экзамена по этому предмету. К итоговой аттестации по окончании XI (XII) классов обучающиеся допускаются с соблюдением общего правила об освоении образовательных программ среднего (полного) общего образования. Они должны иметь положительные годовые отметки по всем предметам. Выпускники IX класса сдают не менее 4-х экзаменов: письменные экзамены по русскому языку и алгебре, а также два экзамена по своему выбору из числа предметов, изучавшихся в IX классе. Выпускники XI (XII) класса общеобразовательного учреждения сдают не менее пяти экзаменов: письменные экзамены по алгебре и началам анализа и литературе, а также три экзамена по их выбору из числа предметов, изучавшихся в X, XI и XII классах. 
Для некоторых категорий выпускников IX и XI (XII) классов государственная (итоговая) аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. К ним относятся обучавшиеся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившиеся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и дети-инвалиды. Итоговая аттестация для указанных выпускников может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая. При необходимости письменные экзамены могут быть заменены на устные, а количество сдаваемых экзаменов сокращено до двух письменных. Уменьшение количества экзаменов для выпускников XI (XII) классов производится по согласованию с органом управления образованием субъекта РФ, а для выпускников IX классов, кроме того, и с местным (муниципальным) органом управления образованием.  
Сроки проведения письменных экзаменов в IX и XI (XII) классах ежегодно устанавливаются Минобразованием РФ. Экзамены по предметам, выбранным выпускниками могут проводиться непосредственно по завершении освоения предмета в рамках образовательной программы соответствующей ступени общего образования. 
Органы управления образованием субъектов РФ могут дополнительно ввести один экзамен в общеобразовательных учреждениях, в том числе экзамен по профильным предметам в общеобразовательных школах (классах) с углубленным изучением отдельных предметов. При этом общее количество экзаменов в IX классах не должно превышать пяти, в XI (XII) классах – шести экзаменов. 
Тексты письменных экзаменационных работ для проведения письменных экзаменов по названным выше предметам разрабатываются Минобразованием и направляются органам управления образованием субъектов РФ, которые направляют выбранные тексты общеобразовательным учреждениям. Пакеты с экзаменационными материалами вскрываются председателем экзаменационной комиссии в присутствии ее членов за 30 минут до начала письменных экзаменов в IX классах и за 1 час в XI (XII) классах. Пакеты с материалами по русскому языку для выпускников IX класса с углубленным изучением названного предмета, а также по литературе для выпускников XI (XII) классов вскрываются в присутствии членов экзаменационной комиссии и выпускников непосредственно перед началом экзамена. 
Письменные экзамены начинаются в 9 часов по местному времени. В IX классе на письменные экзамены отводится 4 астрономических часа (в школах с углубленным изучением математики на экзамен по алгебре – 5 часов). В XI (XII) классах на письменный экзамен по литературе отводится 6 астрономических часов, по алгебре и началам анализа – 5 часов. 
Экзаменационные работы оцениваются по пятибалльной системе. На сочинения, оцененные баллами «2» и «5», экзаменационная комиссия составляет рецензии. Выпускник имеет право ознакомиться со своей письменной работой после ее проверки экзаменационной комиссией. Если он не согласен с выставленной отметкой, он имеет право в 3-дневный срок подать апелляцию в письменной форме в конфликтную комиссию, создаваемую муниципальным органом управления образованием. Сроки и порядок ознакомления с проверенной письменной работой, а также сроки и порядок работы конфликтной комиссии, ее состав и полномочия устанавливаются местным органом управления образованием и доводятся до сведения выпускников, их родителей (законных представителей), учителей и руководителей общеобразовательных учреждений не позднее чем за 2 недели до начала государственной (итоговой) аттестации. Выпускники IX классов, получившие на итоговой аттестации не более двух неудовлетворительных отметок, и выпускники XI (XII) классов, получившие не более одной неудовлетворительной отметки, допускаются к повторной аттестации по этим предметам. Она проводится до начала нового учебного года в сроки, устанавливаемые органами управления образованием субъектов РФ. 
Для проведения итоговой аттестации по каждой основной образовательной программе в учреждениях профессионального образования формируется государственная аттестационная комиссия. В ее состав входят преподаватели соответствующих дисциплин. В комиссиях, создаваемых в учреждениях начального профессионального образования, участвуют представители общественных организаций, мастеров производственного обучения аттестуемой группы выпускников, а также специалисты организаций – заказчиков кадров рабочих и специалистов. Аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует ее деятельность, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Он назначается из числа педагогических работников, не состоящих в штате данного учреждения, либо практических работников. Аттестационная комиссия оценивает уровень подготовки выпускников и его соответствие требованиям государственного образовательного стандарта, принимает решение о присвоении квалификации по результатам итоговой аттестации и выдаче выпускнику документа о полученном образовании, а также готовит рекомендации по совершенствованию качества профессиональной подготовки на основе анализа результатов итоговой аттестации. Формирование государственной аттестационной комиссии в вузах осуществляется по более сложной схеме. Аттестационная комиссия состоит из экзаменационных комиссий по приему итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам, по приему итогового междисциплинарного экзамена по направлению (специальности), по защите выпускных квалификационных работ. При необходимости по одному из аттестационных испытаний может быть сформировано несколько экзаменационных комиссий. Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председатель аттестационной комиссии может возглавлять одну из экзаменационных комиссий и принимать участие в работе любой из них на правах ее члена. Председателем государственной аттестационной комиссии должен быть, как правило, доктор наук, профессор. Председатели аттестационных комиссий утверждаются органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение, а для имеющих государственную аккредитацию негосударственных вузов – Минобразованием. Экзаменационные комиссии формируются из научно-педагогического персонала выпускающего вуза и лиц, приглашаемых из сторонних учреждений: авторитетных специалистов предприятий, организаций и учреждений- потребителей кадров данного профиля, ведущих преподавателей и научных сотрудников других высших учебных заведений. Председатели экзаменационных комиссий являются заместителями председателя государственной аттестационной комиссии. Состав экзаменационных комиссий утверждается ректором. 
Положение об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования было утверждено приказом Минобразования РФ от 1 ноября 1995 г. Она состоит, как правило, из нескольких аттестационных испытаний (итоговых экзаменов по отдельным учебным предметам, включенным в состав итоговой аттестации в рамках основной профессиональной образовательной программы; выполнения выпускной практической квалификационной работы по специальности в пределах требований государственного образовательного стандарта; защиты письменной экзаменационной работы, выполненной выпускником по теме, определяемой учреждением начального профессионального образования). 
Конкретный перечень экзаменов и работ, порядок, форма и сроки проведения экзаменов, а также выполнения экзаменационных работ устанавливаются учреждением начального профессионального образования, исходя из примерного учебного плана по профессии и соответствующих рекомендаций Минобразования РФ. Итоговый экзамен по отдельным учебным предметам должен определять уровень усвоения выпускником материала, предусмотренного учебной программой по предмету в рамках основной профессиональной образовательной программы. Выпускная практическая квалификационная работа по специальности, входящей в профессию, должна соответствовать требованиям к уровню профессиональной подготовки выпускника, предусмотренному квалификационной характеристикой. По профессиям, квалификация по которым не может быть определена путем выполнения конкретной практической работы, квалификацию выпускника аттестационная комиссия устанавливает при проверке профессиональной подготовленности непосредственно на его рабочем месте. Письменная экзаменационная работа должна соответствовать содержанию производственной практики по профессии, а также объему знаний, умений и навыков, предусмотренных государственным стандартом начального профессионального образования по данной профессии. Она должна содержать описание разработанного технологического процесса выполнения практической квалификационной работы и краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, а также параметров и режимов ведения процесса. При необходимости, кроме описательной части, может быть представлена и графическая часть. Объем работы не должен превышать 5 – 6 страниц текста и двух листов чертежей или схем. 
Не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации доводит до сведения обучающихся конкретный перечень экзаменов по учебным предметам, выпускных практических квалификационных и письменных экзаменационных работ, входящих в состав итоговой аттестации, а также набор экзаменационных тестов.  
Выпускники, не сдавшие итоговых экзаменов по отдельным учебным предметам или не выполнившие практические квалификационные и письменные экзаменационные работы, не допускаются к последующему этапу итоговой аттестации. Порядок повторного прохождения аттестационных испытаний определяется учреждением начального профессионального образования. Выпускникам, не прошедшим аттестационных испытаний в полном объеме и в установленные сроки по уважительным причинам, учреждением начального профессионального образования может быть назначен другой срок их проведения или их аттестация может быть отложена до следующего периода работы аттестационной комиссии. Получение неудовлетворительной оценки на итоговом экзамене по одному учебному предмету не лишает выпускника права продолжить сдачу итоговых экзаменов по другим предметам. 
При наличии разногласий между членами аттестационной комиссии в определении оценки уровня знаний и умений выпускника учреждения начального профессионального образования или несогласии выпускника с оценкой аттестационной комиссии качества его знаний и умений возможно проведение повторной аттестации аттестационной комиссией другого состава. 
Много общего в структуре и порядке проведения государственной итоговой аттестации в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в РФ утверждено постановлением Госкомвуза от 27 декабря 1995 г.101, а Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ – постановлением Госкомвуза от 25 мая 1994 г.102. Она может включать одно или несколько аттестационных испытаний следующих видов: 
 
- итоговый экзамен по отдельной дисциплине; 
 
- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности; 
 
- защита выпускной квалификационной работы. 
 
^ Итоговый экзамен по отдельной дисциплине должен определять уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебной программой, и охватывать все минимальное содержание данной дисциплины, установленное соответствующим государственным образовательным стандартом.

Информация о работе Предмет и метод образовательного права